Интервью Актёр решает всё
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И вот время от времени мы в этой студии встречаемся, чтобы поговорить о ГИТИСе с его выпускниками, с его педагогами. В этом году впервые, я считаю, это не просто уникальная, но и помимо того, что уникальная, еще и счастливая встреча с ГИТИСом произошла у одного из наших выпускников. Это Клим – режиссер, который под этим замечательным псевдонимом существует уже больше 30 лет. И я приветствую Клима в этой студии. Володя, привет.
КЛИМЕНКО: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это набор на новом факультете, хотя раньше он тоже существовал, но он существовал под названием эстрады, а в этом году факультет получил новое название – новых направлений и сценических искусств. И мне кажется, совершенно естественно то, что когда это случилось переименование, то и пришли новые люди. Анна Ардова набрала дневную, очную мастерскую. А заочная, которая традиционно еще с эфросовских времен была для тех режиссеров и актеров, которые уже имеют опыт, и тем не менее которые развиваются и двигаются, и совершенствуются, самосовершенствуются. Здесь и Анатолий Васильев преподавал, и, в общем, сегодня многие театры возглавляют как раз те, кто учились на этом курсе Эфроса и Васильева, и потом у самого Анатолия Александровича. Вот из тех уроков, которые были, из того, как учили вас, что-то пригодится сейчас в тех подходах, которые собираетесь вы использовать в работе с этими ребятами, которых вы так серьезно отбирали? Про отбор обязательно еще поговорим.
КЛИМЕНКО: Мне кажется, что главное то, что осталось, это то, что в основе театра, которым и я занимаюсь и занимались мои педагоги, тем театром, которым занимается Владимир Панков, это человек. И не просто человек, а, мне кажется, что в театре, имея современный театр, получить такие огромные, просто нормальные сценические возможности, в каком-то смысле забыл о самом человеке. А человек как человек, то есть вот как актер, он решает все. То есть на самом деле на наше чувство сильнее всего, наше сердце, наша душа реагирует на вот ту забытую реальность – это человеческий голос, идущий из сердца, из глубины, из сути, из души, из духа. И это, собственно говоря, очень сильно меня объединяет с Володей Панковым. Поэтому те идеи, которые были у Эфроса, особенно идеи там связи тела и речи, голоса, вот это вытанцовывание роли, которой владел Эфрос, на данный момент становится еще более важнее.
ЗАСЛАВСКИЙ: Задам такой дурацкий, может быть, или наоборот провокационный вопрос. Эфрос – один из немногих режиссеров, который много писал. И остались его книжки, четырехтомник, и много чего еще издано. Вот из неизданного – что вы готовы передать своим студентам? Вот есть что-то, что вы готовы передать и что вы считаете нужным передать своим ученикам?
КЛИМЕНКО: Ну, мне кажется, что при всей невероятной сложности наших отношений с Эфросом, но тем не менее я согласен передать то, что никакими словами не описывается и не передается, видео в то время не существовало. То есть это вот, этот танец, возникновение роли через танец, связь как бы тела, голоса, вот то, что могли как бы, это неописуемые вещи. То есть мы можем говорить: это вот так, совершенно волшебно. Но есть определенный как бы дар, который передается только из рук в руки. Собственно говоря, то, чем я последние годы занимаюсь, это музыкой речи, именно вот этой идеей драматических нот: что это такое, как это связано, как текст превращается из логического, литературного или как бы просто логического переходит вот в то, как тело опережает слово, как тело создает то пространство, в котором голос человеческий, мысль обретает особую акустику. Вот это, собственно говоря, то, что я там, не знаю, взял, чему я следовал за Эфросом, и чем я буду пытаться заниматься...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью