Кубок интерпретаций Бах. Кантата BWV 165. Потопление преступлений

30 мая 2021, 22:35

Эта кантата – настоящая музыкальная проповедь, основанная на эпизоде из Евангелия от Иоанна о ночной беседе Иисуса с Никодимом. В ответ на вопрос Никодима о том, как может родится человек, будучи стар, войти в утробу матери и снова родиться – Иисус отвечает – если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Во времена Баха Троица знаменовала конец Temporale, первого полугодия литургического года и считалась кульминационным праздником. Именно таким он предстаёт в небольшой кантате BWV 165, в которой есть многочисленные упоминания о воде. А они в свою очередь подчёркивают сакральное значение крещения.

Кантату открывает ария сопрано, озаглавленная термином Concerto. Это уже само по себе удивительно, хотя если разобраться, то она и впрямь напоминает концерт для солирующего голоса, струнных и баса. Но самое поразительное в другом. Фугированные пассажи расписаны Бахом так искусно, что создаётся впечатление водоворота. Смотрим текст Саломона Франка

О, Духа и воды купель святая,

Нас ко Царству приобщающая Божию

И в Книгу вписывающая Жизни!

О, потоки, преступления все своею потопляющие

Чудодейственною силой

И новую нам жизнь дарующие!

О, Духа и воды купель святая!

Перевод игумена Петра Мещеринова.

Теперь становится понятно, почему так разыгрывает Бах эти фуги. Ведь потопить преступления может только вода с чудодейственной силой. Сила воды, выраженная фугированным струнным массивом – как это передать в исполнении?

Очень интересно и вместе с тем довольно спорно про это написал Джон Элиот Гардинер, видимо испытав разные темпы. Если вы, пишет он, будете разыгрывать эти фуги медленнее определённой скорости, это будет стилистически неверно. Как Стравинский в нео-барочном стиле или даже Веберн. Далее Гардинер указывает, что несоответствия исчезают, как только Вы возьмёте более быстрый корректный темп, который призван изобразить поток воды сквозь скалы.

Очевидно, Дух изображён дискантом, сопрано. И это очень важная для исполнителей задача – дать ощущение бесплотности и вместе с тем какой-то непостижимости.

В этой арии, как это часто бывает у Баха, не статичная картинка, а действие. Процесс приобщения к Царству Божьему, пока в виде первоначального этапа потопления преступлений. Но уже ощущается присутствие Духа, в отсутствии духовых инструментов.)

Первым у нас "выступит" Джон Элиот Гардинер со своим English Baroque Soloists, поскольку мы уже знаем его вербальные представления об интерпретации. Сопрано – Рут Холтон.

Второй вариант представляет интерпретацию в более медленном темпе, против чего Гардинер предостерегает. Тем не менее он привлекает внимание и некоторым образом способен оспорить мнение Гардинера. Прозрачные, предельно локализованные в пространстве струнные, которые разыгрывают водные стихии фуг, не скрывая их причудливости.

Что из этого вышло – необарочный Стравинский или раннебарочный фантастикус, судить вам. Агнес Цигович поёт в сопровождении ансамбля Theatre of Early Music под руководством Дэниэла Тейлора.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация