Картинка

Интервью Театральный критик Анна Образцова – идеал ученого и педагога

19 июня 2022, 23:08

Персоны

100-летие выдающегося театрального критика Анны Образцовой. Гость: продюсер Эльшан Мамедов.

ЗАСЛАВСКИЙ: Время от времени мы разговариваем о замечательных страницах истории ГИТИСа, о замечательных людях, выдающихся педагогов Российского института театрального искусства ГИТИС. И вот в эти дни мы отмечаем 100-летие со дня рождения профессора, выдающегося шоуведа, потому что она была специалистам по Бернарду Шоу и много лет возглавляла кафедру истории зарубежного театра. 100 лет исполнилось со дня рождения Анны Георгиевной Образцовой. И я рад приветствовать в этой студии продюсера, выпускника ГИТИСа и ученика (как и я, но, может быть, в большей степени), ученика Анны Георгиевны – это Эльшан Мамедов. Эльшан, добрый день.

МАМЕДОВ: Добрый.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вот чем была замечательна Анна Георгиевна? Притом что мы прекрасно понимаем, что в ГИТИСе любой выдающийся педагог, мастер – это еще и персонаж. И помимо того, что она была замечательным педагогом, учителем и умела вести своих учеников и учениц, умела их не бросать после окончания института, помогала им в том, чтобы они находили темы для своих потом уже научных диссертационных работ, и умела добиваться и качества, и чтобы это все было не брошено на полпути, а ее выпускники становились учеными и продолжали ее дело. И, собственно говоря, сегодня, наверное, кафедра истории зарубежного театра ГИТИСа – это, наверное, на 80 процентов ее. Ну, я имею в виду, вот те, у кого есть степени, кто доктор на искусствоведении, кто кандидат – это все ее ученицы.

МАМЕДОВ: И ученики.

ЗАСЛАВСКИЙ: И ученики, да.

МАМЕДОВ: Вообще Анна Георгиевна, у меня отношения с ней были очень близкими, в плане, насколько могут быть близкие отношения ученика и педагога. Но дело в том, что не она меня набирала на курс. То есть я закончил ее курс, и я просто уходил в армию. Поступив в институт, я пришел к Борису Николаевичу Любимову, это он своим глазом как-то меня приметил. И очень волнуясь я возвращался обратно, потому что ну Анна Георгиевна – это Анна Георгиевна Образцова, это просто… ну как я пойду к ней на курс? И я был как бы вынужденный ее ученик, но тем не менее вот за эти четыре года я просто прошел путь от восхищения, какого-то невероятного восхищения этим человеком... Потому что Анна Георгиевна – это человек, на которого… Вы знаете, вот когда есть у тебя рядом такой человек, как она, вот если ты хочешь как-то случиться в профессии, то ты хочешь быть, как она. Потому что это для меня был идеал вот ученого и педагога. Но вообще мне везло очень на педагогов, я благодарен судьбе просто страшно, потому что мне попались вот три "вторые мамы" мои – это вот Анна Георгиевна Образцова, это Лариса Павловна Солнцева, у которой я писал диплом и диссертацию, и Нонна Михайловна Скегина, которая была выдающимся завлитом, как бы такой практик замечательный. Мы, конечно, были избранными на театроведческом факультете, это правда. Про то, что образцовский курс особый, это как бы было видно по всему, по ее отношению в том числе. Потому что у нас, например, ни у кого из курсов такого не было, а мы там четыре раза выезжали вместе с курсом в Петербург, в Ереван, в Тбилиси и в Польшу – в Краков и Варшаву мы выезжали. Потрясающе. Это делала она. Причем, это все делалось, знаешь, абсолютно: это так должно быть, они должны выезжать, они должны видеть. Кто только у нас не побывал на курсу вот в качестве гостей – от Натальи Анатольевны Крымовой до Анатолия Васильевича Эфроса, от Виктюка до Вульфа. Все! Они приходили к нам и приходили с радостью большой, потому что ну они очень хорошо с ней общались. И Анна Григорьевна – пример. Тогда же очень сложно, вот сейчас я тоже студентам всегда рассказываю о том, что вы даже не понимаете, что такое невозможно попасть на спектакль, вы же не понимаете! Когда вы говорите, что трудно попасть на спектакль, вы не знаете, что это такое. Как мы лезли в окна в туалетах, как мы через эти какие-то, обманывая билетерш, как мы это делали. Что такое конная милиция перед Малым театром, когда приезжал БДТ сюда, вы не понимаете, что это такое.

Полностью слушайте в аудиофайле.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация