Кубок интерпретаций К 140-летию Бартока

28 марта 2021, 22:35

Эта передача приурочена к 140 годовщине со дня рождения Белы Бартока 25 марта 1881 года.

Обратимся мы к одному из самых популярных, знаковых и выдающихся его произведений – концерту для оркестра. Это 5-частное сочинение для очень большого состава не случайно названо концертом. Это очень хорошо проясняет немецкий дирижёр Инго Мецмахера: "Для меня концерт для оркестра Бартока – своего рода итог развития европейской музыки первой половины XX века. Это сочинение – одновременно простое и виртуозное, здесь фактически нет тутти. Каждый музыкант огромного оркестра становится солистом".

Действительно, если мы внимательно присмотримся к партитуре, то обнаружим наличие огромного количества солирующих партий от самых разных инструментов. Можно сказать, используя терминологию классической эпохи, концерт для очень многих инструментов. По-итальянски будет звучать забавно concerto con molto molti strumenti. И в этом отличие этого сочинения от симфонии, и даже от концертной симфонии, где обычно солирует несколько инструментов при наличии тутти ответа на эти соло.

Теперь об обстоятельствах, в которых создавался этот концерт. Они были очень тяжелы для Бартока. Композитор был болен неизлечимой формой рака. Кроме того, Барток и его семья жили крайне бедно.

Барток в 1940 году бежал от фашистского режима, установившегося у него на родине, в Венгрии, в Америку. И вот в 1943 году, чтобы поддержать Бартока, великий русский дирижёр Сергей Кусевицкий добился от своего Бостонского оркестра заказа для композитора. Осенью Барток закончил концерт для оркестра, и он был исполнен 1 декабря 1944 года Бостонским симфоническим оркестром под управлением самого Кусевицкого.

Сочинение стало триумфальным, оно транслировалось по радио на всю Америку, и в следующие 10 лет, уже после смерти Бартока (а он умер на следующий год 26 сентября 1945 года) пережило более 200 исполнений.

Мы обратимся к 4й части концерта, которая называется прерванное интермеццо. Она довольно лаконична и при этом предельно разнообразна по тематике и даже ритмике. Барток использует плавную мелодию в качестве главной темы с переменным размером, что само по себе очень любопытно. И вот эта главная тема прерывается мощным глиссандо тромбонов и деревянных духовых.

Но наиболее пикантная ситуация сложилась в истории объяснений одной цитаты, которую в 4й части использует Барток. В своё время сын композитора Питер Барток сделал по поводу неё заявление, которое было понято в том духе, что Бела Барток высмеивает тему нашествия из 7 симфонии Шостаковича. Но скорее всего, это заявление было неверно трактовано. Дело в том, что ещё раньше друг композитора Дьёрдь Шандор объяснил, что Барток цитировал не что иное, как одну арию из оперетты "Весёлая вдова" Франца Легара. Вполне возможно, что и Шостакович, и Барток оба процитировали тему этой арии, отсюда наверное и родились эти домыслы.

Концерт для оркестра и сегодня очень популярен и востребован исполнителями, и записей хватает сполна. Мы подобрали для вас наиболее отличающиеся, чтобы почувствовать, как можно эту музыку по разному интерпретировать.

Леонард Бернстайн и Золтан Кочиш

1. Леонард Бернстайн и Нью-Йоркская филармония, запись 1960 года. Бернстайн очень бережно обращается с партитурой, тщательно вырисовывая все узоры, все взаимодействия между солирующими инструментами, а их, как мы уже подчёркивали, не много, а очень много.

2. Золтан Кочиш, известный венгерский пианист и дирижёр, к сожалению уже покойный, хотя ему сейчас было бы всего 68 лет, он умер в 2016м. А запись сделана в 2004м году с Венгерским Национальным Филармоническим. И совсем другое прочтение!

Выбирайте и голосуйте.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация