Время и место Первые автобусные маршруты в Москве

21 апреля 2024, 09:30

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире "Время и место". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: По традиции мы выбрали три даты, которые, на наш взгляд, интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в сегодняшней программе.

И первая их них: в 1924 году, 100 лет назад, в Москве началось регулярное автобусное сообщение. Открытие автобусных маршрутов в 20-х годах прошлого века послужило стимулом к активному транспортному развитию столицы. А мы вспомним, с чего все начиналось.

САФАРОВ: Да, в 19-м веке были в городе Москве уже линейки – это конные повозки ну где-то примерно на 10-15 мест, пустили их еще в 1847 году. К концу 19-го века московское купечество пыталось обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы. Что это такое? Ну, это такой общественный транспорт, который к тому времени уже появился, такая предтеча автобуса, по сути многоместная повозка на конной тяге. Но власти города отказали тогда в омнибусах, обосновав это тем, что такой транспорт будет слишком громоздким и широким для узких старых московских улиц.

СТУПАК: Тем не менее в 1907 году была все-таки предпринята попытка пустить именно автобусное движение. И тут интересный факт, что граф Александр Дмитриевич Шереметев запустил сразу два автобуса, которые возили людей от Марьиной Рощи до его усадьбы, в Останкино. Тогда это были многоместные конные экипажи без всяческих удобств: открытые кареты на 8 и на 12 мест, в которых особенно неудобно было передвигаться по городу в непогоду. Фактически это были такие пригородные поездки, а сам маршрут просуществовал всего четыре месяца.

САФАРОВ: И вот уже следующем 1908 году было пущено еще два "пригородных" маршрута – от Петровского Парка до Покровского-Глебова и от Семёновской заставы до Измайловского зверинца. Надо сказать, все знатоки московской географии понимают, это очень короткие маршруты. В июле 1908 года Управление городских железных дорог приобрело "самодвижущийся омнибус", который ездил в течение трех недель от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот. Он быстро сломался, возможно, из-за плохих мостовых или каких-то других причин. В общем, это была первая такая попытка пустить автобус именно в самом городе и именно в центре.

СТУПАК: Ну, как бы там ни было, но пока что по Москве ходили в основном трамваи. И хотя сеть была перегружена, все-таки со своей работой она справлялась. И так было до начала 1920-х годов.

САФАРОВ: Ну а в 20-е годы, в послереволюционные и после завершения гражданской войны, в Москву хлынул поток переселенцев. Москва стремительно развивается, расширяется и территория города. И вот именно 100 лет назад – в апреле 1924 года было запущено несколько импортных и таких вот наших собственных автобусов, переделанных из грузовиков. Была дачная линия Пресненская застава – Серебряный Бор, но уже чуть подлинней. Хотя тоже нельзя сказать, что это такой какой-то радикальный маршрут. Эксплуатация этой линии показала хорошие результаты, и летом 1924 года был запущен маршрут уже в черте города. Он связал Каланчевскую площадь, где три вокзала, и другой вокзал – Александровский (ныне мы его знаем как Белорусский).

СТУПАК: Интересно, что расписания движения сначала не было, автобусы ходили от одной точки в другую без какого-то определенного графика. Курсировало всего 8 автобусов фирмы "Лейленд". Они могли развить максимальную скорость 30 километров в час, и вмещалось в них 28 человек. Попасть в такой автобус, в салон можно было по лесенке, установленной за задними колесами, а кабина водителя была отделена от салона...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация