Традиции Как под русофобией возводили фундамент
Персоны
Русофобия как элемент гибридной войны против России в свете истории проблемы. Почему гуманитарные вузы выпускают патентованных русофобов?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Традиции", Сергей Михеев. И у нас в гостях – Анатолий Владимирович Черняев, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук. Мы уже не первый раз встречаемся.
К сожалению, сегодня не очень хорошая традиция. Традиции бывают хорошие, а бывают плохие, да? И контекст момента, в котором мы живем, он заставляет нас об этом говорить. Русофобия как отрицательная традиция, которая сегодня формирует политику Запада в отношении нас. Мне кажется, это должно получить в том числе и философское осмысление. Потому что русофобия фактически является идеологической базой той гибридной войны, которая против России и ведется. Ведется она давно, но сейчас она перешла практически в горячую фазу.
Но для начала я бы, как раз что касается философского осмысления, хотел бы такой задать вопрос. Я слышал в новостях, что один из видных сотрудников вашего института признан иноагентом, и это официально подтверждено. Вот все-таки для меня это важно с точки зрения гуманитарного образования, которое дается нашим студентам. Потому что одна из проблем, которая существует – это то, что гуманитарные вузы у нас уже много-много лет выпускают, так сказать, патентованных русофобов. Заканчивается обучение, и благодаря тому, что все четыре или пять лет молодому человеку или девушке преподавались предметы в таком вот иноагентском стиле, выходит готовый русофоб. То есть сопля соплей (извиняюсь за выражение), ничего еще в своей жизни не знает, ничего не умеет, ничего не сделал или не сделала, но одно уже знает точно: Россия – плохая страна, у России плохая история, Россия неправильная страна, и надо быть против всего обязательно. А если и мечтать о чем-то, то только о том, чтобы или из России уехать, или чтобы Россия исчезла.
Вот какие-то подходы к этой проблеме намечаются? Давайте с этого начнем. Потому что сейчас у нас есть масса всяких ошибок и проблем, в том числе связанных с ведением специальной военной операции, со всем тем, что есть в этом смысле. Но это хорошее время для постановки проблемы переосмысления того, что было сделано неправильно раньше, и для того, чтобы попытаться сдвинуть эти пласты наслоившихся тектонических ошибок, которые за последние 30 лет (да и не только 30 лет), мне кажется, превратились уже почти что в железобетонный фундамент, который в значительной степени и позволяет у нас в стране, не где-то за рубежом (про это мы еще поговорим), а у нас в стране выстраивать целое здание русофобии.
ЧЕРНЯЕВ: Здравствуйте, Сергей Александрович. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Сергей Александрович, вы зрите просто в корень. И диагноз, который вы сейчас выразили, практически к нему нечего прибавить, можно только его раскрыть, проиллюстрировать.
Действительно, такая проблема существует, потому что наша система науки и высшего образования форматируется в течение 30 лет под существенным влиянием западных метапрограмм, концепций. И в самом начале, еще в 90-х, да в конце 80-х годов, если уж так говорить, когда это называлось Фонд культурной инициативы, фонд Сороса, тогда еще советско-американский он был, в 90-е годы он разошелся на нашем пространстве в полную силу. Была у них такая программа – обновление гуманитарного образования в России, они штамповали учебники в огромных тиражах, в огромных количествах, где закладывалось это всё: что Россия плохая, Россия – агрессор, Россия – это тоталитаризм, и России нужно каяться, переосмысливать свое историческое бытие и как-то встраиваться в хвост цивилизованных западных стран. Слава богу, последнее время деятельность фонда Сороса и других подобных западных фондов у нас была запрещена и свернута, были приняты соответствующие постановления. Но ведь они же здесь время даром не теряли, когда они здесь имели возможность разворачиваться. Они воспитали целую генерацию, даже не одну, интеллектуалов, ученых, которые заняли определенные позиции в истеблишменте, заняли позиции в системе науки, образования, в научной периодике, в аттестационных комиссиях, фондах, и так далее. И фактически вот эта модель воспроизводится уже сама по себе.
Полностью слушайте в аудиоверсии!