Интервью Башмет: концерт – сотворчество музыкантов и публики
Персоны
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В студии Марат Сафаров. И у нас сегодня большой праздник, который будет продолжаться в течение всего года, поскольку 2023 год наступивший в музыкальной жизни нашей страны – это год юбилея, 70-летия нашего выдающегося соотечественника, выдающегося музыканта, народного артиста Советского Союза, Героя труда Российской Федерации Юрия Абрамовича Башмета.
И праздник начинается уже сейчас, поскольку в студии сам Юрий Абрамович. Приветствуем вас.
БАШМЕТ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Юрий Абрамович, ну о подарках, которые вы будете щедро дарить в течение всего года вашей публике, мы поговорим чуть позже. А я предлагаю все-таки обсудить год прошедший, 2022-й. В отличие от многих музыкантов, для которых стало неожиданностью выступление в родной стране, для вас это долгая, системная, большая работа. И региональные концертные залы, аудитории, музыкальную общественность в разных городах нашей страны вы знаете, наверное, вместе со своими коллегами, как никто другой. И все-таки, вот этот 2022-й год и ваши поездки, ваши гастроли – что могло удивить мэтра в 22-м году во время концертов? Может быть, удивило, может быть, порадовало, может быть, в чем-то и огорчило. Вот ваши эмоции, ваши впечатления от прошедшего концертного большого года, насыщенного, как всегда у вас?
БАШМЕТ: Порадовали новые города.
САФАРОВ: Неужели у вас есть новые города?
БАШМЕТ: Есть. Вот я вообще не знал, что существует такой город Миасс. Это в Челябинской области. Там прекрасный дом культуры с очень хорошей акустикой, все чистенько, аккуратно, потрясающая публика живая. И вот такие вещи, конечно, радуют.
САФАРОВ: Я знаю, что вас очень радует, когда часто вас поздравляют, с цветами выходят дети, которые потом оказываются музыкантами маленькими. Вы часто с ними беседуете на сцене, даже находите такое время и возможности выяснять то, что они не просто из публики, что они ваши маленькие коллеги.
БАШМЕТ: Да, это отличает очень нашего слушателя от заграничного, именно чувство принадлежности: вот я – их, а они – мои. И очень радуют родители, которые приводят совсем маленьких детей на концерт. Или одна девочка (ей, по-моему, 5 лет, где-то 5-6 лет), узнав о том, что будет концерт, она попросила, ее записали в кружок вышивания. И первое, что она сделала своими ручками, она вышла на сцену и мне подарила. И вот такого, конечно, нигде, ни в какой стране другой я не встречал. Ну или парень, 12-13, в костюме с бабочкой вышел. В это время овации, аплодисменты. Он стоит на сцене, и я тихонько спрашиваю: "А ты музыкой занимаешься?" И он, такой легкий поворот головы в стиле, я бы сказал, древнегреческого героя, он говорит: "Я – пианист". И вот это общение с нашими людьми, с моими, я считаю, соучастниками во время концерта, соучастниками этой импровизации… Ведь концерт – это живой процесс, рождение звука с его выразительностью, одна нота, даже без мелодии, еще без темы, она уже такую информацию несет, краска этого звука, о чем вообще звук говорит, к чему он призывает, одна нота, я уж не говорю потом о соединении со следующей нотой, потом еще со следующей, и в конце концов музыкальная фраза. И все это на основе, конечно, образования, конечно, Московская консерватория, воспитание вкуса. В общем, все это нужно бережно-бережно-бережно сохранять и развивать. Что я и пытаюсь делать...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью