Кубок интерпретаций 8 марта. День рождения Карла Филиппа Эммануэля Баха
Галантный век пришёл на смену барокко подобно циклону, породив направление «бури и натиска» и чувствительности, которое выразилось в немецком обозначении empfindsamkeit. Барочная доктрина аффекта сменилась семантикой перепада чувств и настроений.
Клавирный концерт ми минор, написанный в 1745 году – яркое тому свидетельство. Сегодня мы послушаем начальный фрагмент вступительного аллегро из этого концерта в двух интерпретациях на разных инструментах. Это важно ещё и потому, что в середине 18 века происходила бурная революция клавишных инструментов, когда ещё не вышел из моды клавесин, и в то же время быстро набирали популярность и исполнительскую востребованность различные виды молоточкового клавира.
Сперва вы как раз услышите один из таких инструментов, тангентенфлюгель, изобретённый правда в 50-е годы 18 столетия, то есть чуть позже того, когда был написан ми минорный концерт. Но мы же прекрасно понимаем, что концерт исполнялся при жизни КФЭ Баха и позже, и вполне мог быть сыгран на таком новомодном инструменте, сочетающем в себе в верхних регистрах звук молоточкового клавира, а в нижних клавесина.
Миклош Шпаньи играет в сопровождении Concerto Armonico под руководством Петера Шютца.
Неподражаемый и мгновенно узнаваемый почерк КФЭ Баха. Сочетание штюрмерства и непредсказуемости в духе стиля фантастикус, можно сказать «штурмус фантастикус».
Сравните это с другим вариантом исполнения. Фредерик Хаас на клавесине в сопровождении ансамбля Ausonia. Почувствуйте разницу, оцените её и проголосуйте.
Кубок интерпретаций. Все выпуски
- Все аудио
- Кубок интерпретаций