Авторские материалы Почему россияне отказываются от рыбы
Персоны
Рыба теряет популярность у россиян. Опросы показывают: те, кто выбирает горбушу, форель или минтай, руководствуются, в первую очередь, заботой о сбалансированном питании. Гурманов значительно меньше. Еженедельное потребление рыбы в России за последние пять лет снизилось более чем в 1,5 раза. Такие данные приводит ВЦИОМ. Подробнее – Екатерина Косинец.
Ценителей, готовых платить за тунца или осетрину, всё меньше. Тем более если это целая, неразделанная рыба.
Наиболее платёжеспособное молодое поколение предпочитает филе или вовсе уже готовые блюда, говорят эксперты. Принести домой охлаждённого судака или карпа, счистить чешую, не уколовшись, извлечь жабры – осторожно, чтобы не повредить желчный пузырь; вынуть внутренности, а затем – кости, а потом остаток времени посвятить очистке кухни от следов разделки. Сегодня на такой подвиг готовы не многие.
Теперь за рыбой приходят в основном те, кто заботится о правильном соотношении потребляемых микроэлементов.
Морская рыба богата Омега-3, жирными кислотами. Они защищают наши сосуды, препятствуя развитию атеросклероза и многих других неприятностей – говорит врач-диетолог Елена Соломатина:
"Вообще Омега-3 укрепляет и клеточные мембраны, и нервную ткань. Снимает воспаления, препятствуют образованию тромбов. Очень много чего эти жирные кислоты делают в нашем организме. И плюс ещё витамин Д, которым тоже богата рыба. Это иммунная система. Все знают, что костная система. Но это ещё и наше психическое состояние – в том числе. Поэтому те, кто регулярно включает качественную морскую рыбу в свой рацион (а регулярно – это где-то два раза в неделю, конечно, оптимально, хотя бы), то чувствуют себя значительно лучше".
Не реже одного раза в неделю рыба появляется на столах лишь у 42% опрошенных россиян, говорят данные ВЦИОМ.
В Советском Союзе рыба была доступным источником животного белка. Мясо для многих было из разряда деликатесов. Но десятилетия назад ситуацию спасали дотации, сегодня их нет – поясняют эксперты. К тому же санкционное давление привело к росту цен на импортную рыбу – говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
"У рыбы, которая добывается отечественными рыбаками (это минтай, скумбрия, треска, сельдь), подорожание несущественное. Что касается импортной рыбы – там ситуация посложнее. Это сибас, дорадо, сёмга, форель. Ну здесь существенно повлияли санкционные ограничения. Потом начали искать альтернативных поставщиков из других стран. Потихоньку ситуация выравнивается. Но из-за удорожания путей доставки, изменения логистики рыба подорожала сильно. Лососи особенно".
Ситуацию, по словам эксперта, усугубило и то, что в прошлом году вылов отечественного лосося, горбуши, кеты был в два раза меньше. В результате цена на лососёвые выросла почти вдвое. Но этот вопрос решается – утверждает общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса, основатель сети ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов. Он не исключает, что красная рыба из деликатеса может стать постоянной составляющей еженедельного меню:
"Мы сейчас работаем над этим вопросом. Работаем, обсуждаем это с Росрыболовством, с правительством. Потому что нам надо заменить импортный норвежский аквакультурный лосось на наш российский. Просто исторически наш российский лосось шёл в Азию, а мы покупали аквакультурный. Если мы сможем заменить эти потоки, если мы сможем заменить логистику. И когда с Дальнего Востока лосось пойдёт на полки наших магазинов и в меню наших ресторанов, то ситуация изменится ровно на противоположную".
В поддержку предположения о том, что россияне предпочитают экономить время и силы на приготовлении, говорит и то, что на фоне падения спроса на рыбу в магазинах, рыбные рестораны пользуются большим интересом у россиян – говорит Сергей Миронов:
"Хорошо себя чувствуют те рестораны, которые в принципе работают на российском лососе. Я владею концепцией "Мясо&Рыба", которую отдаю по франшизе. И все наши рестораны работают только на российском лососе. Это кижуч, это чавыча, российская рыба палтус, муксун, нельма. И мы не отмечаем у себя падения спроса на рыбу. Мы растём. Спрос на рыбу у нас в ресторане повышается".
Кроме высокой цены, трудностей, связанных с разделкой и приготовлением, россиянам мешает отсутствие культуры потребления рыбы и нехватка знаний о её видах и вкусовых особенностях – уверены эксперты. "Люди не понимают рыбу" – печально заключают специалисты отрасли и называют это одной из наиболее веских причин снижения спроса.