Интервью "Всё новое в актерском деле давно придумано"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Некоторое время тому назад случился юбилей у народного артиста России и профессора ГИТИСа Алексея Шейнина. И это повод поговорить о нем самом.
Я приветствую народного артиста России, профессора ГИТИСа и других вузов, о которых вообще можно говорить, можно не говорить. Здравствуйте, Алексей Игоревич.
ШЕЙНИН: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, вы же учились совсем в другой школе. И ваш учитель – это выдающийся Зиновий Яковлевич Корогодский. Он вошел в историю как один из, наверное, самых значительных режиссеров детского театра, советского детского театра. И сегодняшнего детского театра тоже, потому что сегодня работают в театрах, руководят российскими театрами его ученики. И в связи с этим – что это за школа?
ШЕЙНИН: Это школа, когда рано встают на ноги, не читают долго пьесы (ну, это уже как итог, не с первого класса, конечно), а сразу читается сцена, выясняется, кто кому кем приходится, что случилось (как обзывал это "событием" Станиславский). И сразу мы идем в этюд. Ничего не получается, естественно. Тогда мы выясняем, что кто не донес, кто не помнит, откуда он родом, почему не случилось – снова. Вечером ты на ночь читаешь роль, и она укладывается потихонечку. То есть не было таких читок: вот долгое-долгое нахождение за столом, и только потом с ролью люди ходили, и их расставляли по мизансценам. Школа родная – школа Станиславского, все остальное – это методы, ну как я понимаю. Метод Демидова, который был лечащим врачом семьи Станиславского. Потом этим увлекся, метод Михаила Чехова. Метод работы Мейерхольда, Таирова. То есть удивить можно только искренностью чувств, ничего нового придумать нельзя. А сейчас идет соревнование, кто чего нового придумает. Всё было.
Как я попал к Зиновию Яковлевичу? Да, я решил всех обмануть и поступал после 10-го класса (а еще у меня был 11-й). Поступал везде, мне не терпелось. Я приехал в Москву, я показывался Массальскому и Головко (они набирали в студию МХАТ), я показывался в ГИТИС, я показывался в "Щуку". Меня везде брали. Но перед конкурсом нужен был аттестат. Например, Массальский меня сразу на конкурс с первого тура. Я плакал. Нет, приходите на будущий год. Я говорил: но вас уже не будет, вы уже будете на втором. Что я только ни делал! А тут набирал, в ленинградский театральный набирал Зон. Тоже меня не брал.
ЗАСЛАВСКИЙ: Не брал из-за отсутствия аттестата?
ШЕЙНИН: Да-да. И вдруг я увидел, что набирает Корогодский. А я посмотрел спектакль, грандиозный его спектакль "Тебе посвящается", где главную роль играл Юра Тараторкин. И вообще я, школьник, вдруг увидел, что на сцене ТЮЗа никто не играет, решают мои проблемы: предательство друга, ненависть к педагогам, скандалы дома. Все это был так по-живому, ребята это делали, что я сразу побежал туда. Мне повезло – меня взяли.
ЗАСЛАВСКИЙ: Как же, а аттестата не было?
ШЕЙНИН: А ведь это было ремесленное училище, студия трехгодичная не высшая. Я заочно закончил, я в 19 лет окончил, получил диплом актера.
ЗАСЛАВСКИЙ: А как же? А где вы жили?
ШЕЙНИН: У мамы с памой, я лениградец.
ЗАСЛАВСКИЙ: А где вы собирались жить в Москве в таком случае?
ШЕЙНИН: Общежитие же есть тут. Может быть, папа с мамой, они… У меня мама была ведущий адвокат, папа был уже полковник. Так что, может быть, мне бы и помогли. Но дело не в этом. Дело в том, что все "в Москву, в Москву, в Москву, в Москву"… Когда я приехал в Москву, я никого не знал. Уже после окончания меня взял в театр Николай Павлович Акимов. Отказаться от этого я не мог. И я предал учителя…
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью