Картинка

Открытая школа По уму или по сердцу: как выбрать профиль в школе

9 декабря 2023, 17:35

Персоны

Профильное обучение в современной школе: итоги 20-летнего опыта. Как и когда правильно выбрать профиль? Об этом Марат Сафаров беседует с Антоном Лобановым, доктором химических наук, заведующим кафедрой общей химии Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Открытая школа", в студии – Марат Сафаров.

Профильное обучение – это понятие или словосочетание на слуху у многих. Надо нам в рамках программы "Открытая школа" разобраться: раз есть профильное, значит, есть и базовое. В общем, вновь пригласили эксперта, ведь нам нужны конкретные примеры. У нас в студии сегодня Антон Лобанов – доктор химических наук, заведующий кафедрой общей химии Московского педагогического государственного университета. Антон Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ЛОБАНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Антон Валерьевич, мы совсем недавно беседовали в рамках нашей программы о преподавании химии в школе. Но насколько мы поняли в ходе беседы – о базовом преподавании, о том, как химия как дисциплина, как предмет реализуется во всех школах нашей страны. А что же тогда профильное? Предлагаю все-таки начать не с вашей любимой области – химии, а в целом: профильное обучение – что это за такой зверь?

ЛОБАНОВ: Профильное обучение – это, скажем так (простым языком если), углубленное изучение отдельных дисциплин, но в настоящее время, наверное, даже кластера дисциплин, родственных друг другу. Например, химия, физика, биология, экономические науки и история, технологические дисциплины. Углубленное изучение кластера тех или иных дисциплин – такое обучение называют профильным обучением, и это такая норма, которая уже около 20 лет становится фактически общепринятой в школе, в средней школе, старшие классы – 10-11.

САФАРОВ: То есть они должны (дисциплины) быть так или иначе взаимосвязаны между собой.

ЛОБАНОВ: Да, по крайней мере сегодня это так. История начиналась где-то в году 2003-м, о ней так уже стали серьезно говорить. В 2004-м она уже пришла в школы. И тогда ввели много профилей, их было 12, они были очень разные, хотя в чем-то они пересекались. Но с 2019-го года стали укрупненными профилями, теперь их 5. И вот что касается химии, у нее нет профиля своего собственного, она входит в естественно-научный профиль, соответственно, естественно-научные классы.

САФАРОВ: А каким образом практически это происходит? Вот ребенок сдал ОГЭ в 9-м классе, переходит в старшую школу. Это уже в 9-м классе надо определиться? Или все-таки можно, уже поступив, скажем так, в 10-й класс, выбрать свой профиль? Когда надо вообще готовиться к этой развилке? Понятно, что это вопрос в большей степени не к ребенку даже, а к его родителям и учителям, но тем не менее – когда надо быть готовым к выбору профиля?

ЛОБАНОВ: Конечно, не позднее 9-го класса нужно с этим определиться. В течение учебного года в 9-м классе уже нужно прийти к понимаю, что же все-таки волнует, к чему тяга. И действительно, поскольку у нас в школьном образовании три участника образовательного процесса – это учителя, это ученики и их родители, это действительно такой выбор сложный, коллективный. И здесь нужно смотреть и на оценки успеваемости, что у него будет в аттестате по основному общему образованию, к чему тяга, к чему интересы. Родители, вы совершенно правы, знают порой лучше ребенка об этом. Но и учителя тоже имеют свое мнение. И та приемная кампания, которая проходит летом между 9-м классом и началом 10-го, приемная комиссия решает коллегиально, действительно ли правильно выбрана индивидуальная траектория, то есть правильно ли выбран профиль обучения.

Полностью слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация