Кубок интерпретаций Букстехуде. Чакона утешения
"Господи, когда я с Тобою, то не вопрошаю
ни о чём ни небо, ни землю.
Когда изнемогает и плоть моя, и сердце моё,
Ты, Боже, утешение сердца моего
и часть моя навек."
По музыкальной форме концерт представляет собой чакону – набор эффектных поступательно развивающихся вариаций на остинатный бас в виде простого нисходящего тетрахорда. И это не случайно. Чакона в 17 веке была очень популярной формой изложения музыкальных представлений о мире. Мире, в котором земля благодаря открытиям Коперника вращалась вокруг солнца, мире, в котором царило новое его понимание, циклическое и кинетическое. И не только благодаря Копернику, но и Харви, открывшему круг кровообращения. Чакона на этот именно текст тоже, думается, логична и закономерна. Человек терпит поражение в правах на свою плоть и сердце в силу болезней и старения. Но когда он с Господом, то его это не беспокоит, ибо Бог является частью человека навеки. И эта семантика псалма представлена как процесс. Мы словно видим, как происходит одновременно тление плоти и усиление присутствия Бога в человеке. И эти восходящие гармонии развивающихся вариаций отражают радость единения Бога и человека.
Концерт написан для сопрано, двух скрипок и басо континуо. Но мы прекрасно понимаем, что во времена раннего барокко считалось вполне уместной замена инструментальных голосов, а в некоторых случаях и вокальных. И в первом варианте мы услышим двойную замену – тенор вместо сопрано, а партию одной из двух скрипок исполняет цинк. Более того, концерт предваряет небольшая инструментальная импровизированная прелюдия, не прописанная здесь композитором, на всё тот же басовый стандарт чаконы.

1. Тенор Ханс Йорг Маммель и ансамбль Ла Фениче под руководством Жана Тюбери, который также играет на цинке.
2. Исполнение, у которого, кажется, ничего нет общего с Ла Фениче. Шведская певица Анна Йобранд и ансамбль Гётеборг Барок, руководитель Магнус Кьельсон.
Выбирайте и голосуйте.
Кубок интерпретаций. Все выпуски
- Все аудио
- Кубок интерпретаций