Картинка

Интервью Музсезон не встал и не просел

10 июля 2022, 23:14

Персоны

Музыкальная жизнь мегаполиса – итоги сезона.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И в это время года мы традиционно подводим музыкальные итоги годы с Мариной Гайкович – заведующей отделом культуры "Независимой газеты", председателем экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска". Здравствуйте, Марина.

ГАЙКОВИЧ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И Сергеем Бирюковым – редактором отдела культуры газеты "Труд". Здравствуйте.

БИРЮКОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Мы не можем не говорить о том, что, конечно же, филармоническая концертная жизнь, она изменилась и изменилась очень серьезно. Недавно я разговаривал с Алексеем Алексеевичем Шалашовым, который возглавляет Московскую филармонию, он говорит, что все музыканты на связи, все готовы приехать, все продюсеры тоже готовы сотрудничать, но сегодня есть те силы, которые просто не дадут им приехать. Вернее, приехать дадут – не дадут потом выступать в своих странах. И мы в ГИТИСе тоже с этим столкнулись, когда к нам пришел наш выпускник американец, который просто рыдал на груди нашей руководительницы международного отдела, рассказав, как его пять раз вызывали в консульский отдел посольства США. И в конце концов он вынужден был уехать, несмотря на то, что имел работу в Москве, когда ему пригрозили включением в список неблагонадежных граждан Соединенных Штатов Америки, что там угрожает чуть ли не потерей страховок медицинских и прочих, в общем, необходимых для жизни в стране человеческих условий. И он уехал. И когда вот я, ведя "Афишу" на "Вестях ФМ", каждый раз смотрю, что происходит в выходные, я вот в последние перед этими выходными посмотрел, что зал "Зарядье" уже закрыт до сентября полностью. То есть при том, что мы прекрасно понимаем, что по Москве ходят толпы людей, которые с удовольствием пришли бы на концерты. В позапрошлые выходные концертный за Чайковского работал только в воскресенье, когда там выступал какой-то замечательный узбекский ансамбль танца вроде нашего ансамбля Александрова или Моисеева, но не такие знаменитые в мире, но тоже их известный ансамбль национального танца. В концертном зале Чайковского осталось два или три концерта в июле, а следующий уже сентябрьский концерт. И, в общем, мы видим, что, конечно же, филармоническая жизнь сжалась стремительно, и только консерватория, если можно так сказать, выезжает за счет кафедральных своих концертов. Ты смотришь Большой зал, Малый зал, Рахманиновский зал, зал Мясковского: все четыре главных зала Московской консерватории – это все концерты тех или других кафедр. Но мы прекрасно понимаем, что это не то. Но сейчас мы смотрим в прошлое, оценивая то, каким был этот сезон. И понятно, что он существенно был разделен на до и после 24 февраля 2022 года. Все-таки, да, есть возможность, обернувшись назад, сказать о том, что было важное, что было лучшего, что было худшего, где они потери, где они наоборот точки взлета.

БИРЮКОВ: Мы остались, действительно без многого остались, это прямо надо сказать. И в то же время, мне кажется, что высветились те главные явления и фигуры, которые с нами на самом деле были всегда, но как-то их значение сейчас стало особенно таким хребтообразным (я не знаю, не очень красивое слово), но это действительно стволовой хребет нашей культуры. Вот такие личности, как Гергиев, как Башмет, как Мацуев, как Спиваков, как вот с некоторых пор уже тоже Вадим Репин с его проектами. Как Курентзис, безусловно, концертные проекты которого в последнее время, даже вот можно назвать: он сыграл две великие последние симфонии – 6-ю Чайковского и 9-ю Бетховена. Никто специально это не подгадывал. И вот проект, о котором мы с Мариной на днях слышали в Перми на Дягилевском фестивале, "Комедия на конец времени". И особенно я бы, может быть, хотел выделить в этом плане фигуру Гергиева. Вот сколько он привез к нам за последнее, за вот эти истекшие три-четыре месяца. …

ГАЙКОВИЧ: Жизнь меняется, и мы только можем надеяться на то, что ситуация в мире стабилизируется, и все вернется на круги своя, хоть и в другом виде. Потому что мы имеем сейчас (хоть мы говорим и о прошлом, но о прошлом говорить, не заглядывая в будущее, невозможно) – как минимум три оркестра сейчас без худруков. В Госоркестре нет худрука и нет главного дирижера (его там и не было, главного), то есть Госоркестр обезглавлен. Павел Коган уехал – этот оркестр без творческого лидера. Михаил Плетнев еще со времен пандемии не возвращается в Россию, то есть он руководит оркестром удаленно.

ЗАСЛАВСКИЙ: Плюс Большой театр...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация