Интервью "Пьесы – это математика"

28 января 2024, 23:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.

И каждый год в Москву приезжает Коляда-Театр. И я рад приветствовать в этой студии его основателя, бессменного художественного руководителя, директора, вдохновителя и просто выдающегося драматурга. Это Николай Коляда. Николай, здравствуйте.

КОЛЯДА: Здравствуйте, дорогие друзья.

ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, пожалуйста, а вы уже переиздаете свое собрание сочинений?

КОЛЯДА: Нет, пока еще это не распродалось, пока продаем. Но как-то пьесы же не очень любят люди читать, поэтому пока еще есть много книжек, хранится. Но я думаю, что разойдется потихонечку. Но набралось уже и на 13-й том, и на 14-й, и на 15-й, и на 16-й, на 17-й даже.

ЗАСЛАВСКИЙ: По поводу тиражей. Вот недавно вышел замечательный двухтомник "Письма в Художественный театр", и я говорю главному редактору и директору издательства, которая это все делает: "Вот у вас тираж написан 300 экземпляров. Это зачем?" Она говорит: "Это реальный тираж, зачем больше, мы этот-то не продадим еще".

КОЛЯДА: Ужас! Ну, у меня собрание сочинений вышло тиражом 3 тысячи экземпляров.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, это огромный тираж.

КОЛЯДА: Но могу похвастать. Скажем, вот два года назад я написал книгу рассказов, уже вдруг рассказы начал писать, книга называется "Бери да помни".

ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы и начинали с рассказов, потому что я помню, я читал.

КОЛЯДА: Я учился на отделении прозы у Шугаева. Но вот тут решил что-то книгу рассказов написать, и она разошлась тиражом 2,5 тысячи экземпляров.

ЗАСЛАВСКИЙ: Это огромный тираж.

КОЛЯДА: И я все время допечатываю и допечатываю. Тысячу продали, потом еще тысячу. И сейчас вот следующая книжка, которая называется "Ты не печалься", тоже третья тысяча экземпляров, вот в Москве она продается как раз со свистом пули. Но только у нас в театре это продается и больше нигде, никакой рекламы особой не было, ничего не было, но вот как-то третья тысяча экземпляров расходится. Да я думаю, что и разойдется, потому что каждый вечер уже вот здесь на гастролях мы продаем 20-30 книжек, это две-три пачки книжек. Да, и мне это нравится. Ну и какие-то отзывы хорошие. А потом, мне нравится рассказы писать, чего-то мне так понравилось. Думаю: господи, пьесы – это все равно математика, это конструкция, которую надо раз и сделать, и все, не отходя от законов, которые придуманы за тысячу лет существования театра. А рассказы – это ты пишешь, пишешь, налево пойдешь, потом направо, потом опять вернешься, потом туда, сюда… Все равно какая-то есть линия, но можно налево, направо ходить, и ты свободен. Потому что пьесу нельзя написать, скажем, 80 страниц сегодня, но никто не будет это и читать, и никто не поставит в театре. Пьеса должна быть там 35-40 страниц максимум, первое действие длиннее, второе короче. Это психология публики, ну как бы ты никуда от этого не уйдешь. Люди устают в темном зале, после работы, сели в мягкое кресло… А если первое действие 2,5 часа, да второе 2,5, да и третье… Театр превращается в муку.

ЗАСЛАВСКИЙ: Раз уж вы начали про количество страниц в пьесах, не могу не вспомнить, когда "Антибукера" не без труда давали выдающейся пьесе Олега Багаева "Русская народная почта", она была как-то так мелко напечатана, что было всего 9 страниц. И один (увы, ныне покойный) выдающийся народный артист России кричал: "Это что же, у нас премия 12 тысяч долларов, мы что, по тысяче с лишним за страницу будем давать?"

КОЛЯДА: Да-да. Ну, пьеса была маленькая у Багаева, но играли-то ее и Табаков великий, и Ульянов великий, ее великие до сих пор играют. Олег мне часто говорит: "Господи, я так боюсь, что я останусь в истории театра автором одной пьесы". Я говорю: "Да успокойся, у тебя пьес много хороших". Но просто другое дело, что он не похож ни на кого, Багаев, поэтому трудно его ставить. У меня в театре вот недавно прошла премьера его пьесы, "ЧЭЧЭВЭ" называется ("Человек Человеку Волк"), блистательная пьеса, но многие зрители как бы (мы и Москве показывали ее тоже), многие зрители в недоумении, потому что ну какой-то странный театральный язык, непривычный, а что это, а как это. Ну, ничего страшного.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вы играете а Центре на Страстном?

КОЛЯДА: Да.

ЗАСЛАВСКИЙ: Только?

КОЛЯДА: Только там, в этом году больше никуда не пошли, не поехали, решили сосредоточиться: 34 мероприятия, два Суп-театра, одна была читка пьес уральских драматургов. Но она была бесплатная, а Суп-театр был продан еще в сентябре месяце, все сразу продали. А так вот 31 спектакль мы играем: утром, вечером, в обед, в субботу, особенно в воскресенье...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация