Традиции Потеряем деревянные храмы – потеряем души
Персоны
В русской культуре есть два феномена, и один из них – деревянное зодчество. Какое отношение к нему имеет наша духовная составляющая? Бедственное положение храмов Севера и пути их возрождения.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", Сергей Михеев. И сегодня поговорим о возрождении старинных храмов, в первую очередь деревянных. О деревянном зодчестве, которое, на мой взгляд, является одним из самых интересных вообще элементов русского, российского архитектурного искусства и архитектурной традиции, при всем при этом сочетающейся с духовной составляющей нашей такой цивилизационной основы. А я лично убежден абсолютно в том, что все-таки Россия является такой особой цивилизацией или, по крайней мере, цивилизационным феноменом. И поддержание собственной идентичности, оно во многом зависит и от, скажем, таких внешних символов, в том числе которыми являются и разного рода памятники архитектуры. Но дело не только в памятниках, а и в том, что эти символы несут духовное значение, а иногда просто практически помогают конкретным людям обрести для себя и смысл жизни, и, может быть, даже род занятий. Сегодня у нас в гостях протоиерей Алексей Яковлев – руководитель проекта "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера". Здравствуйте, отец Алексей.
ЯКОВЛЕВ: Здравствуйте, дорогие друзья.
МИХЕЕВ: Отец Алексей, ну давайте, чтобы я ничего не выдумал, вы нам расскажете об этом вашем проекте. Потому что, насколько я понимаю, его суть в том, что добровольцы (или как сейчас модно говорить "волонтеры") на свои, в общем-то, деньги или на пожертвования совершенно добровольно занимаются в свободное от основных занятий время очень нужным и важным делом, до которого у государства или у местных властей часто руки не доходят.
ЯКОВЛЕВ: Сергей Александрович, вы верно заметили, что деревянное зодчество – это символ России в том числе. Потому что в русской культуре, возможно, есть два феномена – это иконопись и деревянное зодчество. Просто таких удивительных красивых и больших храмов, которые насчитывают столетия, нет во всем мире, это только наше сокровище. И при этом наше сокровище находится в очень бедственном положении. На севере России – в Архангельской, Вологодской области и в Карелии – до революции было больше 1300 храмов, и не только храмов – часовен было в разы больше. В настоящий момент осталось 410, и большая половина из них находится в аварийном состоянии. Это означает, что в ближайшие пять лет, если не провести противоаварийные работы в этих храмах и часовнях, они перестанут существовать, то есть они превратятся в руины. Вот, с одной стороны, уникальное сокровище для всего мира, а с другой стороны – такое бедственное положение. Потому что, конечно, дерево – это очень хрупкий материал, и если за ним не ухаживать, то оно быстро разрушается. Если о таком прекрасном памятнике как Кижский погост знают во всем мире, то о подобных десятках уникальных храмов, которые высотой больше 40 метров, построены 200 или 300 лет назад и находятся вот на нашем русском Севере, знают только в прямом смысле слова единицы. Вот такой парадокс. И мы отправляемся к этим храмам, к этим часовням для того, чтобы эти часовни сохранить, и на них могли бы посмотреть наши дети. Потому что, когда мы говорим о народе, народ после себя оставляет культуры, в том числе то, что можно видеть, созерцать, потрогать своими руками. Это, например, вот в том числе и деревянные храмы и часовни. И когда ты видишь потрясающий храм, вот, к примеру, храм деревни Подпорожье на реке Онега, он всего лишь на одну седьмую по объему меньше, чем Кижи, а по высоте он такой же большой, то есть больше 10-этажного дома деревянный храм, и построен больше 200 лет назад. Так вот, когда ты видишь, что вот такие шедевры создавал народ, который является твоим народом, то ты понимаешь, насколько величествен был этот народ, какая прекрасная была у него душа. Потому что душа народа отражается в том, что он создает...
Слушайте в аудиофайле!