Интервью Москва-Берлин-Париж в Третьяковке: искусство живых художников

22 января 2022, 00:15

Персоны

Новая выставка в Третьяковке и международные проекты музея.

ЗАСЛАВСКИЙ: Добрый день, в студии Григорий Заславский. Ну и вот в Москве, в Третьяковской галерее (в новой Третьяковке, как она теперь называется, та, которая на Крымском валу) с 23 ноября и до середины марта проходит выставка "Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж". И мы поговорим об этой выставке с куратором экспозиции – старшим научным сотрудником отдела новейших течений Третьяковки Сергеем Фофановым. Здравствуйте, Сергей.

ФОФАНОВ: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: И первый вопрос, он, конечно, очевиден. Потому что, когда началась перестройка, и по-моему, первая была еще до перестройки, это "Современное искусство. Москва. Париж", это "Москва. Берлин". Это были такие мощнейшие проекты, которые запомнились не только московской публике, но и публике Берлина, потому что это были выставки такие вот обменные, и публике Парижа, потому что там тоже была эта выставка. И над ними работали и сотрудники многих музеев, и наши лучшие и самые известные кураторы. Сегодня появление этих столиц европейских, оно, конечно же, у многих вызывает в памяти те выставки, и трудно предположить, что это название случайное.

ФОФАНОВ: Да, конечно, не случайное. Эта идея делать выставку "Многообразие. Единство. Европейское искусство за последние 30 лет" принадлежит нашим партнерам – Фонду искусства и культуры, который находится в Бонне. Председатель фонда Вальтер Смерлинг, собственно он обратился к Третьяковской галерее с этой идеей провести совместный проект и пригласил Третьяковскую галерею стать партнером всего этого замысла. Я думаю, что, конечно, легендарные выставки, действительно выставки, вписанные в историю мирового искусства, "Москва. Париж" и "Берлин. Москва" и "Москва. Берлин", там по две сессии. Отличие нашей выставки, кроме того, что она объединяет все эти метрополии и главные метрополии, в общем-то, и главнейшие метрополии современной Европы – Москву, Берлин и Париж. Видите, Лондон остался за скобками после брексита, и это тоже одна из тем, конечно, выставки. Отличие в том, что мы пытаемся работать только с современным искусством живых художников.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть, это художник, если бы Болтански был бы жив, он бы мог войти.

ФОФАНОВ: Вот Болтански есть на выставке.

ЗАСЛАВСКИЙ: Я просто не был, я руководствуюсь правилом, которым со мной когда-то поделилась моя коллега, известная радиоведущая. Она говорит: никогда не смотри спектакли и выставки, если с кем-то разговор будет интересен только вам двоим. Поэтому я сейчас вас послушаю. Я был в Третьяковке на прошлой неделе, но я сказал: я не пойду, я потом, поговорю – потом пойду.

ФОФАНОВ: Правильно, правильно.

ЗАСЛАВСКИЙ: Слава богу, да, в отличие от Пименова, такая возможность есть до середины марта, как я уже сказал.

ФОФАНОВ: Да, выставка будет работать до 13 марта. Видите, вы не случайно сказали "Болтански", потому что это первое, что пришло вам в голову, как бы что можно рассказать о Европе. Вот из художников, которые действительно занимаются этой темой, Болтански.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну тут еще, понимаете, почему я его назвал, потому что все равно, несмотря на то, что он участник венецианских биеннале, и в Центре Помпиду успели сделать его прижизненную выставку в Париже (а, к сожалению, в России не успели сделать), но он еще и художник, который бесконечно рефлексировал на темы одного из главных событий трагических ХХ века – это Вторая мировая, это холокост.

ФОФАНОВ: Да.

ЗАСЛАВСКИЙ: И в этом смысле он был художником, конечно, такой истории.

ФОФАНОВ: Памяти.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да, и памяти, да-да, конечно.

ФОФАНОВ: И для выставки, когда Кристиан получил предложение, он сделал новую работу, которая так и называется "Многообразие. Единство". И она состоит из такого медиа-коллажа детских лиц, детских фотографий безымянных детей из этих трех стран, как из России, Германии и Франции. И они чередуются вот с таким коллажом. Ты можешь подойти и на сенсорном экране направить руку, на секунду движение остановится – и как сложится этот коллаж. Принцип практически как многогранный какой-то коллаж, и сам Кристиан говорит: а как я могу себя вот как человек, как индивидуальность понять? С одной стороны, по моей там родословной я одессит и еврей, с другой стороны – я корсиканец, католик, с третьей стороны – я богемный парижский художник, с четвертой стороны – я переживаю вот эту жертву холокоста. Кто я такой вообще? Видимо, все, что во мне есть, вот эти все лоскуты воспоминаний прошлого, этого я и есть. И чем больше меня в таких вот фрагментах, тем как бы я и, наверное, интересен как личность многогранный. Вот, по-моему, очень простыми методами Болтански рассказал.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация