Нацвопрос Как нужно преподавать родное слово

3 сентября 2022, 16:06

Персоны

Изучение родных языков в российских школах в новом учебном году. Какие языки – лидеры в преподавании? В чем уникальность системы обучения родным языкам и литературам в нашей стране?

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. Начался новый учебный год, с чем мы поздравляем всех наших радиослушателей, вне зависимости от того, у кого он начался вот прямо буквально, у кого детки пошли в школу, или кто преподает в учебных заведениях. Но о том, как будут преподаваться родные языки народов нашей страны в этом году, мы специально поговорим сегодня, такую специальную программу решили посвятить этому важному вопросу. И сегодня в эфире "Нацвопроса" мы беседуем с Ларисой Ивановной Маршевой – доктором филологическим наук, исполняющей обязанности директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации.

Лариса Ивановна, поздравляем вас, во-первых, с началом учебного года, с Днем знаний, недавно только прошедшим, и приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

МАРШЕВА: Здравствуйте. Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Я, безусловно, присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые мы адресуем и нашим дорогим педагогам, и нашим прекрасным детям, и, конечно же, их родителям. И особенно я хочу отметить тех, кто любит, ценит и распространяет родное слово на разных родных языках нашей большой великой страны.

САФАРОВ: Лариса Ивановна, вот родное слово, родные языки. Понятно, что сосчитать полностью количество родных языков, наверное, трудно. Но вот если говорить о преподавании родных языков в нашей стране, то есть когда это имеет какую-то уже формальную сторону, когда существуют учебники, учебно-методические комплексы, когда это поставлено на образовательные рельсы, мы можем вот говорить о том, сколько родных языков преподается в нашей стране?

МАРШЕВА: Да, безусловно, такие данные есть. Мы силами нашего института уже не первый год проводим мониторинг преподавания родных языков и родных литератур в школах Российской Федерации. И в настоящее время в так называемом общем образовании в школе у нас фигурирует 71 родной язык. Это потрясающая цифра, и она, конечно, внушает большой оптимизм. Надо сказать о том, что родные языки и родные литературы используются на всех образовательных ступенях, начиная с дошкольного образования, с детских садов, у нас есть языки, которые используются в дошкольном образовании тоже. Кроме того, речь идет, с одной стороны, о тех языках, которые изучают в школах Российской Федерации, это, я еще раз повторяю, 71 язык, но из них есть 10 языков, на которых в некоторых субъектах Российской Федерации ведется обучение некоторых предметов.

САФАРОВ: То есть даже (Лариса Ивановна, извините, перебил), даже бывает ведь, что… Хотя почему "даже"? Так, наверное, и должно быть, когда на родном языке обучают не только гуманитарным предметам.

МАРШЕВА: Безусловно, не только гуманитарным предметам. Речь идет о преподавании таких дисциплин школьных, как, разумеется, география, окружающий мир, технология, безусловно. И здесь вот больших успехов, и успехи эти (это очень отрадно) только нарастают, отличаются такие республики, как Бурятия, как Якутия, в Дагестане, в Тыве такие попытки есть, и они вполне успешны, обучение на языках...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация