Кубок интерпретаций Брамс. Кларнет или альт

11 апреля 2021, 22:35

Брамса восхищает игра Рихарда Мюльфельда, солирующего на кларнете в этих произведениях. Начинается их дружба, плодами которой стали 4 выдающихся произведения – Трио ля минор для кларнета, виолончели и фортепьяно опус 114, кларнетный квинтет си минор опус 115, оба сочинения 1891 года, а также две сонаты опус 120 для кларнета и фортепьяно, завершённые в 1894 году.

Надо ли говорить кому были посвящены эти две сонаты? Конечно же Рихарду Мюльфельду, которому Брамс может быть благодарен за своё композиторское возрождение.

И действительно, эти две сонаты опуса 120 не только стали шедеврами в репертуаре кларнета, но и открыли новые горизонты для создания пьес для такого необычного сочетания кларнета и фортепьяно.

Премьера сонат в исполнении Мюльфельда и самого Брамса состоялась 7 января 1895 года в Вене, но ещё в ноябре предыдущего года они обыграли их на дне рождения Клары Шуман.

Финал первой сонаты фа минор vivace состоит из различных тем-символов, причудливо связанных с Кларой Шуман. Ну например мотив сочетание тональностей faf – frei aber froh (свободен, но радостен) или fae – frei aber einsam (свободен, но одинок) – всё это выдаёт вдохновенное послание Брамса Кларе. Есть ещё более откровенное признание – в побочной партии финала есть мотив с сочетанием си бемоль – до, что выдаёт аббревиатуру BC Брамс-Клара. А ещё в той же побочной теме есть органный пункт, к которому Клара была неравнодушна, и Брамс в одном из писем упоминает об этом.

Слушать мы будем именно финал этой сонаты. И вовсе не только потому, что он насыщен этими символами, но и благодаря многочисленным и разнообразным оттенкам настроений, ритмике, характеру движений.

А ещё нам предстоит очень неожиданное и увлекательное сравнение версий. Дело в том, что Брамс эти две сонаты переделал для альта и фортепьно, вероятно полагая, что в таком более привычном сочетании его музыка будет чаще исполняться – всё же профессиональных струнников было больше, чем кларнетистов, а скрипачи в то время все прекрасно владели альтом.

1. Свежая запись 2020 года прославленного венгерского пианиста Андраша Шиффа и немецкого кларнетиста Йорга Видманна.

2. Запись этого, 2021 года. На альте Страдивари играет Антуан Тамести, а на фортепьяно мастера Бехштайна – Седрик Тибергьен.

Сравнивайте авторские версии для кларнета и альта и их исполнения, выбирайте и голосуйте.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация