Картинка

Открытая школа "Химия – это не только часть науки, но и часть культуры"

4 ноября 2023, 17:30

Персоны

Преподавание химии в современной школе. Успевает ли школьная химия за открытиями и разработками, которые осуществляет академическая наука? Об этом Марат Сафаров беседует с Антоном Лобановым, доктором химических наук, заведующий кафедрой общей химии Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире – программа "Открытая школа", в студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.

Продолжаем наше знакомство с современной жизнью школьных предметов. И сегодня у нас – химия в школе. Всем хорошо знакомый предмет, но многие из нас, конечно, расстались с ним много лет назад. Сегодня мы постараемся поговорить о жизни современной химии (на современных уроках, в современной российской школе) с помощью нашего гостя Антона Лобанова – доктора химических наук, заведующего кафедрой общей химии Московского педагогического государственного университета. Антон Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ЛОБАНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Антон Валерьевич, первый вопрос мы всегда задаем нашим гостям, представляющим конкретные школьные предметы, немного провокативно. Вот примерно так: а зачем вообще нужна химия в школе? И я смягчу: почему школьникам в принципе полезно изучать химию?

ЛОБАНОВ: Вы знаете, все-таки химия – часть нашего кругозора, это часть мировоззрения, это в принципе часть жизни. И, в общем-то, не знать химии, как-то пытаться даже ее отрицать, как многие делают, это почти так же бессмысленно, как отрицать время. Вот так глобально я бы обозначил место химии в нашей жизни, в нашем понимании, в нашем кругозоре – это то, без чего в принципе обходиться нельзя человеку цивилизованному, человеку культурному. И даже таким образом я хочу сделать акцент, что химия – не только часть науки, одна из наук, а это и часть культуры.

САФАРОВ: То есть если мы говорим о преподавании и обучении химии, это не только какие-то прикладные конкретные вещи, но это общее мировоззрение, общий кругозор.

ЛОБАНОВ: Да-да, безусловно. Химия – это фундаментальная наука. Но поскольку она очень сильно связана с практикой (пожалуй, наверное, даже лидирующее место здесь занимает в практическом плане), то она, в общем-то, сейчас чаще воспринимается именно как такая практически значимая область. Но это, конечно, не лишает ее статуса одной из фундаментальных наук, которая является наукой о жизни в том числе.

САФАРОВ: Да, я даже от учителей химии слышал такую фразу: "Да что химия? Химия – это по сути философия". Наверное, такие наши коллеги тоже правы.

ЛОБАНОВ: Да.

САФАРОВ: Антон Валерьевич, а как вообще развивалось изучение химии в российской школе, когда она стала предметом? Я почему задаю этот вопрос, такой вроде как историко-педагогический. Поскольку иногда возникают такие разговоры: а почему бы химию не интегрировать в некие курсы естествознания? Мы знаем, что во многих зарубежных странах химия как предмет не выделена. Но у нас это свой такой феномен, и мы к нему привыкли. Вот когда мы начали привыкать к этому – химия как отдельный самостоятельный школьный предмет?

ЛОБАНОВ: Это сложилось в советской школе, в начале даже XX века, когда стали делать упор на естественно-научные дисциплины, какими у нас являются биология, география и физика. И химии здесь было отведено ее заслуженное место – она стала предметом обязательным при обучении в школе. И сейчас, собственно говоря, правильно, что так и продолжает быть. Хотя вот эти попытки сделать ее (вторую часть химии в школе – то, что у нас идет 10-11 класс, средняя школа) необязательным предметом, конечно, это не очень хорошо, мягко говоря, а оставить только первую часть в основном образовании (это 8-9 класс).

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация