Картинка

Интервью "Открываешь Маркова – и понимаешь, что написать про спектакль"

9 апреля 2023, 02:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И время от времени в этой студии по воскресеньям мы говорим не только о культурных итогах недели, но и о ГИТИСе с теми, кто оставляет славу ГИТИСа, кто когда-то в ГИТИСе учился, а теперь в нем работает, служит, как сегодняшняя гостья. Это профессор и доктор искусствоведения Нина Алексеевна Шалимова, ведет мастерскую на театроведческом факультете. Нина Алексеевна, здравствуйте.

ШАЛИМОВА: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Я в данном случае, естественно, пытаюсь зафиксировать время и то прошлое замечательное и великое, которое, к сожалению, иногда уходит, кажется, безвозвратно, и которое хочется чуть-чуть, но запечатлеть. Поскольку вы сами учились на том театроведческом факультете, где теперь преподаете и учите следующее поколение театроведов, театральных критиков, учились у выдающегося и историка театра, и театрального критика, и завлита, и он был председателем художественного совета МХАТа имени Горького и даже главным режиссером…

ШАЛИМОВА: Это в "Стасике".

ЗАСЛАВСКИЙ: А, в "Стасике" тоже, да, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича Данченко. Это Павел Александрович Марков. Расскажите, какие уроки Маркова вам пригодились в последующей вашей жизни в Ярославском ли театральном институте, в ГИТИСе ли, какие его правила жизни, правила в профессии?

ШАЛИМОВА: Так он это не формулировал. Но верность этим правилам ощущается в каждой его статье. И в этом плане говорить, что они на меня повлияли, не очень точно, потому что они до сих пор на меня влияют. И если мне не пишется, если я не знаю, с чего начать, если я не могу подобрать хода к тому или иному спектаклю, я просто открываю третий или четвертый том Маркова на любой странице, начинаю читать любую рецензию, и к концу первой, иногда, если я сильно заторможена, второй страницы я уже понимаю, как мне подходить к спектаклю и что про него писать.

ЗАСЛАВСКИЙ: А первая встреча с Марковым?

ШАЛИМОВА: Он производил впечатление человека замкнутого, очень организованного и живущего как бы не то что в себе, но с четкой дистанцией между собой и всеми остальными. Он внушал уважение, ты понимал, что идет эпоха. При том, что он был невысокого роста, сухонький, уже в возрасте. Он смотрел серьезно, пристально, внимательно. Он никогда не "строжился", он никогда не повышал голоса, за исключением двух раз. Это отдельные уроки Маркова, которые я очень хорошо запомнила. Он не давал каких-то личных ассоциаций, он никогда не прибегал к каким-то вольным, рожденным импровизационным сравнениям. Он нам давал только выдержанные, проверенные исторически суждения. Это не значит, что он говорил только неоспоримые истины, хотя в голову бы не пришло оспаривать. Это первый урок. Второй урок тоже не был сформулирован, но оказался очень важным. Иногда Павел Александрович практически никогда не обсуждал тексты наших рецензий. Скорее всего потому, что он понимал: если человек может писать, он будет писать, а если не может, то как ни обсуждай его тексты, это бессмысленно. Это не означает, что этот человек безнадежен, а вполне может быть, что он найдет себя в устной творческой деятельности или станет завлитом и так далее, но не театральным критиком. Он не считал это каким-то пороком. Но иногда он говорил не о спектакле, и чаще всего, а он говорил о судьбе театра, о судьбе режиссера, о месте сыгранной роли в судьбе актера. То есть он любое явление брал объемно и в исторической ретроспективе...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация