Интервью Казанский вокзал – это поразительно идеальное пространство для "Юноны и Авось"
Персоны
Увидеть экспозицию, посвященную 40-летнему юбилею "Юноны и Авось" и умчаться на электричке: выставка на Казанском вокзале.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня я рад представить замечательного художника Ирину Корину, которая в данном случае выступает еще не только как художник и даже не столько как художник-автор, а в первую очередь как автор экспозиции, архитектор экспозиции, которая открыта на Казанском вокзале и приурочена к пугающей для любого театрала дате: 40 лет исполняется главному шлягеру тех пор московского театра Ленком – это современная опера, как она была названа, "Юнона и Авось". Ирина, здравствуйте.
КОРИНА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, вокзал – это прекрасная площадка, особенно если он был действующим. Насколько я понимаю, это вот та часть вокзала, которая уже не в первый раз используется как выставочная.
КОРИНА: Нет, вы знаете, это совершенно не та часть вокзала. То есть, там есть часть, в которой работает команда "Триумфа".
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, башня.
КОРИНА: Да, башня. Это совсем другое пространство, но оно действительно использовалось многие годы как общественное пространство, его проектировал Щусев, как и сам вокзал, но это должен был быть ресторан, и он какое-то время работал. И вообще само пространство по себе – это как бы фантастическое место. Плафоны для него, росписи для плафонов, делали эскизы Бенуа, Серебрякова, Лансере. Но этого всего сейчас увидеть нельзя, потому что он приобрел постреволюционную тематику, вот. Но до сих пор можно найти фотографии, где там среди колониальных пальм стоят прекрасные столы, люди обедают. И сам по себе зал фантастический, и наша выставка – это прекрасный повод успеть его вообще увидеть и посетить. Потому что, несмотря на то, что он, с одной стороны, доступен, это на самом деле называется зал "Комфорт", там люди могут пережидать какое-то время между поездами.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну там же есть туристический маршрут "Такси". Ну это известный анекдот про то, как меня с Ярославского на Ленинградский всего за 45 минут довез таксист.
КОРИНА: Да. Но на самом деле скоро у них какие-то изменения планируются в этом пространстве, поэтому это в том числе была наша задача – расширить некие доступные точки для москвичей. Мне кажется, что это вообще сейчас очень прекрасная практика выставочная, когда вы находите пространство вне своих площадок, а такие, которые… Вот я, например, там не бывала никогда за всю свою жизнь, хотя я живу в Москве. Поэтому мне кажется, что это одна из задач была – некое найти новое место.
ЗАСЛАВСКИЙ: Москвич дальше зала пригородных поездов, в общем-то, и не должен нигде бывать. На электричку и вперед, обратно потом в конце сезона.
КОРИНА: Да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Почему еще было выбрано, не знаете, почему для выставки, посвященной "Юноне и Авось", выбрали не зал вылета Шереметьево, откуда можно добраться до Америки, где происходит часть действия, а все-таки Казанский вокзал, который едет в сторону Америки явно более сложным путем?
КОРИНА: Нет, ну, конечно, знаю. Вообще работа над этим проектом началась много-много месяцев назад. Пространство, которое мы искали, оно должно было нести на себе как бы вот такую поэтику расставания, надежда, некий трагизм, который связан с основной темой спектакля. И мы на самом деле посмотрели очень много разных помещений, которые сейчас возникают новые. Например, знаете, такие маленькие домики вдоль МЦК, которые сейчас есть, это такие очень уютные сооружения маленьких станций, которые сейчас можно, например, с Третьего транспортного кольца иногда увидеть. Большая их часть сейчас либо заброшена, либо переформатирована, но они нас привлекали очень. Потом мы посмотрели Рижский вокзал, частично тоже как бы находящийся в состоянии реконструкции или какой-то заброшенности. Ну, в общем, у нас было много разных точек, которые нас влекли, Речной вокзал. Но тут, как я уже сказала…
ЗАСЛАВСКИЙ: Южный речной, в смысле, Южный, который на Коломенской?
КОРИНА: Нет, почему? И Северный.
ЗАСЛАВСКИЙ: Который на Речном.
КОРИНА: Мы рассматривали много разных вариантов. Но тут совпало довольно большое количество ограничений. Во-первых, нам нужно было очень быстро. Мы хотели успеть к дате, у нас, в общем-то, был повод, поэтому откладывать надолго мы не могли. А расписание, как вы понимаете, у пространств как бы занято. Во-первых, это. А, во-вторых, когда мы увидели этот зал, он нас поразил настолько вообще своей фантасмагорической мощью, это там запутанное движение света внутри за счет зеркал, которые до самого потолка идут, там смещены вообще как бы некие такие пространственные, логика какая-то, в общем. Но мы сами себя и поместили в некую ловушку, для нас это оказалось в итоге ребусом, чтобы понять, как именно "Юнону и Авось" представить в этом зале, это была серьезная задача.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью