Сергей Стиллавин и его друзья Мой район. Москино
Персоны
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, когда готовился к нашему сегодняшнему эфиру в этом вот часе после 9 утра по Москве, естественно, наша команда большая, которая работает, присылает мне материалы познакомиться заранее, как бы настроиться на лучшее. Открываю письмо, а там такой заголовок, тема: «Москино». Я думаю, елки-палки, какой еще «Москино». А тут понял, что не так ударение стоит. У нас в русской традиции нет ударения на письме в отличие, например, от чешской. Конечно же, «Москино».
Я рад приветствовать в эфире нашей радиостанции генерального директора «Москино» Наталью Мокрицкую. Наталья, доброе утро.
Н.МОКРИЦКАЯ: Доброе утро.
С.СТИЛЛАВИН: Доброе утро. Друзья мои, ну, что вы должны знать, наши слушатели, что Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московское кино», сокращенно «Москино», это организация в структуре Департамента культуры, курирующая развитие городских кинотеатров, киносъемки в Москве, вот нет-нет, да и увижу такую орду человек 200, снимают кино, да. Другие общегородские проекты в сфере кино.
Например, Владик, вот я знаю, вы любите «Ночь кино», летние кинотеатры «Московское кино» и так далее. Вообще началась эта вся история в 1932-м году. Сегодня «Москино» управляет сетью из 13 кинотеатров, ну, и поддерживает современное российское кино, например, предоставляет площадки для премьер и предварительных показов, понимаете, да? Для встреч с режиссерами и съемочными группами, актуализирует культурное наследие в области отечественного кино. Ну, то есть, например, ретроспективы, киноклубы, спецпоказы к памятным датам. Поддерживает значимые московские кинофестивали и организует собственные кинособытия. Мы об этом, конечно, обо всем в деталях поговорим с Натальей.
Ну, вот первый вопрос, Наталья, дело в том, что мы все понимаем, наверное, с начала 2000-х, наверное, где-то годов, а, может быть, даже и раньше мировой кинематограф начал превращаться и превратился уже окончательно в аттракцион для подростков.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, так оно и есть.
С.СТИЛЛАВИН: И, к сожалению, вот эти толпы жующих попкорн людей, по тому, как они после себя мусорят, говорят о том, что, конечно, это массовое кино их никак не окультуривает. Лично неоднократно наблюдал, как после таких вот кинолюбов остаются целые бутылки красного вина на креслах, вы понимаете. То есть люди смотрят вот этот аттракцион в состоянии космической расслабленности. О душе, о мозгах, конечно, трудно в этом случае говорить. Просто люди проводят время в полузабытьи. И причем все это, в основном, подростковая вот эта публика. С учетом того, что сейчас развит инфантилизм, как мы знаем, эта подростковость может и до тридцатника продолжаться без проблем.
Как же вы считаете, вот, Наташ, людям вот по-прежнему нормальным, мы имеем в виду взрослых нормальных людей, таких, как Владик, я интересно сегодня вообще-то в кино ходить? Вот сидеть рядом с этими жующими и глотающими винище в темноте?
Н.МОКРИЦКАЯ: Вы абсолютно правы, конечно, инфантилизация нашего общества, которая идет вслед мировому сообществу, не надо думать, что это мы только такие, это вообще как бы такой мировой тренд, она очень сильна. И, действительно, сейчас средний вот такой возраст, если нас судить по советскому обществу, то сегодня среднему нашему даже взрослому человеку внутри, в подсознании 12-13 лет. Это говорят психологи, это так.
И, конечно, поэтому аттракционы, американское кино, и даже самое лучшее американское кино стремится к аттракциону. Только за аттракционом сегодня приходят в кино там 3D или не 3D, люди за глубоким переживанием в кино не приходят. Они глубокое переживание все переживают дома у компьютеров. Это тренд, это так, и это будет так и дальше.
Поэтому любое фестивальное кино, российское фестивальное кино становится музейным. То есть это такой музейный показ. И поэтому, не знаю, понравится ли моему руководству, что я сейчас говорю, конечно, «Москино» это такие районные музеи сегодня кино. Потому что у нас есть, слава богу, возможность, потому что нас поддерживает государство, у коммерческой сети такой возможности нет. Поверьте, когда мы встречались с ними во время пандемии, у них было аховое положение, зарплаты были мизерные. То есть они не могли содержать то огромное хозяйство, которое у них есть. Вот эти вот огромные кинозалы коммерческие сети содержать не могли, не могли содержать людей.
А нас, слава богу, то есть мы государственная структура, конечно, нам платит зарплату государство, исправно платит и даже премии, чтобы, не дай, бог, у московского работника культуры не понизился достаток. Это я вам говорю сейчас совершенно серьезно. Поэтому мы в совершенно другом положении, чем коммерческие сети, и, слава богу.
Поэтому мы можем показывать кино разное, мы можем показывать кино детское, мы можем показывать кино российское, мы можем показывать кино архивное. И мы такие, вот еще раз повторюсь, такие вот музеи кино, мы такие клубы кино в районах Москвы. И мне это, знаете, нравится.
С.СТИЛЛАВИН: Хорошо. Друзья мои, я напомню, что с нами сегодня в эфире Наталья Мокрицкая, генеральный директор «Москино», «Московского кино». Наташ, ну, вот я знаю, что у вас есть собственный большой фильмофонд, вот о нем расскажите, пожалуйста. И, понятное дело, что в этом есть преимущество, и вы сказали уже о киноклубах. Вот, что за фонд такой у вас скопился?
Н.МОКРИЦКАЯ: Вы знаете, я там сама, как киновед по образованию, и работавшая потом соответственно совершенно не киноведом с 90-х годов, киноведом нам работать было особо негде, поэтому, когда я пришла год назад в «Москино», а вот сейчас я работаю немногим более года, я была просто осчастливлена наличием этого архива.
Это такой, действительно, архив «Москино», который второй в России по хранилищу после «Госфильмофонда». Вот за те 90 лет, как вы совершенно верно сказали, которые в следующем году исполняется тресту «Москино», тогда это был Трест городских кинотеатров «Москино», скопили, эти люди были, действительно, они сохраняли, не выкидывали, как очень многие наши другие институции.
Они сохраняли все фильмы, которые выходили в кинопрокат Москвы. То есть это за 80, считайте, лет сохранены фильмы по одной позитивной, по две позитивной копии все то, что выходило в прокат огромного города Москвы. Потому что тогда был только государственный прокат. И у нас более 8 тысяч единиц хранения только игрового кино, 4 тысячи хранения анимационного кино. Вот все, что выходило в Москве, все у нас хранится.
Все в разном состоянии. Более популярные фильмы, конечно, в худшем состоянии, менее популярные в другом. Но все это бережно сохранено. Этот фильмофонд находится в огромном кинотеатре, в подземном хранилище кинотеатра «Тула». У нас есть очень большой красивый советский отремонтированный сегодня кинотеатр «Тула», который находится метро «Печатники», это такой большой очень район Москвы. И в подземных хранилищах находится вот этот наш фильмофонд, которым мы активно пользуемся.
Я вам больше скажу, я работала там больше 15 лет продюсером. Это, честно говоря, не женская, да и не мужская профессия. Она высасывает все силы…
С.СТИЛЛАВИН: Нечеловеческая.
Н.МОКРИЦКАЯ: Она, правда, очень тяжелая. Продюсером кино, это, знаете, это такой невроз на всю жизнь, это правда. Но сейчас, когда я просто читаю список нашего хранилища, вы знаете, это как лучший психотерапевт. Я создаю программы, ретроспективы. И, знаете, я как бы вернулась в свою юность и в свою молодость. То есть для меня это отдых, поверьте, вот моя работа сегодня это отдых по сравнению с кинопродюсированием.
Я создаю совершенно уникальные ретроспективы, которые, не потому что я такая уникальная, а потому что фильмофонд уникальный. Вот в ближайшее время просто в понедельник, например, стартует у нас ретроспектива, которой не было, я думаю, лет 30 в Москве и в России. Мы делаем ретроспективу, посвященную 90-летию выдающегося, на мой взгляд, драматурга и писателя остросюжетного жанра Юлиана Семенова. 8 октября ему исполняется 90 лет. И мы открываем ретроспективу.
То есть выяснилось, что практически все фильмы выходили в прокат по его сценариям и по его книгам. У нас их там, около 10 фильмов хранится. Я выбрала из них лучших 7, и мы стартуем в кинотеатре «Художественный» 8 октября фильмом «Петровка, 38». Вот я уверена, что вы знаете эту картину.
С.СТИЛЛАВИН: Конечно.
Н.МОКРИЦКАЯ: И она была, действительно, одна из самых, она была лидером проката в свое время, в конце 70-х. Мы стартуем, и эти все фильмы в прекрасном состоянии на 35 миллиметрах мы будем показывать во всей нашей сети, 7 картин. И «Испанский вариант», «Крах операции «Террор»» и так далее. То есть вот эти все потрясающие остросюжетные советские фильмы мы покажем.
Более того, извините, я еще скажу, например, как мы используем этот кинофонд. Вот будет 200 лет нашему достоянию, великому писателю Достоевскому. Мы делаем «Достоевский фест». В фильмофонде есть больше 10 картин, советских картин и не советских картин по произведениям Достоевского. Мы делаем большие ретроспективы и в «Москино», и в других кинотеатрах.
Поэтому, конечно, я благодарю этих руководителей «Москино» за эти все десятки лет, и этих людей фильмофонда, которые реально сохранили своими руками, увлажняют, реставрируют эту пленку. Это потрясающее достояние. И я благодарна Москве, что мы можем это показывать бесплатно.
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, ну, я должен тут вот объяснить нашим слушателям, наверное, может быть, они немножко не в теме, особенно молодым слушателям и Владику нашему, объяснить, вот, когда Наталья назвала цифру 8 тысяч фильмов, которые хранятся, у некоторых людей, может, немножко воспалиться воображение. Потому что, действительно, когда даже сегодня мы перечисляем те картины советские, которые мы любим и пересматриваем, от этого они не становятся хуже. Ну, там счет идет, наверное, ну, не знаю, наверное, 50 картин, может быть, даже 100.
Н.МОКРИЦКАЯ: Ну, да, до 100, сто процентов, да.
С.СТИЛЛАВИН: До 100. Но я однажды вот как-то анализировал, что происходило с советским прокатом в какие-то рядовые годы, и с удивлением обнаружил, что помимо вот этих лидеров проката, ну, то есть «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»…
Н.МОКРИЦКАЯ: «Пираты XX века».
С.СТИЛЛАВИН: Да, в те же годы выходили еще, если не сказать, десятки и сотни других фильмов.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, так и есть.
С.СТИЛЛАВИН: То есть практически такое ощущение, что премьеры были вообще каждую неделю, что-то новое шло в кинотеатрах. И вот как раз вот эти 8 тысяч единиц хранения, которые есть, это, действительно, показывает огромный пласт советского массового кино, который много-много снимался в большом количестве этих фильмов. Ну, жизнь сама определила, наверное, какие остались у нас до сих пор картины в повседневном нашем по-прежнему использовании, скажем так.
А ведь это вершина айсберга, потому что, на самом деле, огромное количество фильмов, они, ну, как-то, может быть, в силу случайных обстоятельств или объективных каких-то причин, они не такой след яркий оставили в нашем таком иногда фантастическом восприятии феномена советской культуры. Но, тем не менее, очень интересно, может быть, многие из них посмотреть вот как раз из тех картин, которые не вошли в «Золотой» так называемый фонд. Это такая маленькая просто ремарка.
Наталья, а, в принципе, вот давайте, вы упомянули «Художественный». Что такое сегодня «Москино», вот давайте, какие кинотеатры входят вот в вашу сеть?
Н.МОКРИЦКАЯ: Значит, сегодня «Художественный». Это 13 «зимников», мы их так называем между собой. Это 13 кинотеатров, районы Москвы, могу их перечислить. Это «Москино Берёзка», детский кинотеатр, он находится метро «Перово». Прекрасно работает, любимый районом, любимый своим районом кинотеатр. Он у нас один из лидеров.
Кинотеатр «Полет» метро «Сходненская». Кинотеатр «Москино Вымпел», это Свиблово. Новый совершенно оборудованный, прекрасный кинотеатр сейчас очень хорошо работает «Салют» в старом Академическом районе, метро «Академическая» с прекрасной подготовленной публикой, это метро «Академическая».
«Москино Звезда», это Земляной Вал, один из самых старых кинотеатров «Москино». И хочу сказать, что у него прекрасная история. Это был построен огромный сталинский дом в 1958-м году и должен был быть большой очень магазин внизу. Это прямо, наверное, вы знаете, на Земляном Валу, ну, на Садовом кольце, метро «Курская». И пришли жители, вот сегодня я не уверена, что так будет, а пришли жители и сказали – вы знаете, нам не нужен магазин, магазин мы там найдем рядом, а сделайте-ка нам кинотеатр, мы хотим смотреть кино. Вот я не уверена, что сегодня, когда будет построен большой дом, что жители придут и скажут – знаете, что, сделайте нам здесь кинотеатр вместо магазина.
С.СТИЛЛАВИН: Сделайте-ка нам паркинг, вот, что скажут.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, да, скажут они. И вот кинотеатр «Звезда», это вот он был создан именно по запросу жителей этого дома. Кинотеатр «Сатурн» в Свиблово, «Искра» Тимирязевская, «Спутник» Лефортово, замечательный старый кинотеатр. Мой любимый кинотеатр «Космос» на ВДНХ, «Тула», «Молодежный», «Факел», «Юность». Их 13.
В этом году начали работать 3 летних кинотеатра. И я очень рада, что мы угадали с этим трендом, потому что в связи с пандемией люди, конечно, а вообще в Москве любят летние кинотеатры. Вы знаете, не только в связи с пандемией. И у нас прекрасно отработали и очень нам помогли в финансовом плане вот эти 3 кинотеатра «Москва Сокольники» потрясающий, «Москино Сокольники», «Москино Фили» и «Москино Музеон». Все с разной публикой, все с разным репертуаром. Везде это было за деньги и жители Москвы с удовольствием ходили на эти летние кинотеатры.
Более того, на следующий год я собираюсь открыть еще 2. То есть хотела бы вот в обновленном Северном речном вокзале. Вы были в Северном речном вокзале?
С.СТИЛЛАВИН: Ну, конечно.
Н.МОКРИЦКАЯ: Вот, и вот мы хотим открыть на крыше как раз вот этого речного вокзала летний кинотеатр «Москино Речной вокзал». И еще один. То есть 5 мы хотим открыть на следующее лето летних кинотеатров.
Что сказать о «Художественном». «Художественный» кинотеатр это тоже «Москино». Но 6 лет назад было принято передать его в аренду. Его отремонтировали, сделали большую реставрацию, она задержалась, ну, как многое у нас, и открыли этот кинотеатр только в этом году в апреле на Московский фестиваль. То есть почти 7 лет делали реставрацию этого любимого всеми москвичами кинотеатра.
Он находится в системе «Москино», но он находится в аренде. То есть мы им сейчас не управляем этим кинотеатром. Но, безусловно, у нас есть там больше месяца своих мероприятий, и «Москино» больше 30 дней показывает и делает свои социальные обязательства. Мы показываем там значимое кино. Мы проводим там «Ночь кино», празднуем, не знаю, 800-летие Александра Невского, 9 Мая.
То есть мы делаем там замечательные свои бесплатные большие праздники. И это очень востребовано. Тот же, не знаю, творческий вечер Юрия Норштейна к 80-летию мы делали вот 15 октября. Будет 90-летие Юлиана Семенова. То есть не коммерческие мероприятия. Потому что кинотеатр должен зарабатывать, он показывает кино за деньги и за не маленькие деньги, как вы знаете. Мы же делаем там бесплатные большие значимые социальные мероприятия.
С.СТИЛЛАВИН: Наталья, а вот вопрос, который меня мучил многие последние годы и, наконец, сегодня год юбилейный для Юрия Норштейна, знаком лично. Скажите, пожалуйста, а вот сейчас в 2021 году, что за публика идет на «Ежика в тумане»?
Н.МОКРИЦКАЯ: Ой, вы знаете, такой был уникальный вечер, получился, я сама не ожидала. Мы делаем же много мероприятий, а я не ожидала, что он получится таким. Это публика, вы знаете, помните, такой был забытый формат «Творческий вечер в Останкино», он был очень популярный в 70-е годы, в начале 80-х. Это, когда собиралась реальная настоящая интеллигенция московская и задавала вопросы, знаете ли, о Прусте, Канте.
С.СТИЛЛАВИН: И вот они же и собрались?
Н.МОКРИЦКАЯ: Вы знаете, да. Это был такой уникальный вечер. У меня, знаете, не пониженная самооценка вообще по жизни, но я многих слов не понимала, то, о чем разговаривал Юрий Норштейн со своими зрителями. Это было потрясающее, высокодуховное, высокоинтеллектуальное действо. Вы знаете…
С.СТИЛЛАВИН: Ну, вот у меня было подозрение, что, когда Ежик зовет Лошадь, он как бы обращается к интеллигенции. Было подозрение. И вот вы сейчас его подкрепили у меня, я так и думал. Очень хорошо.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, мы на этом вечере показали «Сказку сказок». И, вы знаете, сколько лет я ни смотрела эту картину о послевоенной Москве, вот, когда смотрела на публику, у всех стояли слезы, это невозможно.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, что же, друзья мои, сегодня мы с вами узнали, во-первых, что настоящая интеллигенция есть, правильно? Что ей есть, где собираться. Но и других людей, которые, может быть, и не понимают, о чем там, как говорится, балакали Кант и товарищи, извините за, так сказать, вольность такую языковую, для них все равно есть прибежище в этом мире аттракционов. Когда вся наша жизнь превращается фактически в какое-то шоу, аттракцион, балаган, давайте, я недостаточно еще сгустил краски.
ВЛАДИК: Хорошо, достаточно вы сгустили.
С.СТИЛЛАВИН: Есть очаги культуры доступные. Причем неоднократно сегодня звучала фраза «бесплатно», вот, что интересно. Наталья Мокрицкая с нами, генеральный директор «Москино». Наталья, еще раз, доброе утро.
Н.МОКРИЦКАЯ: Доброе утро.
С.СТИЛЛАВИН: Наташ, ну, а вот вы упомянули слово «киноклуб» фактически.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, да.
С.СТИЛЛАВИН: То есть это у нас вот, как понимать сегодня человеку, который, можно сказать, вешается от цены на билет на аттракцион в 400 рублей?
Н.МОКРИЦКАЯ: 400… 600, я вам хочу сказать. Нет, 400 это еще по-божески. Ну, так вот, когда я пришла к руководству «Москино», чего-то я вспомнила о забытом, в общем-то, таком движении, общественное было движение киноклубное, которое зародилось в 70-х годах в Советском Союзе. Оно было конформистское, там показывали умное кино, в киноклубы приезжал Тарковский, Абдрашитов и другие наши авторы и рассказывали простым, значит, как говорится, простой интеллигенции, о чем же они это кино свое сняли.
Это было, действительно, такое несколько протестное в свое время, кухонное такое обсуждение. И я вспомнила об этом замечательном движении и подумала, вот на излете пандемии не сделать ли нам такое. И мы провели эксперимент. Мы открыли первый киноклуб достаточно далеко в кинотеатре «Молодежный», это метро «Текстильщики» под названием, под советским названием «Диалог». И мы были в приятном шоке от того, насколько это оказалось востребовано. То есть полные залы.
Что такое киноклуб «Диалог». Это мы показывали современное российское кино, приглашали авторов, режиссеров, актеров, сценаристов, где они встречались после картины со зрителем и говорили о насущном. И я снова увидела, как наша публика, наша замечательная молодежь стала задавать этим тоже, в общем, потерявшимся нашим авторам, а как жить дальше, а в чем смысл жизни. То есть до сих пор мы задаем нашим творческим людям одни и те же вопросы и думаем, что они смогут нам на них ответить.
С.СТИЛЛАВИН: Наталья, а скажите, пожалуйста, присутствует ли на заседаниях клуба ЧОП, чтобы оградить актеров, например, от рукоприкладства. Ведь вы знаете, не все фильмы у нас отличаются высокодуховными какими-то качествами.
Н.МОКРИЦКАЯ: Ну, мы же показываем кино-то другое, у нас отбор жесткий достаточно. Конечно, мы там, мы же не показываем там про порно. Мы показываем, хотя мы сами можем пошутить на эту тему, мы показываем современное российское кино и, конечно, каждый фильм имеет прокатное удостоверение. Поэтому, конечно, таких проблем у нас нет.
После этого мы открыли еще один киноклуб с женской тематикой под оригинальным названием «8 Марта». Кстати, в этом году, вы знаете, было 100 лет этому празднику, я сама была удивлена.
С.СТИЛЛАВИН: А что это такая вот, Наталья, не могу не спросить, тоже пошучу, сексистская такая вот направленность?
Н.МОКРИЦКАЯ: А потому что она модная.
С.СТИЛЛАВИН: То есть вы идете на поводу у фемок, как говорится?
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, вы знаете, мы показывали, вообще я вам хочу сказать, что проблем с феминизмом в Советском Союзе и в России никогда, в общем, не было. Наши женщины режиссеры были всегда ведущими, всегда давали работать, у нас были очень сильные женщины авторы, режиссеры авторы, это там и Кира Муратова, и, господи, все повылетало, и Кошеверова, и Татьяна Лиознова, и Лариса Шепитько. Я могу долго говорить. Динара Асанова. Их очень много, этих женщин, они всегда активно работали в советском кино.
И сегодня, сегодня у нас тоже очень много женщин авторов, которые побеждают на международных фестивалях. Это там вот есть потрясающая новые и Наташа Меркулова, и Наташа Кудряшова, их много.
С.СТИЛЛАВИН: Наталья, а вот вопрос, а можно ли сказать так вот, давайте, я обострю немножко наш диалог.
Н.МОКРИЦКАЯ: Давайте.
С.СТИЛЛАВИН: Можно ли сказать, что в советское время режиссеры женщины снимали просто кино, а сейчас появился феномен некоего женского кино с какими-то особенностями?
Н.МОКРИЦКАЯ: Нет, нет, я не соглашусь с вами, хотя вы, конечно, обострили. Женщины сегодня снимают тоже просто кино, они снимают на остро социальные темы. Нет, конечно, женщина, она и есть женщина, она будет снимать кино о собственном эмоциональном опыте, о несчастной любви и так далее. Но поверьте, эта тема востребована парнями точно так же, как и девочками.
Поэтому мы показываем там фильмы, действительно, известных женских режиссеров, на женскую тематику, и он очень востребован. Он был бесплатно. И сейчас мы начнем показывать фильм новый совсем, и, наверное, он будет даже за какие-то небольшие деньги. Но, вы знаете, просто у нас база этого киноклуба, это кинотеатр «Салют» метро «Академическая», вы знаете, у нас просто не входят все желающие, поэтому мы будем даже, начинаем продавать билеты.
С.СТИЛЛАВИН: Надо как-то, мне кажется, вот такое ноу-хау сразу в голову пришло, все-таки я внук изобретателя почетного, все-таки надо какую-то ротацию вводить списочную, пусть они ротируются. Не надо, так сказать, одних и тех же пускать, надо их, так сказать…
Н.МОКРИЦКАЯ: Ну, кстати, вы правы, публика-то во-многом, ну, приходят же любители этого дела. Вы знаете, открыли мы еще один киноклуб под страшным названием, наверное, для молодого зрителя «Военно-исторического кино». Но он у нас теперь самый-самый востребованный. Оказалось, этой публике, которая любит смотреть военное кино и смотреть, где неправильные нашивки или где неправильные гаубицы, или где неправильный исторический факт, или где неправильная звучит песня, которая там…
С.СТИЛЛАВИН: Вот эти вот въедливые, вот эти паразиты.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, въедливые. То есть их въедливых, слушайте, у нас большое количество. Мы открыли его, этот киноклуб в День Москвы в кинотеатре «Художественный». Ведет его такой Григорий Пернавский, это такой журналист и военный историк. Открыли его фильмом «Небо Москвы», это такой не самый известный фильм про Москву, военный фильм 1943-го года, последняя главная роль Олейникова, и продолжаем их показывать.
Вот сейчас, например, 9 октября я всех зову и вот вас зову, это, правда, будет очень интересный показ в кинотеатре «Звезда», он будет базироваться в кинотеатре «Звезда» этот клуб «Военно-исторического кино», мы показываем фильм «Конец операции «Террор»», это как раз в рамках ретроспективы к 90-летию Юлиана Семенова. И у нас, вы знаете, заканчиваются, это бесплатно, и у нас заканчиваются регистрации, ну, буквально в течение, не знаю, часа.
С.СТИЛЛАВИН: Да вы что?
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, очень быстро, очень быстро. Поверьте, это, действительно, очень востребовано. В планах открыть детский киноклуб, хотим назвать его «Желтый чемоданчик». Мы с вами знаем, что такое «Приключения желтого чемоданчика», современные дети об этом не знают, вот мы им об этом и расскажем, что же такое «Приключения желтого чемоданчика». То есть мы покажем шедевры советского школьного и не школьного кино. Там, действительно, было великое, в Советском Союзе было великое детское кино.
Знаете, мы покажем и «Иваново детство» Тарковского, потому что современные, конечно, подростки этого не видели.
С.СТИЛЛАВИН: Наталья, ну, вот я знаю, что у некоторых, если уж о детском заговорили, кинотеатров есть и изобразительная студия, игровые комнаты, есть детское кафе. Какой, как говорится, в кафе репертуар, Наташ?
Н.МОКРИЦКАЯ: В кафе, значит, у нас в двух кинотеатрах, и мы планируем это расширять. В двух кинотеатрах работают детские киноклубы. Это кинотеатр «Тула» и кинотеатр «Берёзка». Очень успешно, детей привлекают. В том же районе Печатники, вот где находится кинотеатр «Тула», это, наверное, единственное такое место, куда, действительно, родители могут прийти и сами посмотреть российское или не российское кино, а детей оставить вот в этом детском кафе и детском киноклубе, и в детских комнатах.
С.СТИЛЛАВИН: А чем их там кормят? Ведь хотелось бы, чтобы кино-то было добрым и советским, а еда-то не новым злым фастфудом.
Н.МОКРИЦКАЯ: Нет, там такое придумано, там такие придуманы названия, там такие культурные куриные котлетки, там все очень хорошо. Вы знаете, для нас худеющих, может быть, там полезно иногда и пообедать самим. Там все очень, действительно, грамотно сделано, придумано реальное детское меню и очень оно разнообразное и веселое.
С.СТИЛЛАВИН: Наталья, скажите, пожалуйста, сейчас мы перейдем к грядущим каким-то фестивалям и специальным мероприятиям, помимо то, что вы упомянули в начале октября. Скажите, пожалуйста, публика-то, как отцы активны и вообще мужчины к вам ходят. Потому что, вы знаете, наблюдал несколько раз в приличных заведениях, в театрах, что, так сказать, мужья, мужчины, они особенно любят в театрах, например, где там живые артисты на сцене, буфеты, где подают коньячок. Вот у вас как, «алкоголь фри» зона?
Н.МОКРИЦКАЯ: Нет, у нас нет алкоголя, конечно же, нет в наших кинотеатрах.
С.СТИЛЛАВИН: Очень хорошо.
Н.МОКРИЦКАЯ: В наших кинотеатрах есть сидр, есть яблочный сидр, и это максимум, что у нас есть. Поэтому у нас коньячок, другого коньячка нет.
С.СТИЛЛАВИН: Хорошо.
Н.МОКРИЦКАЯ: А что касается публики, вы знаете, некоторые, так как мы, действительно, в основном, это районные киноклубы, районные дома кино, у нас очень много и мужской публики тоже, которая приходит посмотреть программу синематек. Вот эти вот как раз пленки. У нас много пенсионеров, и я очень люблю эту публику, они, действительно, ценители, они любят то кино, которое пришли смотреть.
С.СТИЛЛАВИН: Хорошо, Наталья, так вот, что нас ожидает там до конца года, расскажите, пожалуйста?
Н.МОКРИЦКАЯ: До конца года, как я уже говорила, знаете, я реально поняла, что какие-то советские бренды, такие, как Юлиан Семенов, а он, действительно, был бренд, «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», вот «Петровка, 38», «Огарева, 6», он, действительно, был очень востребованный и известный автор, автор кино. И сегодня уже подзабытый. Поэтому еще раз, прошу прощения, напомню об этой ретроспективе, которая стартует 8 октября.
Также у нас, мы показываем ведь не только российское кино. Мы показываем фестивали зарубежные. Вот сейчас у нас будет замечательный еврейский фестиваль, уже 7-й фестиваль.
С.СТИЛЛАВИН: Еврейский?
Н.МОКРИЦКАЯ: Еврейский, да. Да, это известный фестиваль достаточно, и он у нас востребован. Будет 7-й Московский еврейский кинофестиваль, он конкурсный. Проходит он в кинотеатре «Октябрь» и в наших кинотеатрах проходят его показы.
Также вот напомню про «Достоевский фест», будут обязательно детские программы к Новому году, где мы будем показывать (неразборчиво) шедевры.
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, с нами Наталья Мокрицкая, генеральный директор «Москино». Может быть, кто-то не знает, что такие кинотеатры есть, а вот теперь знает, правильно?
Н.МОКРИЦКАЯ: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Теперь знает. Ну, и, конечно, есть такой бренд, уже, я скажу так, стало это выражение брендом «Ночь кино», и вы являетесь организаторами этой «Ночи». Ну, вот недавно прошла, я так понимаю, Наташа, да?
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, да, она прошла.
С.СТИЛЛАВИН: Очередная история. Слушайте, а, если уж мы так зондируем почву, вот разные слои общества ходят на разные мероприятия, я так понимаю, что все-таки пенсионерам сложновато ночью в кинотеатре, есть все-таки режим жизни такой нормальный, таблеточки начинают действовать вовремя. Скажите, пожалуйста, а кто ночью-то к вам идет?
Н.МОКРИЦКАЯ: Ну, во-первых, «Ночь кино» у нас стартует в 2 часа дня, как все у нас, знаете, мы страна чудес. Вы знаете, в этом году из-за пандемии нам, конечно, мы собирались сделать огромный праздник, а Москва этим славится, большими массовыми праздниками и умеет их делать. Но в этом году этого не получилось по понятным причинам. И поэтому мы раздробили нашу «Ночь кино» на разные площадки. Поэтому в кинотеатре «Космос» у нас была, мы праздновали 85-летие фильма «Цирк», где показывали аттракционы, и показывали фильм «Цирк», и было цирковое представление, и так далее.
В кинотеатре «Художественный» у нас был киноконцерт «Сила кино», где были реальные звезды кино и Дюжев, и там, не знаю…
С.СТИЛЛАВИН: Дюжев?
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, пел песню «Дельтаплан»(?), это скажу вам, это так было клево и смешно, это потрясающе было.
С.СТИЛЛАВИН: Это аттракцион, действительно.
Н.МОКРИЦКАЯ: Это правда. На Северном речном вокзале мы показывали фильм «Волга-Волга», то есть прямо на крыше речного вокзала, именно там, где заканчивалось действие фильма. То есть мы раздробили нашу «Ночь кино» по нескольким площадками, и хочу вам сказать, что это неплохая практика. Возможно, мы ее повторим и в следующем году, потому что она, то есть мы смогли порадовать большее количество людей.
И хочу вам такую еще вещь сказать, что, конечно, сотрудничество в Москве между разными-разными Департаментами, между разными институциями очень важно. И вот то, что мы, например, стали дружить с Департаментом транспорта московским, с Ликсутовым, про которого все говорят и пишут, это один из самых работающих Департаментов в Москве, наряду с Департаментом культуры. И вот мы с ними, например, выпустили совместную карту «Тройка» потрясающую к 80-летия Юрия Борисовича Норштейна, к 90-летию «Москино».
То есть мы делаем такие, я не люблю слово «коллаборацию», мы делаем такие, то есть мы сотрудничаем с разными, с разными, с разными институциями. Вчера, например, с «Роскосмосом» провели, сделали Московский пресс-центр в кинотеатре «Космос», и все наблюдали, как взлетает наша любимая подруга Юлия Пересильд в космос.
С.СТИЛЛАВИН: С друзьями, да, я понимаю. Наталья, ну, смотрите, вы замечательный собеседник, очень интересно. Вот скажите, а вот расширяться вы собираетесь? Потому что, если, как говорится, кинотеатры, о которых вы сегодня говорили, имеют такое районное назначение, прежде всего, чтобы человек мог, можно сказать, в тапочках доковылять из подъезда и погрузиться в мир иллюзий, ведь кино это иллюзия, правда?
Н.МОКРИЦКАЯ: Это правда, да.
С.СТИЛЛАВИН: Как вы собираетесь расширяться?
Н.МОКРИЦКАЯ: Ну, вот мы запрос, конечно, в город, нам не хватает центральных площадок. Хотя в городе, вы видите, стоят и «Кодак-Киномир», он стоит пустой, и кинотеатр «Ролан» закрыт, и кинотеатр «Стрела». И эти кинотеатры, которые в центре, тот же «Фитиль», который был очень любим москвичами, они стоят пустые. Вот мы сделали запрос в город, чтобы нас, нам нужно расширяться, нам нужно получить себе одну, две центральные площадки, и мы над этим сейчас работаем. Потому что «Художественный» и «Звезда» хорошо, но мало. Мы планируем.
С.СТИЛЛАВИН: Хорошо, мы тоже отправляем в город вслед за вами эту депешу.
Н.МОКРИЦКАЯ: Спасибо большое.
С.СТИЛЛАВИН: Да, отправляем, отправляем. Наташ, ну, и в следующем году 90 лет, как отметим?
Н.МОКРИЦКАЯ: 90 лет, вы знаете, вот такому, действительно, московскому тресту. Отмечать будем различными совершенно программами. Мы хотим отметить 90-летие Андрея Тарковского широко, это, действительно, тоже одно из выдающихся имен и славных имен советского кинематографа.
В следующем году будет 100-летие Советского Союза, которое мы планируем тоже широко показать, потому что у нас для этого есть и фильмы звезд республик и так далее. Вот несколько таких мероприятий больших мы будем делать.
Да, в конце концов, в следующем году 350 лет Петру Первому, а Петр Первый, извините, не питерский житель, а москвич, и родился он в Москве, поэтому будем праздновать и…
С.СТИЛЛАВИН: Ну, что там питерский, давайте говорить, Петр Первый ленинградец будет, как и я с Владиком. Наташ, ну, и вопрос такой, может быть, как бы такой точечный такой, но требует честного. Вот вы говорите, были у вас встречи со зрителями местных жителей в кинотеатрах, в киноклубе. Скажите, пожалуйста, а вот, кто из современных режиссеров самые теплые чувства вызывает у реальных людей, а не у тех, кто там голосует рублем в кинотеатрах? Вот вы лично, кто из сегодняшних современников наших вот самый может достучаться до сердца, до печенок человеку, кто?
Н.МОКРИЦКАЯ: Вы имеете в виду из российских или из зарубежных?
С.СТИЛЛАВИН: Да, да, когда вот эти встречи проходили, вот к кому люди тянулись?
Н.МОКРИЦКАЯ: Очень любят Юру Быкова, вы знаете, его такой…
С.СТИЛЛАВИН: Не сомневался, не сомневался.
Н.МОКРИЦКАЯ: Его социальный посыл очень как бы, он пробивает, пробивает…
С.СТИЛЛАВИН: Пробивает. Наталья, ну, я буду рад увидеться лично на премьерах в клубе, вот мы приведем к вам людей.
Н.МОКРИЦКАЯ: Да, да.
С.СТИЛЛАВИН: Наташ, спасибо огромное. Время пролетело незаметно. Наталья Мокрицкая, генеральный директор «Москино». Товарищи, посещайте киноклубы, ходите в кино на нормальные фильмы, а не на всю эту шелупонь.
Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски
- Все аудио
- 50 оттенков стильного
- 8 марта
- А вот это попробуйте
- Агентство Недвижимости
- Азбука автохимии
- Битва за Сталинград
- Большой тест-драйв
- Брендятина
- В ролях
- В центре внимания
- Внешний фактор
- Война
- Врач народов
- Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
- Всё для победы
- Голубая лента
- Госстрой
- Гости съезжались на дачу
- Гость из будущего
- Гражданская война
- Дамасская сталь
- Дело княжны Таракановой
- Династия М
- Дневник его жены
- Докопались
- Достоевский. 200 ФМ
- Еда как лекарство
- Женщина. Руководство по эксплуатации
- Жизнь глазами
- Жизнь глазами химика
- За веру за Христа
- Забытые вожди Страны Советов
- Зарядка
- Золото "Чёрного принца"
- И пусть весь хайп подождёт
- Именем революции!
- Имя географическое
- Иностранный отдел
- История и болезни
- История машин
- История тайных обществ
- Итоги года
- Как всё началось
- Как заработать миллион?
- Как русская хозяйка в доме мир наводила
- Как сказки в гости ходили
- Как стать русским?
- Кинолюбы
- Конфетки-бараночки
- Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции