Время и место Как Москву от чумы спасали

14 апреля 2024, 13:30

Персоны

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире "Время и место". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: И по традиции мы выбрали три даты, которые, на наш взгляд, интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в нашей сегодняшней программе.

Итак, первая их них – 8 апреля 1771 года Екатерина Вторая повелела предпринять срочные действия для спасения Москвы от эпидемии чумы.

САФАРОВ: Всем нам памятна недавняя пандемия, к счастью не ставшая, как предрекали многие, эпохой. Принесла она, конечно, пандемия, большие беды для всего мира. А вот в старину, наши предки жили от одной моровой болезни до другой. Глобальные инфекционные заболевания, они сопровождали историю всех стран и народов.

СТУПАК: Ну, особенно памятными и страшными по своим последствиям становились эпидемии чумы. И последняя из таких эпидемий случилась в России в 1771 году, а начал мор стремительно распространяться еще годом ранее.

САФАРОВ: Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума – не вирусная, а бактериальная инфекция, но людям от этого не было легче) занесли из Причерноморья – из Турции, из Молдавии и Валахи – откуда-то оттуда. И в августе 1770 года чума уже достигла Киева, а затем Брянска. И было совершенно очевидно, что она надвигается на Москву.

СТУПАК: И Екатерина Вторая, кажется, очень хорошо и даже быстрее всех своих вельмож поняла серьезность и опасность положения, но не могла предположить всего масштаба мора.

САФАРОВ: Да, и с 19 сентября 1770 года, как бы в предшествии эпидемии, Екатерина велит московскому генерал-губернатору графу Салтыкову "учредить заставу в Серпухове на самой переправе чрез реку и определить на оную лекаря, дабы все едущие из Малой России, кто бы то ни был, там был остановлен и окуриван был".

СТУПАК: И по ее велению императрицы были организованы карантины на всех проезжих дорогах. Пропускали к Москве только тех, кто имел письменные свидетельства, что по их маршруту "заразительная болезнь не оказывалась". Те же, кто ехал через зараженные места, должны были предъявить документ о прохождении карантина, но их все равно помещали в дополнительный, на двое суток.

САФАРОВ: Да, вещи и одежду проезжающих, их надлежало опять ж окуривать дымом (тогда считалось, что это действенная мера), а депеши и пакеты "в уксусе обмачивать и потом на огне курением обсушать". Только непонятно, что от этой депеши в результате оставалось. Но, тем не менее, конечно, чума прорвалась в Москву.

СТУПАК: В московском военном госпитале 27 служителей заболели некой "злой лихорадкой", выжило только пять. А главный врач этой больницы Афанасий Шафонский, он быстро понял, в чем дело, и сделал все, чтобы не распространить заразу за пределы госпиталя. Вначале он доложил об опасности начальству, а в ответ получил обвинения в напрасном сеянии паники.

СТУПАК: Да, в Медицинскую коллегию пожаловался, но, в общем, никаких действенных мер не предпринимали. И вот в итоге инициативу в свои руки снова берет императрица из Петербурга (далеко, она в безопасности). И она в конце декабря того самого 70-го года пишет графу Салтыкову, что из его донесений "усмотрела с великим сожалением, что "опасная болезнь" в госпитале уже с месяц как продолжается, и что о том вам никто не рапортовал". Ну, была такая, в общем, переписка между губернскими властями, городскими властями и Екатериной, и ни к чему они не приводили. Самое главное, что по сути чума, она уже подступала к Кремлю, поскольку рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени – Большой суконный двор. И здесь в течение нескольких дней умерло 130 человек от чумы.

СТУПАК: Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, который стал первым чумным госпиталем...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация