Кубок интерпретаций Бранденбургские концерты И С Баха

18 апреля 2021, 22:35

4-й концерт, финал которого и станет ареной матча этого кубка, написан для солирующей скрипки и двух других инструментов, предельно точно обозначенных Бахом как flauti di echo. Исследователи до сих пор гадают, что же Бах имел в виду. Очевидно заложенный эффект эхо мог быть отнесён к конкретному инструменту, существовавшему и в 18 веке, продольной двуствольной эхо-флейте с возможностью повторять звуки с соответствующим эффектом. Сейчас музыканты играют на двух блокфлейтах, которые вторят друг другу.

Но самое интересное в этом концерте – особенности поведения солирующей скрипки и этих двух продольных вторящих флейт. Скрипка играет чрезвычайно виртуозно, с обилием двойных и тройных нот, но! Играет она при этом в основном свою особую партию, которая не содержит тематический материал. Каждый солирующий голос упорно гнёт свою линию, и это наводит мысль на несколько рассуждений.

Первый момент – это удивительный и крайне необычный юмор Баха, который все главные темы отдаёт этим двум вторящим флейтам. Второй момент – это соотношение концертирующих голосов – флейты обеспечивают особый колорит, атмосферу, аромат воздуха, который они продувают через себя. Это достигается приёмами эхо и, конечно, тем, что они излагают саму мелодическую тему. И, наконец, ещё один момент – это состязание между этими флейтами и скрипкой, которая проповедует свой особый топос.

Подобное концертирование и наводит на мысль трактовать концерт мифологически, сравнивая его с состязанием между Апполоном и Марсием. Апполон, предводитель муз, выразитель Разума, Гармонии и Порядка спорит с сатиром Марсием, символизирующим Страсть и любовные увлечения. Вроде бы всё логично – Апполон на лире да браччо, то есть скрипке, и Марсий на античном авлосе, представляющем собой как раз сдвоенную продольную флейту.

Но эти хорошо известные образы, активно эксплуатирующиеся искусством ренессанса и барокко, в этом концерте представлены как бы инверсивно. Страстное и увлечённое, местами отвязное поведение скрипки и торжество Разума и Духа в партии флейт, излагающих весь тематеческий материал.

Филипп Пике и его New London Consort начинают уже другое состязание интерпретаций, исход которого зависит от вас. От того, как вы оцените и выразите в своём голосовании исполнение автора мифологической трактовки концерта Филиппа Пике в сравнении с чешским ансамблем Musica Florea, который завершает программу.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация