Картинка

Интервью «За 9 лет «ЭКСАР» поддержало российский экспорт на 70 млрд долларов»

18 сентября 2020, 13:45

Персоны

Как защитить российских экспортеров от коммерческих и политических рисков? Можно ли застраховаться от неплатежа со стороны покупателя? Какой несырьевой экспорт в первую очередь интересует иностранных клиентов? Об этом в эфире “Вестей FM” рассказал старший вице-президент группы РЭЦ и генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков.

ПОДОЛЯН: Никита Валерьевич, приветствую вас.

ГУСАКОВ: Добрый день!

ПОДОЛЯН: Никита Валерьевич, вы возглавляете Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций “ЭКСАР”, которое входит в группу РЭЦ. Расскажите подробнее, чем занимается ваше агентство и что о нем должны знать экспортеры?

ГУСАКОВ: Прежде всего хочу отметить, что “ЭКСАР” является государственным экспортным кредитным агентством, созданным еще в 2011 году. На сегодняшний день мы осуществляем страховую поддержку экспортёров товаров и услуг российского производства, предоставляя защиту от коммерческих и политических рисков, занимаемся развитием системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием агентства, страховой поддержкой российских инвестиций за рубежом и поддержкой экпортно-ориентированных субъектов МСП.

ПОДОЛЯН: А скажите, какие самые востребованные продукты на сегодняшний день у вас есть, что пользуется наибольшей популярностью у экспортеров?

ГУСАКОВ: Традиционно самым востребованным продуктом является страхование краткосрочной дебиторской задолженности, которое позволяет экспортерам управлять рисками неплатежа со стороны иностранных контрагентов при поставках товаров на условиях отсрочки платежа, и страхование кредита покупателю, позволяющее банкам финансировать иностранных покупателей российской продукции с оптимальным уровнем риска. В этом году разработан и запущен новый продукт по страхованию отсрочки платежа для экспортеров сегмента МСП, который позволяет нашим клиентам на прозрачных условиях – на основании заявления на страхование, без дополнительных документов, – получить страхование по отгрузкам на условии отсрочки.

ПОДОЛЯН: А если мы говорим о цифрах, насколько востребованы ваши услуги в целом среди экспортёров страны?

ГУСАКОВ: В прошлом году мы поддержали экспорт на 18 млрд долларов, что примерно составляет 12% от российского несырьевого неэнергетического экспорта. За 9 лет агентство поддержало более 70 млрд долларов США экспортных поставок из России.

ПОДОЛЯН: Давайте поговорим о вашем новом продукте – страховании отсрочки платежа для клиентов сегмента МСП. Расскажите, что это и в чем его основные особенности и главные плюсы?

ГУСАКОВ: Продукт разработан специально для экспортёров, малого и среднего бизнеса, которые поставляют товары или оказывают услуги иностранным контрагентам на условии отсрочки платежа. Часто такой способ расчётов является единственно приемлемым для компаний-покупателей, а в условиях высокой конкуренции поставщики вынуждены соглашаться на эти требования. Вот и выходит, что экспортёр сначала за свой счет производит товар и поставляет его покупателю, а оплату за этот товар он получит только через несколько месяцев, а может, и не получит вовсе. Дополнительная сложность здесь в том, что покупатель находится в другой стране, и у экспортёра просто может не быть ресурсов для оперативного реагирования на возникшую проблему с получением оплаты. Не все смогут своевременно выехать к контрагенту, начать работу по взысканию долга, вести судебный процесс при необходимости – это требует больших затрат. В итоге даже один неплатеж со стороны иностранного покупателя может привести экспортера к убыткам. Наш продукт «Страхование отсрочки платежа для экспортеров – МСП» как раз позволяет экспортёру в любом случае получить часть средств за поставленные товары. При этом при получении страховой выплаты от “ЭКСАР” экспортер считается исполнившим свои обязательства по репатриации валютной выручки. Из названия продукта понятно, что он предназначен именно для компаний малого и среднего бизнеса.

ПОДОЛЯН: Да, я как раз хотела спросить, а какие требования предъявляются к компаниям для того, чтобы они могли воспользоваться этим новым продуктом?

ГУСАКОВ: На самом деле требования очень простые. Основное – быть предприятием МСП, то есть компания должна быть зарегистрирована в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также вести свою деятельность не менее 2 лет. Страховое покрытие распространяется на товары и услуги российского производства, а максимальная отсрочка платежа для этого продукта не должна превышать 90 дней, хотя при необходимости клиент может дать покупателю дополнительную отсрочку в размере до 45 дней к установленной в экспортном контракте. Что клиент получает: электронный договор страхования, покрывающий его коммерческие и политические риски. Объем поставок, застрахованных по одному договору страхования, может достигать 10 миллионов рублей. В случае неплатежа покупателю мы покрываем 70% риска, то есть 30% – это собственный риск экспортёра.

ПОДОЛЯН: А что касается не только коммерческих, но и политических рисков. Что это за риски? Что сюда входит?

ГУСАКОВ: Коммерческие риски возникают из-за ухудшения финансовой ситуации у покупателя. Это может быть просто неплатёж в свете нежелания платить, неплатеж также может быть вызван объективными финансовыми трудностями, ну или как крайний случай – банкротством покупателя. А политические риски — это когда у покупателя есть средства для оплаты, но он физически не может осуществить платеж. Это может быть связно с ограничениями в конвертации или при переводе денег.

ПОДОЛЯН: То есть, получается, то, с чем мы столкнулись – пандемия коронавируса – может подходить под эти риски или всё-таки нет?

ГУСАКОВ: Безусловно, невозможность оплатить товар в свете ограничений, введённых государством, как например, закрытие границ или ограничение на деятельность тех или иных организаций, банков, попадает под случай политических рисков. За последние несколько месяцев действительно были риски, вызванные пандемией, которые мы покрывали.

ПОДОЛЯН: А что касается каких-то погодных форс-мажоров, они тоже сюда включены?

ГУСАКОВ: Нет, погодный форс-мажор – это немножко другой страховой риск, мы его не покрываем. Но если в итоге неблагоприятных погодных условий финансовое состояние покупателя ухудшается и он не в состоянии оплатить товар, безусловно, это будет тот риск, который “ЭКСАР” закрывает.

ПОДОЛЯН: Давайте тогда остановимся подробнее на еще одном процессе: агентство предоставляет наиболее короткие по срокам выплаты при наступлении страхового случая. Расскажите, как происходит, как работает этот механизм?

ГУСАКОВ: Всё достаточно просто. Допустим, некая компания заключила договор с зарубежным контрагентом на сумму 10 миллионов рублей с отсрочкой платежа в 90 дней. Подала заявление на страхование, получила онлайн-одобрение, оплатила страховую премию и отгрузила товар. Если контрагент не оплатил поставленный товар по истечении 4 месяцев, из которых 90 дней – это отсрочка по контракту и 30 дней – дополнительный срок, предусмотренный для технических просрочек, компания может обратиться в “ЭКСАР” за страховой выплатой. В течение месяца компании будет выплачено страховое возмещение в размере 7 миллионов рублей.

ПОДОЛЯН: Предоставляемый продукт, насколько я понимаю, полностью электронный, все документы оформляются в режиме онлайн?

ГУСАКОВ: Безусловно, в целом наша стратегия – как группы РЭЦ, так и “ЭКСАР” – направлена на максимальную цифровизацию наших продуктов, но и, естественно, если мы говорим о сегменте МСП, многие из этих компаний находятся в регионах, поэтому мы стараемся максимально удобным сделать для них сервис, а в наше время удобство тождественно цифровому формату.

ПОДОЛЯН: А скажите, на кого делается акцент в первую очередь в вашей сегодняшней работе?

ГУСАКОВ: Задача агентства состоит в поддержке в целом несырьевого неэнергетического экспорта из России. Если посмотреть на список крупнейших российских экспортеров, то более 60% компаний уже являются нашими клиентами и сотрудничают с нами много лет. Поэтому реальное расширение нашей клиентской базы, конечно, будет происходить за счет сегмента малого и среднего бизнеса, и речь даже не только о нашей клиентской базе, но и в целом они являются основным драйвером для расширения экспорта. Мы продолжаем активно работать с крупными компаниями, в том числе по крупным экспортно-ориентированным проектам в России и по крупным проектам за рубежом, но дополнительный фокус и дополнительное развитие нашей продуктовой линейки в первую очередь сфокусировано на малом и среднем бизнесе.

ПОДОЛЯН: Вот вы сказали по поводу несырьевых сфер, а, например, это какие?

ГУСАКОВ: Если посмотреть на наш портфель, то крупнейшими сегментами являются металлопродукция, удобрение, сельхозпродукция и машиностроение. Машиностроение — это в первую очередь автомобилестроение, мы работаем со всеми крупнейшими производителями в России. Железнодорожное машиностроение, тяжелое машиностроение, энергетика – это те сегменты, которые в принципе во всём мире невозможно продавать на экспорт без серьезной финансовой поддержки со стороны экспортных агентств и банков.

ПОДОЛЯН: То есть это всё то, что интересует западных партнеров?

ГУСАКОВ: Безусловно, то, что должно интересовать западных партнеров, и то, в чем мы конкурентоспособны.

ПОДОЛЯН: Я благодарю вас за этот разговор и за ряд важных разъяснений, а слушателям напоминаю, что с наи был старший вице-президент группы РЭЦ и генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков, а говорили мы о работе компании.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация