Картинка

Интервью Репертуар музыкальных и оперных театров тенденции сезона

19 февраля 2022, 00:09

Персоны

Что сейчас можно посмотреть в музыкальных и оперных театрах? Об этом Григорий Заславский беседовал с музыковедом Сергеем Бирюковым и критиком Мариной Гайкович в эфире радио "Вести ФМ".

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Мы немножко затянули и подводим музыкальные итоги года уже в феврале. Но надеюсь, что если итоги были яркими, они не потускнели за это время. И я с удовольствием приветствую в этой студии двух музыкальных критиков. Это Марина Гайкович. Здравствуйте, Марина.

ГАЙКОВИЧ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И Сергей Бирюков. Здравствуйте.

БИРЮКОВ: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Что было яркого, что интересного? Кто из вас начнет? Спектакли, фестивали, события, концерты, может быть, какое-то новое музыкальное произведение родилось?

ГАЙКОВИЧ: Да, это действительно так, новые оперы пишутся, исполняются. И вообще мне кажется, что усиленное внимание к новой музыки, ну точнее, как усиленное – возрастающее внимание к новой музыке – один из, если можно так сказать, трендов этого сезона или последних сезонов. Вот даже Московская филармония свой 100-летний знаковый сезон открыла не концертом Дениса Мацуева, скажем, а она открыла…

ЗАСЛАВСКИЙ: Программой Чайковского.

ГАЙКОВИЧ: Да, Первым концертом Чайковского или Третьим Рахманинова. Но даже если это был бы концерт Прокофьева, тем не менее, она открыла гастролями французского ансамбля Ensemble intercontemporain, которые привезли такую очень непростую программу современной музыки, и у концерта был большой успех.

БИРЮКОВ: Очень хорошо, что началось с современной музыки. Поскольку, с одной стороны, это на острие актуальности, а, с другой стороны, это и на острие проблем тоже. Потому что, если посмотреть, сколько человек ходит на оперы современных композиторов и сколько человек ходит на оперы Чайковского и Верди, то, ясно, мы получим совершенно не соответствующие друг другу цифры. Здесь огромная проблема – кому интересна современная опера. Есть такие современные оперы, которые, мне кажется, больше чем два десятка слушателей и не заинтересуют, хотя они виртуознейшим образом построены и вызывают восторжнейшие отзывы некоторых моих коллег. А есть, мне кажется, опера, которая ищет свой путь в такой подчеркнутой социальности, я бы сказал. И вот это одно из спасений, мне кажется, современной музыки и современной оперы. Например, произведение композитора Елизаветы Згирской из Томска "Кричи, шурши, не молчи", вот так это называется. А это музыка, которая написана по тем звукам, которые издают умирающие дома деревянного Томска. Вы знаете, это производит потрясающее совершенно, душераздирающее впечатление. Ну, все мы знаем судьбу томской архитектуры.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну да, деревянной, да.

БИРЮКОВ: Да, да. А вот она написала об этом очень актуально.

ГАЙКОВИЧ: Самыми разными путями развивается современная музыка. И хотя композиторы очень многие ропщут, что очень мало инвестиций идет в современную музыку, и тем не менее, вот у меня был случай этой осенью, что я обратилась к нескольким композиторам с предложением посотрудничать, и все мне ответили, что сейчас они очень заняты. То есть так или иначе, работа у них все равно есть и какие-то проекты даже там сольных концертов, ну моноконцертов, скажем так. Так что, вот несмотря ни на что, вот тот вектор, которым движется современная музыка сегодня, его можно назвать положительным, то есть динамика эта положительная. Может быть, конечно, это не так активно действительно поддерживается финансово и социально, как там в Европе или в Америке, но тем не менее.

Слушайте в аудиофайле

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация