Интервью "Только с друзьями можно построить театр"

28 августа 2021, 01:07

Персоны

"Я год доказывал, что могу учиться бесплатно. Это такой спецназ". Обучение в ГИТИСе глазами Владимира Панкова. Пересечение музыки и театра. Когда понимаешь, что пора "создавать свое"?

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Время от времени в этой студии мы еще и говорим про ГИТИС. И это разговор о школе на самом деле, о традиции, о том, как школа сохраняется и как она одновременно меняется. И я рад приветствовать в студии выпускника ГИТИСа, сейчас заведующего кафедрой эстрадного искусства, единственного режиссера, который за последние годы представлял Россию в официальной программе Эдинбургского фестиваля со своим спектаклем "Война". И это Владимир Панков – одновременно еще и худрук московского театра "Центр драматургии и режиссуры", основанного Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным. Владимир Панков. Добрый день, Володя.

ПАНКОВ: Здравствуйте, Григорий.

ЗАСЛАВСКИЙ: Наверное, первый вопрос, который я задам, все-таки будет связан с руководством театра. Режиссерский факультет ныне готовит режиссеров, но выпускники его, они в том числе и руководят театрами. Вот учеба в ГИТИСе хоть что-то дает, что потом оказывается полезным, когда человек становится руководителем театра?

ПАНКОВ: Ты знаешь, когда ты учишься, на самом-то деле ты не задаешь себе эти вопросы, и ты плывешь по течению. И, знаешь, вот я почему-то вспомнил историю, потому что, когда мы учились у Олега Львовича Кудряшова, пять лет я учился, я учился синтетическому театру, который он…

ЗАСЛАВСКИЙ: Это был режфак, или это был еще факультет музыкального театра?

ПАНКОВ: Нет, это еще был факультет музыкального театра. И более того я скажу, что на факультете музыкального театра Олег Львович Кудряшов интереснее раскрылся даже, потому что этот синтез музыки и, я бы сказал, ограничение музыкального театра, с другой стороны, понимаешь, они давали ему какой-то совершенно другой импульс.

ЗАСЛАВСКИЙ: А это же его театр, назывался "Третье направление".

ПАНКОВ: "Третье направление", да. А я сегодня говорю четвертое направление. Ну вот, может быть, отдельно мы поговорим. Он, кстати, улыбнулся, когда я сказал ему про четвертое направление.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, понятно, да, почему?

ПАНКОВ: Он говорит: "А ты знаешь, что у меня было "Третье направление"?

ЗАСЛАВСКИЙ: Конечно.

ПАНКОВ: Я говорю: "Ну вот, а я вот интуитивно пришел к четвертому направлению". И ты плывешь по течению. Я понял, что когда я вышел через пять лет, я не встретил ни одного такого театра, которому он меня учил, вот именно пересечение музыки, театра, создавание музыки, работа с текстом как с музыкой, и так далее. Я понял, что я либо пять лет потерял, либо надо создавать свое. Вот я стоял перед таким выбором. И учат ли этому?

ЗАСЛАВСКИЙ: Это как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен": "У меня был выбор броситься на него или погибнуть". И что же выбрать, а как вы думаете? Не догадываемся.

ПАНКОВ: Ну да, пришлось создавать свое. На основе, конечно, того, чему учил Олег Львович, и чему учила традиционная музыка, русский фольклор, это тут все в синтезе. Не могу тебе ответить, учат ли руководить. Ну как, что такое руководить? Руководить – это чувствовать человека прежде всего. Я считаю, что все-таки работа в театре – это дружба прежде всего должна быть, дружба искренняя, только с друзьями можно построить театр. Это не значит, что надо крестить детей и вместе, я не знаю, там сутками проводить время. Но вот это взаимное уважение друг друга прежде всего, насколько тебе верят и как вы пойдете.

ЗАСЛАВСКИЙ: Тогда про ГИТИС. Вообще как происходило поступление, и много ли талантливых людей, вот кого ты видел, когда вы поступали вместе, много ли людей, как тебе кажется, более талантливых, чем ты, они не прошли?

ПАНКОВ: Это сложный вопрос. Потому что я поступал вот к Олегу Львовичу, и там был добор. Я не поступил ни к Князеву, ни к Гончарову. Тогда еще Гончаров набирал в ГИТИС и Князев, я помню, самый первый набор в "Щуке". Вот я не поступил и уехал в Англию с фольклором. А Зоя Кайдановская, она поступила к Олегу Львовичу тогда на экспериментальный нулевой курс. Что значит экспериментальный нулевой? Все учатся год за тысячу долларов, и этот год они за эту свою тысячу долларов доказывают, имеют ли они право учиться или не имеют. Вот и Зоя Кайдановская поступила тогда к Олегу Львовичу вот на этот нулевой курс.

ЗАСЛАВСКИЙ: Нам нужно возобновить эту прекрасную традицию. А нам негде, негде, вот единственная проблема – негде.

ПАНКОВ: Это, кстати, классная система...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация