Традиции Крещение Руси сделало из нашей страны цивилизацию
Персоны
Крещение Руси и Князь Владимир. Гость: Стахий Колотвин.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", Сергей Михеев. И у нас сегодня в гостях священник Стахий Колотвин – настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Батюшка, приветствую вас.
КОЛОТВИН: Здравствуйте, Сергей.
МИХЕЕВ: Я предлагаю поговорить на тему того праздника, который уже прошел, но тем не менее, мне кажется, так сказать, это тема очень важная. Это и День памяти Святого князя Владимир,а и символическая дата Крещения Руси. Потому что на самом деле вокруг этой даты, мне кажется, вообще концентрируются смыслы, которые в дальнейшем фактически и способствовали построению такой огромной и сильной державы, как Россия. Ну и, кроме всего прочего, несомненно, навсегда и радикально сделали, мне кажется, из нашей страны цивилизацию. То есть, если вот с точки зрения цивилизационного подхода на все эти вещи смотреть, то, несомненно, значение этого события было огромным. И вот с вами хотелось бы поговорить как раз вот об этом. Ну, во-первых, о фигуре князя Владимира, которая была, как многие считают, так сказать, неоднозначной. Ну и об этом выборе тоже, да. Мы знаем, что в советское время вообще-то все эти вещи так серьезно вульгаризировали. Я отлично помню, когда учился в советской школе, как бы, да, это событие тоже описывалось, но довольно в таких вот, знаете, каких-то почти, так сказать, комиксовых картинках: мол, одни это предложили, другие это. И вот, мол, раскинув, так сказать, мозгами, как бы исходя из каких-то меркантильных там буквально соображений. князь Владимир сделал вот такой-то выбор. Вот. Ну а, во-вторых, по поводу вообще значения Крещения Руси – как это вам видится? Но если позволите, давайте начнем с фигуры Владимира. Все-таки кто он, так сказать, что он, кем он был? Потому что вокруг этой фигуры все-таки очень много самых таких разнообразных рассказов, некоторые из которых для многих кажутся вообще, так сказать, легендами и мифами. И тем не менее, так сказать, эта фигура стала ключевой в нашей истории.
КОЛОТВИН: Действительно, князь Владимир – это очень яркая политическая фигура. Фигура, которая меняет историю. И более того, мы это можем видеть еще до Крещения Руси. Прежде всего как политик, рвущийся к власти, как человек, воспитанный в язычестве, князь Владимир (на тот момент не Великий князь, а один из князей, один из таких мелких правителей раздробленной Руси) борется за центральную власть. И на этом пути действительно он ни перед чем не останавливается. И, конечно, есть различные версии, и сложно сейчас выяснить истину, насколько он виноват в гибели своих родных братьев. Тем не менее, будучи младшим князем, он добивается верховного, великого княжения киевского для себя, оставив позади, увы, смерти своих братьев. Ну, пусть даже оговорившись, насколько непосредственно сам он лично был в этих смертях виноват. Более того, что мы видим, что он не тот правитель, который готов был ограничиться или борьбой за сам факт высшей власти. Потому что, если мы посмотрим на современную князю Владимиру Византию, то мы увидим тоже постоянную борьбу за власть различных военачальников, различных очень ярких политических деятелей. И как она зачастую заканчивалась тем, что человек, дорвавшись до власти, начинал просто праздную жизнь, начинал жить в роскоши, развлекаться, и это приводило к новому перевороту. И так потихонечку вот шло-шло-шло, и страна только распадалась-распадалась, от нее откусывали кусочки арабы, болгары, норманские завоеватели на фоне таких слабых правителей. Нет, для князя Владимира мы видим: политика ему и какое-то устройство жизни своего народа было очень интересно. Прежде всего уже он мыслил Русь, русский народ как некоторое единое явление...
Слушайте в аудиофайле!