Интервью Александр Борода: "Мы открыли новую страницу в мировом музейном пространстве"

23 октября 2022, 23:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно по воскресеньям, мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий и тенденций то, что представляется наиболее интересным. Ну а в данном случае мы отмечаем юбилей Еврейского музея. И рад приветствовать в этой студии главу Федерации еврейских общин России и генерального директора Еврейского музея и Центра толерантности Александра Бороду. Здравствуйте, Александр Моисеевич.

БОРОДА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да. Я знаю, что вам принадлежит идея эта. И да, известная такая русская пословица, хотя наверняка восходящая к каким-то другим, не менее каноническим фразам, что "человек предполагает, а Бог располагает". Поскольку вам принадлежит эта идея, насколько то, что в результате выстроилось за эти годы, похоже на то, чего вам хотелось?

БОРОДА: Ну, максимально похоже на то, что хотелось. Другое дело, что "хотелось", оно двигается по мере того как музей развивается, но оно максимально близко к той идее, которая изначально была при создании музея. Если чуть расширить эту саму фразу, сам музей, он в момент его создания выглядел очень не классическим и не типичным музеем. И вот там было много рисков, там было нового – то, что пришлось самим преодолевать прежде всего.

ЗАСЛАВСКИЙ: Сама вот эта идея и слово, которое использовалось, edutainment – такое образование и одновременно развлечение, да и собственно во многих странах и театр, и кино – все проходит по разделу entertainment, хотя мы в России привыкли к тому, что театр – это не только развлечение, но и что-то серьезное. И в edutainment тоже есть вот опасность вот соскользнуть в то, что имеет отношение к какому-то развлечению, к какому-то Диснейленду, а не к тем, в общем-то, серьезным вопросам, которые, к сожалению, сопутствуют истории еврейства и в России в том числе.

БОРОДА: Я не вижу никакого риска и даже не вижу никакой параллели. Потому что если мы говорим о современных технологиях, то они используются для того, чтобы создать необходимую атмосферу, чтобы погрузить посетителя в ту эпоху, о которой хочется рассказать, и в те события, о которых рассказывается. Либо технологии позволяют создать некий антураж, некую форму восприятия, которая позволит посетителю понять суть тех исторических событий либо прочувствовать судьбы героев, о которых хочется рассказать. Ведь если мы говорим о классических музеях, если это музеи искусства, то это прежде всего картины, которые развешиваются по стенам, и в лучшем случае экскурсовод объясняет посетителям замысел художника либо какие-то биографические данные. И появилось чуть-чуть некое количество способов донесения до посетителя вне экскурсовода как разные чипы, либо другие современные способы, аудиогиды или еще что-нибудь, что позволяет заменить экскурсоводы. Но неподготовленный человек тем не менее далек от того искусства, которое представлено. И мне кажется, что в этом смысле мы открыли новую страницу, причем в мире. Мы анализировали то, что происходило в мировом музейном пространстве, и вот эту технологическую страницу, где способы подачи информации через видеоматериалы, через инсталляции, через разные экраны, проекты, через 4D-кинотеатры позволяют погрузить посетителя в атмосферу тех событий, о которых рассказывается. Да, эти технологии могут использоваться для самых разных целей, и в том числе для развлекательных целей, но там они служат тому же самому, что и в музеях: они погружают посетителя, визитера в ту атмосферу, которую задумывает создатель. Мы делаем то же самое, только совершенно для других целей. В итоге мы получаем очень хороший результат: это усиливает эмоцию, усиливает понимание тех событий, о которых мы хотим рассказать...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация