Интервью "Снисходительность к юным дарованиям – дело излишнее"
Персоны
Выставка-игра "Жизнь замечательных вещей" в Музее Москвы. Снисходительность в отношении детей-творцов – нечто излишнее?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Среди тех выставок, которые сейчас работают в Москве, представляется интересным проходящая в стенах Музея Москвы выставка детской студии "ДЭЗ № 5". И я рад приветствовать в этой студии Михаила Лабазова – известного архитектора, основателя группы "АБ" и основателя и руководителя этой студии "ДЭЗ № 5". Миша, добрый день.
ЛАБАЗОВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Значит, в этот раз выставка, по понятным причинам, более масштабная. По понятным причинам – потому что в прошлом году выставки не было, и таким образом здесь у каждого, по-моему, художника молодого не одна, а две, а у некоторых даже, по-моему, по три работы.
ЛАБАЗОВ: Ну, мы не считали, но, по-моему, даже есть и побольше.
ЗАСЛАВСКИЙ: И каждый год это такое довольно важное событие. Вроде бы детская студия, и в отношении всего этого часто, естественно, снисходительность. А тут выставки и проходят в самых лучших музеях, в самых известных залах – это был Политехнический и Музей декоративно-прикладного искусства.
ЛАБАЗОВ: И МуАр.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, и в МуАре, в Музее Циолковского в Калуге, и где-то еще было на улице в Кузьминках.
ЛАБАЗОВ: В Музее революции.
ЗАСЛАВСКИЙ: В Музее революции, да.
ЛАБАЗОВ: В Английском клубе, в Artplay.
ЗАСЛАВСКИЙ: В данном случае это абсолютно лишнее (я имею в виду снисходительность), потому что речь идет о работах, которые вызывают интерес и публики, а не только родителей (которые естественная часть этой публики), но и арт-критики, которые с удовольствием рецензируют эту выставку (по-моему, в этот раз одну из самых удачных).
ЛАБАЗОВ: Не мне судить. Но в принципе это самый продолжительный проект. У нас никогда не было проекта длительностью два сезона. Но так получилось, что мы были готовы открыть ее год назад, почти готовы. Но в марте месяце, в конце февраля нас запечатали, ну как и всех. Распечатали в сентябре, потом снова запечатали. И, в общем, какими-то такими короткими перебежками, но в течение длительного времени мы этим занимались. И здесь, в общем, время и затраты, они все-таки дали переход количества в качество.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вот самой этой студии сколько лет уже – 25 или 30?
ЛАБАЗОВ: В этом году 35.
ЗАСЛАВСКИЙ: 35! Это сойти с ума, как говорится. И это повод для того, чтобы сделать какие-то, в том числе, наверное, и социологические выводы. Вот из того, что было в первые годы, и то, что сейчас, что меняется? Да, вот тогда это были советские. Сегодня это часто дети тех, кто уже родился после того как Советского Союза уже не было.
ЛАБАЗОВ: Да, так.
ЗАСЛАВСКИЙ: Так, я с кем-то разговаривал и выяснил, что у человека чуть ли не бабушка родилась в 77-м году. И я так посчитал – получилось.
ЛАБАЗОВ: Ну, дело в том, что уже ходят дети тех детей, которые ходили лет 20-25 назад в студию. И сейчас еще должны прийти (просто бэби-бум такой) как раз там человека три или четыре придет (в ближайший год, по-моему, или два) детей студийцев разлива там 98-го, 2003-го, вот так.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вот что изменилось в фантазии, в движении мыслей?
ЛАБАЗОВ: Ничего.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ничего?
ЛАБАЗОВ: Слушайте, ну перестаньте. Ну, если вы свободно как бы думаете, то ну что меняется? Конечно, меняется, но, по большому счету, все равно это всё… каждый пишет свою книгу всю жизнь. В принципе все, кто-то говорит, что это спираль, кто-то говорит, что это замкнутый круг, но тем не менее говорить, что что-то кардинально поменялось, я бы не стал.
ЗАСЛАВСКИЙ: А мышление?
ЛАБАЗОВ: Может быть, немного свободнее. Если сравнивать с тем временем, когда мы начинали. А начинали мы это в 86-м году...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью