Интервью Елена Шанина: ничего прекрасней студенческих спектаклей нет
Персоны
GITIS-fest. Радость пребывания на сцене и абсолютное счастье – вот что такое студенческие спектакли. Где цинизм и усталость? Когда ученик превращается в настоящего актера? В чем цель актерской работы над собой?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Впервые прошел фестиваль "ГИТИС fest". Он проходил онлайн, но мне кажется, что это здорово, что не стали отказываться и переносить до лучших времен. Сегодня прочитал какое-то интервью нынешнего директора Александринского театра, у них огромный проект с Пекинской оперой, и вот они его откладывают и откладывают, потому что, конечно, спектакль невозможно поставить и прокатать онлайн. А фестиваль дипломных спектаклей все-таки провести оказалось возможным. И я приветствую выдающуюся актрису, мою любимую актрису, красавицу Елену Юрьевну Шанину – народную артистку России, профессора ГИТИСа.
ШАНИНА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Комсомолка и просто красавица…
ШАНИНА: Нет, нет, это сложно.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вы не были комсомолкой?
ШАНИНА: Дважды. Это была очень интересная история. В школе меня автоматически приняли в комсомол, потому что я хорошо училась и торчала на виду все время. Там особенно уже не спрашивали, понятно, что это уже там были какие-то ближе к 70-м годам. А потом в институте у нас заснул комсорг в электричке и оставил портфель со всеми нашими карточками, книжками, в которых взносы и вообще все на свете.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ужас какой!
ШАНИНА: Ну а поскольку время уже было такое теплое, нас просто еще раз приняли в комсомол, что потом при поступлении на работу составляло очень большую сложность для меня, потому что никогда не могла я не очень врать, не очень знаю как. И поэтому, когда меня спросили, почему вы там, а вы с какого года в комсомоле, я с ужасом не знала, что сказать. Потом я говорила: да вот последнюю дату. А почему так поздно вы вступили? Я говорила: ну вот как-то так получилось… В общем, ужасная, ужасная была сложность. Все, слава богу, закончилось благополучно, всем стало все равно.
ЗАСЛАВСКИЙ: А в Театре Ленинского комсомола, когда принимали актеров, наверное, смотрели – комсомолец или нет, был ли комсомольцем. И не комсомольцев, может быть, и не принимали?
ШАНИНА: Нет, там не смотрели, там нужно было сразу идти в райком. Выходил человек такой лет 50-ти в сером костюме и с тобой так на "ты": ну ты пришла, ты сдала взносы, ты принесла бумаги? Так сразу на "ты", вот.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну а комсомольцы на "ты", естественно, к октябрятам…
ШАНИНА: Там собственно меня и спрашивали, почему так поздно. Нет-нет, как-то все было неплохо, все уже было мило. Актер у нас был прекрасный, он был, как это раньше называлось, председатель…
ЗАСЛАВСКИЙ: Секретарь парткома.
ШАНИНА: Секретарь парткома, да-да-да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я помню, как я где-то сидел в приемной комиссии, и поступающая абитуриентка не могла сказать то ли про революцию, в каком году, то ли она не могла толком ничего сказать про Ленина. И комиссия сначала расстроилась, а потом наоборот подумала: боже мой, а вот все-таки в этом что-то есть. То есть это плохо, конечно, но все-таки и положительное тоже.
ШАНИНА: Да-да-да. Нет, историю, конечно, неплохо было бы знать.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да.
ШАНИНА: Но во всяком случае у нас действительно голова очень много мусора хранила со всеми цитатами, датами, все мы цитировали, все сдавали. Вот. Ну и хорошо, что они уже этого не делают, знают в общих чертах, если этим занимаются только.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, с другой стороны, действительно, это так давно было, что точно так же, как мы не очень хорошо знаем там что-нибудь про русско-турецкую войну 1855 года.
ШАНИНА: Ну, что-то знаем, да, примерно. Но так, вот чтобы отвечать на конкретные вопросы, и кто что сказал из полководцев, ну точно нет.
ЗАСЛАВСКИЙ: Для них ведь тоже больше чем 100 лет тому назад.
ШАНИНА: Так что, конечно. Вот он мне очень говорил всегда: "Как, Алена, не превышаю власть, нет?" Я говорю: нет-нет, ну что вы, вы такой чудесный… Никифоров, замечательный артист. Уже все как-то было, шло, видимо, к какому-то уже.. Но это был и цинизм, с другой стороны, время циничное было – 70-е годы, когда все уже всё знали, и мы продолжали играть в эту игру.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вот сегодняшние студенты, мне кажется, что они снова какие-то очень простодушные романтики. Вот при том количестве информации, при том потоке, что сегодня сюда нажал – все что угодно можно купить, посмотреть, и в переводах фильмов сплошная обсценная лексика. А при этом это, как мне кажется, никак не влияет на то, что у них какие-то во многих отношениях очень, я бы сказал, даже старомодные представления.
ШАНИНА: Да, пуританские.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да, я именно это хотел сказать.
ШАНИНА: Абсолютно согласна...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью