Сергей Стиллавин и его друзья Мой район. Московские музеи сегодня

12 ноября 2021, 08:30

Персоны

С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, итак, сегодня у нас пятница. Вы знаете, я в новостях вас знакомил с разного рода фактами, в том числе, и с некоторыми нелицеприятными, Владик. Например, нас известили информационные агентства, что во время локдауна продажи алкоголя поднялись вдвое.

ВЛАДИК: Ай-ай-ай.

С.СТИЛЛАВИН: А что мы можем противопоставить вот этой заразе, которая бьет по печени, по рассудку, по благополучию граждан? Только культуру, правильно?

ВЛАДИК: Абсолютно точно.

С.СТИЛЛАВИН: Поэтому на выходных никаких алкогольных возлияний, будем окультуриваться, товарищи. Тем более что в Москве, например, потеплеет. И вы знаете, что Москва является крупным культурным и туристическим центром. Ведь люди едут сюда, в том числе, и для того чтобы посмотреть на произведения искусства.

ВЛАДИК: Окультуриться, точно.

С.СТИЛЛАВИН: А музеи Москвы это современные точки притяжения горожан и гостей столицы. Через музеи мы знакомимся ближе с культурой тех или иных лет, а также приобщаемся к различным культурным направлениям. Давайте мы, товарищи, сегодня разберемся, какие музеи в Москве сегодня существуют, ну, помимо Третьяковки, конечно, о которой все знают. Как устроена работа, что интересного можно для себя выбрать.

И мы сейчас обсудим это с нашим гостем, генеральным директором Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Мосразвитие», с нами Тимур Вахитов. Тимур, доброе утро.

Т.ВАХИТОВ: Доброе утро.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, ну, чтобы мы понимали и наши слушатели, сколько всего музеев официально сегодня действует в Москве?

Т.ВАХИТОВ: Значит, с радостью сообщаю, что сегодня в Москве действует больше 450 музеев. Из них подведомственны Департаменту культуры города Москвы 35 музеев, это порядка 65 адресов, и еще выставочные залы по 22 адресам. Также музейным фактически считается Московский зоопарк, который является музеем живой природы, и «Планетарий» с музейной экспозицией.

С.СТИЛЛАВИН: То есть я правильно понимаю, Тимур, большая часть музеев, они как бы частный характер имеют?

Т.ВАХИТОВ: Ну, не совсем так. Структура, наверное, даже неподведомственности музеев, а к кому они, скорее, относятся, принадлежат, кем управляются, выглядит таким образом – в Москве 63 федеральных музея, 76 музеев это музеи вузов и академических музеев, 29 театральных музеев, 116 музеев предприятий и организаций, и порядка 80 негосударственных и частных музеев.

С.СТИЛЛАВИН: Ух, ты, 450 музеев, товарищи, это же можно…

Т.ВАХИТОВ: Больше, даже более 450 музеев.

ВЛАДИК: Это на всех хватит.

С.СТИЛЛАВИН: Ведь это полтора года ходить безвылазно, постоянно, без выходных. Слушайте, а потом идти по второму кругу, потому что пока 450 обошел, уже забыл, с чего начал.

Т.ВАХИТОВ: Конечно. Где-то обновится экспозиция, а где-то пройдут мероприятия, которые также проходят в музеях.

С.СТИЛЛАВИН: Да, да, при всем при этом, Тимур, открываются ли новые музеи? Я вот слышал, что ко вчерашнему нашему замечательному юбилею 200-летию, например, Фёдора Михайловича, открылся его музей. В принципе, есть ли еще такая, ну, как бы простор для новых музейных фондов?

Т.ВАХИТОВ: Есть. Ну, надо сказать, что, например, даже в данный момент площадь музейных экспозиций только в Москве это порядка 130 тысяч квадратных метров. Отвечая на вопрос, открываются ли новые музеи, да. С 2011 года открыто порядка 50 новых частных музеев и 10 государственных музеев. Ну, наверное, самым ярким примером является Музей сословий России при Галерее Ильи Глазунова, музейно-выставочный Центр Гиляровского, это входит в состав музейного объединения «Музей Москвы», Музей военной формы одежды, Еврейский музей и центр толерантности, Музей современного искусства «Гараж», музей Ар Деко, первый в России частный музей, собрание предметов в стиле арт деко. Музей русской иконы, Музей русского импрессионизма, и так далее. То есть музеи открываются и приглашают посетителей.

С.СТИЛЛАВИН: С вашей точки зрения, вот, если оценивать именно посещаемость, насколько вот все это великолепие, еще раз напомню, ребята, 450 музеев, 130 тысяч квадратных метров, и наверняка музейные работники сказали бы – хотелось бы еще, потому что все экспонаты-то выставить невозможно, есть же запасники, фонды, и происходит постоянно вот эта ротация, из чулана, как говорится, в выставочный зал.

Тимур, так как вы оцениваете посещаемость музеев? Потому что я помню, как несколько лет назад у нас стояли километровые очереди на Ван Гога, помните? Это тогда такой был первый звоночек, когда народ, наконец-таки, потянулся к искусству настолько массово. Какая сейчас у нас ситуация вот именно с посещаемостью?

Т.ВАХИТОВ: Ну, в Москве много, действительно, в Москве много проходит выставок и мероприятий, которые пользуются популярностью. Обусловлено это часто тем, что появляются какие-то новые экспозиции. Но в то же время, например, даже обновляя музеи, так, например, у нас в 2019 году в Москве после ремонта уже пригласил посетителей музей Владимира Высоцкого, где были увеличены количество залов и площади экспозиционные, и так далее, музей «Бородинская битва». Музеи, безусловно, пользуются популярностью. Я попробую даже привести статистику. Но статистика, как мы понимаем, будет более показательна, наверное, включая 2019 год, потому что, конечно, 2020 год с учетом пандемии, ограничений, просто вынужденного изменения формата…

С.СТИЛЛАВИН: Работы, да.

Т.ВАХИТОВ: Работы, конечно, музеев, 20-й год не совсем показательный. Но предыдущий тренд, начиная даже с 2010 года, он очень иллюстративен. Так, например, у нас в 2010 году общее количество посещений в миллионах человек московских музеев составило порядка 8 миллионов человек, то есть 7,6 миллионов человек. В 2011 уже году это 7,7 миллионов человек. 2012 год – это 8,5. Дальше там 9,5, 10, 11 и так далее. И к 2019 году с таким постоянным увеличением количества посетителей мы вышли уже на порядка 15 миллионов человек.

Конечно, 2020 год, как я сказал, в силу своей особенности дал нам такую немного грустную цифру, порядка 8 миллионов человек. Но, в то же время, мы, наверное, может быть, я об этом смогу упомянуть, так как мы перешли во многом в такой гибридный формат, когда мероприятия проходят в других формах, в форме онлайн, то, в принципе, каждый все равно имеет возможность посетить музей пусть и удаленно.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, ну, фантастическая цифра – 15 миллионов посещений в год, правильно?

Т.ВАХИТОВ: Да, совершенно верно.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, то есть получается, что, если так грубо прикидывать, сколько народу живет в Москве, то примерно хотя бы раз в год, так, если размазывать по хлебу ровным слоем масло, то раз в год кто-то, каждый человек ходит, в среднем. Ну, а мы понимаем, что вот за это время вот этого непрерывного роста интереса к музеям, сложилась какая-то такая некая тусовка из серии, знаете, как вот есть театралы так называемые, вот они и составляют костяк.

И даже есть статистика, я помню, федеральную смотрел статистику, что, мол, у нас люди, регулярно ходящие в театры на постановки, это 3 процента, ну, несколько лет назад такие цифры были, 3 процента населения всего, есть театралы. А вот музеи, то более демократическая как бы история? То есть больший процент доли населения охвачен? Или это вот 15 миллионов человек, это вот изо дня в день одни и те же фанаты ходят постоянно?

Т.ВАХИТОВ: Ну, я хочу сказать первое, что это не только москвичи. То есть, в принципе, конечно, можно сопоставлять население Москвы, такая большая агломерация огромного города. В то же время музеи часто посещают и гости столицы, и туристы, и иностранные туристы, когда была такая возможность, поэтому мы приводим статистику, например, и за другие годы, когда у нас было небольшое количество туристов.

В то же время, говоря о музейной тусовке, если цитировать, то, так как московские музеи, вообще музеи, находящиеся в Москве, они имеют очень разный профиль, и каждый может найти себе под свою потребность, под свои интересы, как от музея космонавтики до музея Высоцкого, от Музея истории Москвы, до Музея лубка и наивного искусства.

Поэтому нет ситуаций, нет условий, при которых ты должен предъявлять какие-то сверхвысокие требования или критерии, или же искать что-то особенное и не найти. Потому что в московских музеях практически с любой специализацией, практически в любом направлении можно удовлетворить свой интерес.

С.СТИЛЛАВИН: Хорошо. А мы понимаем, вот и существует ли сегодня какой-то собирательный портрет среднестатистический посетителя московского музея? Или это буквально все возрасты, социальные группы, пол? Или все-таки женщин больше, чем мужчин в музеях сегодня? Или все поровну уже?

Т.ВАХИТОВ: Ну, касательно разделения по гендерному признаку я не смогу сказать точно. Но могу сказать точно, что есть ряд программ, которые реализует Москва, например «Учебный день в музее», или «Урок в музее», которые обеспечивают возможность присутствия в музеях школьников, притом совершенно бесплатно. Притом не только посещение экспозиций и мероприятий музея, но и даже проведение уроков. Поэтому, конечно, большую долю музеев у нас составляют наши граждане школьного возраста. Ну, а остальные категории, они, ну, не могу сказать, что примерно в равной степени распределены, но представлены точно все категории.

С.СТИЛЛАВИН: Представлены, хорошо. Тимур, тогда, может быть, мы составим такой своеобразный топ-10 самых посещаемых сегодня в Москве музеев, а потом поговорим о недооцененных, конечно.

Т.ВАХИТОВ: Отлично. Да, конечно, можем составить, потому что, на самом деле, лидеры по количеству посещения, они, в общем, очевидны, я попробую их озвучить, начиная с первого места. Значит, ну, одним из самых посещаемых музеев, наверное, даже самым посещаемым музеем является Мультимедийный комплекс актуальных искусств «Мультимедиа Арт Музей». Так, если брать ту же самую показательную статистику за 2019 год, она, в принципе, показывает отношение, показывает соотношение между музеем в качестве посещения, то это 2,5 миллиона человек.

С.СТИЛЛАВИН: 2,5 миллиона человек. Дорогие друзья, итак, впереди выходные, ударим по водке натюрмортом, правильно, и другими произведениями искусства. Заместим пагубную привычку, так сказать, справлять в теплой компании, походом в музей. Хорошо сказал? Прекрасно.

Т.ВАХИТОВ: Блистательно.

С.СТИЛЛАВИН: Да, да, я к Владику обращался. Спасибо. Тимур Вахитов, сегодня с нами генеральный директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Мосразвитие». Мы говорим о музеях Москвы. Вот сейчас наша тема это топ-10. «Мультимедиа Арт» на первом месте, там 2,5 миллиона посетителей. А как выглядит остальная десятка?

Т.ВАХИТОВ: Значит, ну, музей «Царицыно» – 2,400. Музей «Коломенское» – это уже чуть более 1 миллиона человек, 1,2 миллиона человек. Музейное объединение «Музей Москвы», важно, что «Музей Москвы» включает, как я ранее сказал, и Музей истории Лефортово, и Музей археологии Москвы, Центр Гиляровского, собственно, сам музей на Зубовском бульваре, это более 800 тысяч человек в год. Мемориальный музей космонавтики также пользуется огромной популярностью. В 2009 году музей был открыт после реконструкции, это более 700 тысяч человек. Государственный Дарвиновский музей тоже больше, чем 700 тысяч. Музейно-выставочное объединение «Манеж», тоже 700 тысяч. Музей-усадьба «Кусково», это больше 500 тысяч. Ну, также популярный музей это Московский музей современного искусства, практически полмиллиона человек, и Государственный музей А.С.Пушкина, это больше 300 тысяч человек.

С.СТИЛЛАВИН: Понимаю. Тимур, а как вот, вы уже упоминали сегодня события 2020 года, отчасти и в 2021 эти периоды у нас случались. Вот, насколько музеи и сотрудники, и руководство, ну, как-то было шокировано, насколько быстро оправились от новой ситуации, когда людям было запрещено туда в целях безопасности, конечно, являться, и вот надо было перестраивать всю работу. Насколько это для музеев было тяжелым таким испытанием?

Т.ВАХИТОВ: Это, действительно, было тяжелым испытанием. Но надо отдать должное учреждениям и, конечно же, сотрудникам, руководителям музейных учреждений, выставочных залов, что оправились все достаточно быстро. Удалось очень быстро перестроиться. Так в период распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 года практически все музеи перешли в онлайн формат. Это означает, что мы не смогли принимать посетителей, и вынуждены были, по сути, давать возможность знакомиться где-то с музейными фондами, где-то предоставить возможность в онлайн формате посетить мероприятия. И поэтому с 27 марта по 30 июня 2020 года было проведено свыше 5 тысяч онлайн мероприятий. Фактически все музеи перевели формат своей работы в онлайн формат.

С.СТИЛЛАВИН: А насколько, Тимур, технически они были готовы к этому? Насколько вот именно аппаратура позволяла этим заниматься?

Т.ВАХИТОВ: Ну, надо сказать, что в современных реалиях не всегда требуются какие-то специфические требования к аппаратуре. Мы не говорим о прямом эфире на телевидении. Часто бывает так, что мы потребляем контент, который снят на телефон. Всегда вопрос в качестве и в содержании. В этом надо отдать должное нашим музеям, все смогли представить что-то даже при том, что некоторые музеи уже были оборудованы, они были уже оснащены оборудованием, позволяющим вести в очень хорошем качестве и онлайн эфиры, и где-то были отсканированы части экспозиций, представлены объекты, которые можно было посмотреть удаленно и онлайн. То части учреждений пришлось, конечно, подстраиваться под эту ситуацию и уже пользоваться теми средствами, которые были. Но все вышли из этой ситуации успешно.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, вопрос, а с точки зрения, опять же, вот статистики, вот этот период онлайн посещений музеев какие-то парадоксальные для вас открытия сделал? Ну, в том смысле, что вот есть у нас уже перечисленные вами топ-10 реального музейного интереса к тем или иным экспозициям. А вот интерес виртуальный, он совпал по посещаемости с реальными цифрами?

Т.ВАХИТОВ: Отличный вопрос, это как раз была, действительно, даже во многом не парадоксальная ситуация, появились новые лидеры, была пересмотрена, наверное, десятка востребованных музеев, кто-то смог перестроиться быстрее, кому-то это было сделать сложнее. Потому что многие учреждения музейные это очень большие структуры с большим количеством фондов, нацелены именно на экспозицию существующих в них размещенных физических объектов.

Конечно, лидеры поменялись, и эта динамика смены лидеров происходит до сих пор. Это очень такая гонка, при которой порой возникают на первых, вторых местах совершенно неожиданно те учреждения, которые иногда, ну, статистически не пользовались популярностью или пользовались популярностью, как вы сказали, у очень узкой аудитории.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, а как это можно объяснить? Просто маленькие слишком помещения у этих музеев, либо неудобная транспортная доступность? Почему вот такая рокировка произошла между онлайн и офлайн фактически?

Т.ВАХИТОВ: Ну, я думаю, что несколько факторов. Первый из них это то, что музеи, которые выбились в лидеры, они уже вели такую деятельность до этого. То есть для них не стала новостью необходимость вести часть работы в онлайн режиме, уже были к этому готовы, уже был понятен формат. Даже речь не идет про оснащение оборудованием, а речь идет о готовности сотрудника быть многофункциональным, многопрофильным. Это первое.

Второй момент это, конечно, наличие контента. То есть кто-то уже, ну, часть учреждений уже вело систематическую работу по созданию и сохранению онлайн контента, который был представлен как раз в тот момент, когда он стал особенно востребованным.

С.СТИЛЛАВИН: И короткий вопрос, Тимур, я понял, да. И короткий вопрос, а география посетителей, если в московский музей, ну, в реальном времени нужно приехать, то вот эта онлайн работа, она на ту же публику ориентирована? Или люди стали со всей страны смотреть? Короткий вопрос.

Т.ВАХИТОВ: Люди стали смотреть не только со всей страны. Мы получили огромное количество кликов, это была крайне интересная статистика, в том числе, из-за рубежа.

С.СТИЛЛАВИН: Из-за рубежа. Друзья, мы продолжим разговор с Тимуром Вахитовым, генеральным директором Государственного бюджетного учреждения культуры «Мосразвитие» после новостей.

Друзья, итак, сегодня, в пятницу накануне выходных мы противопоставляем привычному, к сожалению, для многих досугу в виде посещения, понимаешь ли, горячительных отделов супермаркетов, противопоставляем культурный досуг. И с нами наш проводник в мире московских музеев Тимур Вахитов, генеральный директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Мосразвитие». Тимур, еще раз, доброе утро.

Т.ВАХИТОВ: Доброе утро.

С.СТИЛЛАВИН: Мы выяснили, что онлайн режим, действительно, перекроил представление о популярных музеях. И фактически у нас теперь две музейных реальности, если брать топ-10, это офлайн музеи, куда люди ходят ножками, пешком, и когда люди, действительно, посещают музеи через интернет, не выходя из своего, грубо говоря, смартфона. Все с этим понятно. Ну, и, Тимур, давайте теперь перейдем к практике, что у нас сейчас есть. Существуют ли какие-то льготы, особенные программы при посещении государственных музеев, потому что надо знать, где можно, собственно говоря, по праву сэкономить.

Т.ВАХИТОВ: Ну, каждый год в музеях Москвы проводятся дни бесплатного посещения. И притом, что это не один, два дня в году, а это достаточно большое количество. Так, например, празднование Нового года и Рождества это порядка 6-7 дней все музеи открыты бесплатно.

С.СТИЛЛАВИН: Да вы что?

Т.ВАХИТОВ: Ну, московские музеи, да. «Московская музейная неделя», это порядка 12 дней в году. Дни исторического и культурного наследия, тоже 2 дня, это в апреле и мае месяце. Дни города Москвы, 2 дня в году музеи также бесплатны для посещения. Ну, и, конечно, в «Ночь искусств», которая традиционно проводится в ноябре, можно посетить музеи даже ночью и бесплатно.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, ну, существует какая-то система? Потому что, если все разом придут безбилетники, это же, так сказать, у нас немножко нарушится гармония.

Т.ВАХИТОВ: Да. Кроме указанных некоторых праздников музеи вправе определять дни бесплатного посещения. И, конечно же, все осознают, что, как сказано, учреждений очень большое количество, и поэтому, если они откроют свои двери все только в один день, то, конечно, посетители не смогут оббежать все. Поэтому музеи распределяют дни открытых дверей, дни, когда можно посетить это учреждение бесплатно и можно успеть все, если составлять.

Ну, а также важно, что «Музеи – детям», проект Мэра Москвы, дает возможность московским школьникам в любой день посетить музеи бесплатно.

С.СТИЛЛАВИН: Ух, ты. Тимур, ну, вот мы знаем, что с 1 сентября стартовала Всероссийская культурная программа «Пушкинская карта», там на ней изображен Александр Сергеевич, я видел. Пожалуйста, об этой программе расскажите, и музеи принимают ли в ней участие?

Т.ВАХИТОВ: Да, принимают и музеи, и все учреждения культуры города Москвы, и библиотеки, культурные центры, театры, выставочные залы. «Пушкинская карта» – уникальный механизм, который позволяет не просто вовлечь в культуру, а дать возможность сделать это максимально быстро, просто и, опять же, фактически безвозмездно для лиц от 14 до 22 лет.

Каждый человек, каждый гражданин России от 14 до 22 лет возраста может оформить себе специальную банковскую карту. Это карта платежной системы «Мир», на которую фактически в этом году только будет начисляться, то есть в следующем году эта сумма, возможно, будет увеличена, а в этом году речь идет о депозите в 3 тысячи рублей, который можно будет потратить на приобретение билета посещения мероприятий в учреждениях, которые предоставят такую возможность, которые включены в программу «Пушкинская карта».

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, очень важно, то есть нельзя будет с этой карты пойти и купить пивка?

Т.ВАХИТОВ: Ни пивка, ничего другого, кроме билета в учреждение культуры, купить будет нельзя. В то же время процедура достаточно простая, то есть, как обычно выпускаются, имитируются карты, нужно просто зайти на «Госуслуги. Культура» выбрать возможность выпустить Пушкинскую карту, сделать это, и после этого автоматически на нее будет зачислена данная сумма, которую, как я сказал, можно будет потратить только в учреждениях культуры. А это уже более 200 учреждений культуры в Москве, это 68 театров, 38 музеев и галерей, 9 концертных площадок, 67 культурных центров, 20 библиотек города Москвы. И это количество растет с каждым днем.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, то есть не только музей, но даже и театр, например, да?

Т.ВАХИТОВ: Совершенно верно. И даже московские библиотеки, и концертные залы, все включены в эту программу.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, прекрасно. Еще раз напомним, до 22 лет каждый гражданин России может оформить эту карту.

Т.ВАХИТОВ: Да. От 14 до 22 лет включительно, да.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, чудесно, чудесно. А вот, по какой системе в этой программе принимают участие музеи? Или все автоматом в нее включены?

Т.ВАХИТОВ: Нет, мероприятия для программы в рамках «Пушкинской карты» путем голосования отбирает специально созданный экспертный совет. Это экспертный совет, состоящий из деятелей культуры, искусства, представителей общественных советов в сфере культуры, представителей органов государственной власти, учреждений Москвы, значимые персоны.

Производится отбор мероприятий, которые предоставляют учреждения для возможности посещения по Пушкинской карте, и все они представляются на главном портале, посвященном Пушкинской карте, включаются в информационную кампанию. И, конечно же, приходя и предъявляя Пушкинскую карту, которая, кстати, может быть, как и буквально пластиковая, так и в электронной форме, как и многие сейчас, собственно, платежные карты. И поэтому система отбора, не все автоматически туда включены, а только те учреждения, те мероприятия, которые экспертный совет посчитал достойными того.

С.СТИЛЛАВИН: То есть, я так правильно понимаю, надо пойти просто на «Госуслуги. Культура», там эта карта оформляется, никуда за ней, по большому счету, ехать-то не надо, она у тебя в смартфоне, в интернете вываливается.

Т.ВАХИТОВ: Совершенно верно.

С.СТИЛЛАВИН: На нее зачисляются деньги, в общем, очень удобно. Тимур, а что вот, с вашей точки зрения, интересного могут молодые люди, до 22 лет включительно при помощи этой карты посетить? Вот, что любопытного есть?

Т.ВАХИТОВ: Уже около 2 тысяч мероприятий включено в план «Пушкинской карты». Ну, наверное, самыми интересными, одни из самых интересных, при этом, не умаляя значимость остальных, можно сказать, что, например, в тех же самых выставочных залах Москвы, там, в галерее «Беляево» проходит выставка «Отцы и дети». С 21 ноября у нас будет выставка в галереях Москвы, практически по всем выставочным залам Москвы. В музее-квартире Булгакова можно посетить мероприятия, и так далее.

То есть вся информация на портале «Пушкинской карты», во-первых, можно найти. А потом, придя даже на сайты отдельных учреждений, учреждений культуры города Москвы, можно увидеть, какие мероприятия можно посетить путем использования Пушкинской карты, то есть, какие мероприятия утверждены экспертным советом.

С.СТИЛЛАВИН: Понимаю. Особенно, как горько нам с Владиком становится, жалко и горько от того, что ушла юность. Выросли мы без Пушкинской карты, к сожалению, да. Так вот, Тимур, мы уже упоминали сегодня современные технологии, мультимедийные вещи уже не первый год нам знакомы. А вот вы удивились чему-нибудь за последние пару, тройку лет, какие новые ноу-хау, как говорили лет 30 назад, приходят в музейное дело?

Потому что обычно, когда человеку говорят – ну, музей, ну, что, ну, заходишь в помещение, там сидит бабуля, которая зыркает на тебя, что, мол, типа руками не трогать, и вот стоишь ты напротив картины или, если есть возможность, сидишь, вот и все, так сказать, что такое музей.

Т.ВАХИТОВ: Совершенно верно, да. Мы уже далеко достаточно отошли от фраз «руками не трогать» и «тишина должна быть в библиотеке». Поэтому, говоря об инновациях, ну, важным моментом является, конечно, это «Карта культурных инноваций города Москвы». Это портал «innocult.moscow», запущенный в начале августа «Мосразвитием» совместно с «Цифровым деловым пространством». Это, по сути, интерактивная карта, которая постоянно пополняется новыми учреждениями, где можно найти отдельное учреждение, где можно посмотреть, какие сервисы, какие экспозиции, какие мероприятия там проходят.

Конечно, немаловажным моментом является, например, «Музейная Москва онлайн», тот же самый портал, где представлено более 60 тысяч экспонатов, уже отсканированных в хорошем качестве, где можно, по сути, посетить выставку, не выходя из дома. Многие учреждения представляют экспозиции даже у себя на площадках, не в онлайн формате, в формате дополненной реальности, в формате виртуальной реальности.

Инноваций много, и нельзя сказать, что новые инновации исключают возможность старых форматов, ну, то есть простой экспозиции, где ты созерцаешь объект. Нет, они прекрасно друг друга дополняют и идут рука об руки.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, а можно ли какие-то примеры музеев, которые можно найти, узнать несколько примеров, найти на «Карте культурных инноваций» вот как раз?

Т.ВАХИТОВ: Ну, конечно, вот, наверное, стоит упомянуть, ну, во-первых, Музей космонавтики, с его отличнейшей современной экспозицией, с грамотным использованием как раз на означенных мультимедийных составляющих и так далее. Это и с панорамами в 360 градусов, и 3D изображениями экспонатов и так далее. Это музей истории ГУЛАГа, точно так же с интерактивной картой, с различными теми формами подачи информации, которые, на самом деле, уже стали привычны нашему искушенному пользователю, который и пользуется и различными гаджетами, и готов воспринимать совершенно в разных формах очень емко и быстро информацию.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, то есть такой высокотехнологичный ГУЛАГ получается, да?

Т.ВАХИТОВ: Ну, это, действительно, один из высокотехнологичных музеев. Потом Государственный музей Владимира Высоцкого, Дом Гоголя, как пример. И, в целом, мало того, что это единственный в России мемориальный музей великого писателя, кроме этого это и современные аудиовизуальные и мультимедийные средства, это интерактивные панели, аудиогиды, оцифрованные предметы музея, как представленные на самой площадке, на панелях, так и на сайтах и в онлайн формате.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, ну, и, может быть, мы воспользуемся возможностью как раз наших слушателей уважаемых на этих выходных снарядить в путь-дорожку в настоящий реальный музей, потому что в виртуальный они могут сделать это когда угодно, а вот у нас же существует расписание выставок. Вот что интересного на этих выходных и, может быть, на ближайшее время, с вашей точки зрения?

Т.ВАХИТОВ: Расскажу. Есть, что посетить и на этих выходных. Единственный момент, что стоит учитывать, что с учетом существующих ограничений посещение музеев допустимо при наличии QR-кода, соответственно, и документа, удостоверяющего личность. Ну, это для тех, кто уже старше 18 лет. Дети же могут посетить музеи в сопровождении взрослых, которые, опять же, имеют QR-код.

С.СТИЛЛАВИН: В этом смысле, Тимур, водительского удостоверения достаточно?

Т.ВАХИТОВ: Чтобы удостоверить личность? Ну, в большинстве случаев, да.

С.СТИЛЛАВИН: Так, хорошо. Значит, если есть у человека этот квадрат, куда можно пойти на этих выходных?

Т.ВАХИТОВ: Значит, ну, во-первых, это Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в музее-заповеднике «Царицыно». Можно уже идти сейчас и продлится это до марта месяца. «Поэты и музы», это в Государственном музее А.С.Пушкина и Выставочных залах «Под сводами».

Интересная выставка пройдет в «Богородском», Объединение «Выставочные залы Москвы» открывает выставку «Графика». В музее-усадьбе «Кусково» с 17 ноября откроется «Пионерка советского стекольного дизайна. Творчество А.А. Липской в контексте времени».

Много-много мероприятий, каждое из мероприятий это только часть мероприятий, которые имеют временный характер, но большинство музеев открыто со своей постоянной композицией. И при соблюдении всех требований, при наличии QR-кода, ношении маски можно посетить уже с сегодняшнего дня и далее.

С.СТИЛЛАВИН: То есть спокойно, да, можно это сделать.

Т.ВАХИТОВ: Безусловно. Заменив как раз досуг, указанный вами, иногда привычный на культурную программу.

С.СТИЛЛАВИН: Да, да, вот именно, вытесним культурой бескультурье. Ну, и, Тимур, как вам кажется, вот смотрите, 15 миллионов человек посетили музеи вот накануне коронавирусной заразы, постоянный рост посещений, 450 музеев в Москве. Вот как вам кажется, вот вся эта история помогает вот, действительно, людям меняться, окультуриваться, отказываться от порочного проведения досуга? Вот вы наблюдаете изменения к лучшему?

Т.ВАХИТОВ: Да, безусловно, наблюдаем. Потому что музеи являются неотъемлемой частью единой культурной повестки города Москвы. И когда возникает ситуация, когда человек планирует свой досуг и принимает решение, что ему делать, существующий инструмент, который активно формирует Москва, это единая афиша, единое информационное пространство, где с легкостью в один, два клика можно не просто найти то мероприятие или то пространство, в которое ты хочешь пойти, а уже и купить билет, а все билеты в Москве в культурные учреждения Москвы продаются только в электронном виде. В один, два клика можно уже купить билет и запланировать свое посещение. Конечно, это становится отличной альтернативой и делает человека лучше, вовлекает его в культуру и дает возможность дальнейшего развития.

С.СТИЛЛАВИН: Тимур, ну, и сайт или приложение, куда надо идти, чтобы в два клика оформить себе на сегодняшний вечер приличный досуг?

Т.ВАХИТОВ: Ну, во-первых, это портал Мэра Москвы «mos.ru», в разделе «Культура» можно найти информацию. Можно найти информацию на «Библиогород онлайн», можно найти информацию на сайте «Музейная Москва». Ну, или, конечно же, на порталах «Пушкинской карты».

С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, ну, вот видите, мы фактически сегодня с Тимуром Вахитовым, генеральным директором Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Мосразвитие» обеспечили вам, так сказать, загрузку тела, души, сердца культурной программой. Я Тимура благодарю и спасибо большое 450 музеям Москвы за работу.

Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 50 оттенков стильного
  • 8 марта
  • А вот это попробуйте
  • Агентство Недвижимости
  • Азбука автохимии
  • Битва за Сталинград
  • Большой тест-драйв
  • Брендятина
  • В ролях
  • В центре внимания
  • Внешний фактор
  • Война
  • Врач народов
  • Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
  • Всё для победы
  • Голубая лента
  • Госстрой
  • Гости съезжались на дачу
  • Гость из будущего
  • Гражданская война
  • Дамасская сталь
  • Дело княжны Таракановой
  • Династия М
  • Дневник его жены
  • Докопались
  • Достоевский. 200 ФМ
  • Еда как лекарство
  • Женщина. Руководство по эксплуатации
  • Жизнь глазами
  • Жизнь глазами химика
  • За веру за Христа
  • Забытые вожди Страны Советов
  • Зарядка
  • Золото "Чёрного принца"
  • И пусть весь хайп подождёт
  • Именем революции!
  • Имя географическое
  • Иностранный отдел
  • История и болезни
  • История машин
  • История тайных обществ
  • Итоги года
  • Как всё началось
  • Как заработать миллион?
  • Как русская хозяйка в доме мир наводила
  • Как стать русским?
  • Кинолюбы
  • Конфетки-бараночки
  • Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции
  • Кулинарная экспедиция

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация