Кубок интерпретаций Бенжамин Бриттен – "никогда снова"!

9 мая 2021, 22:35

Военный реквием был впервые исполнен 30 мая 1962 года по случаю освящения нового Собора Св. Михаила в Ковентри, построенного на месте старого, 14 века, и разрушенного бомбардировками во время второй мировой войны.

Пацифист Бриттен был чрезвычайно вдохновлён поступившим ему заказом на сочинение и совершенно не случайно выбрал именно жанр реквиема. И тема второй мировой войны , которую просто невозможно было обойти, создавая сочинение для освящения Собора в Ковентри, приобретает у Бриттена расширенное гуманистическое толкование, о котором композитор высказался сам – "Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нём много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращён к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны".

Бриттен посвятил Реквием памяти 4 друзей, погибших на фронтах. Что же касается особой формы этого грандиозного Реквиема продолжительностью около полутора часов, так это соединение текстов – канонического текста заупокойной мессы и 9 стихотворений английского поэта Уилфреда Оуэна.

Судьба Оуэна трагична – он родился в 1893 году, служил командиром стрелковой роты в первую мировую войну и был убит 4 ноября 1918 года всего за неделю до её окончания.

Несмотря на новаторское и смелое чередование номеров на традиционные латинские тексты и антивоенные стихи Оуэна, Бриттен признавал стилистическое влияние Реквиемов других композиторов, прежде всего Верди.

Мы обратимся к одному важному и довольно интересному эпизоду этого огромного сочинения. После монолога баритона, в котором отчаяние и ненависть к войне, столь близкие по духу самому Бриттену, выражены богохульными заклинаниями оуэновского солдата о том, что небо виновато в войне и нужно наказать Бога за то, что он это допускает, вдруг снова возникает как гром секвенция на текст Dies Irae (вот с этого "второго пришествия" гнева Божьего мы и начнём как раз). Далее после кульминации хор замедляется и стихает, медные духовые уходят в пианиссимо, словно возвещая конец боя и опустошение. И вот тут возникает Lacrimosa, музыкально и семантически связанная с Dies Irae тонко вычерченным Бриттеном переходом от гнева к молитве через эффект замирания.

В Lacrimosa помимо хора есть партия сопрано, очевидно призванная выразить персональные переживания отдельного человека в этой молитве.

Бриттен в своём Реквиеме выписал три сольные партии – сопрано, тенора и баритона. Они были предназначены представителям трёх народов. Русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер Дискау. Однако, замыслу Бриттена не суждено было осуществиться на премьере 30 мая 1962 года по вине властей Советского Союза, которые не дали разрешение на выезд Галине Вишневской. Но позже ей всё-таки позволили принять участие в записи в Лондоне в 1963 году под управлением самого Бенжамина Бриттена. И именно эта запись прозвучит первой.

Естественно, такое сочинение сразу начало жить собственной исполнительской жизнью, которая постоянно пополняется новыми интерпретациями.

В качестве сравнения прозвучит запись, сделанная спустя 30 лет авторской, в 1993 году. Джон Элиот Гардинер, его Монтеверди хор и Симфонический оркестр Северо-немецкого Радио, солистка – словацкая певица Люба Оргоназова.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация