Традиции Смыслы Троицы – в речах святых отцов
Персоны
Смыслы Троицы. А можно ли до конца это познать? Праздник и его традиции.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", у микрофона Сергей Михеев.
И сегодня мы будем говорить про очень важный для православных христиан праздник Святой Троицы. Ну и для христиан вообще, но так как мы в православной традиции живем, то в первую очередь будем о ней и говорить. И у нас сегодня в гостях – архимандрит Савва Мажуко, священник Белорусской православной церкви, насельник Свято-Никольского монастыря в Гомеле, публицист известный. Отец Савва, я вас приветствую.
МАЖУКО: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Ну давайте начнем, я не знаю, вот с чего лучше начать, так сказать, с описания праздника и традиций или все-таки со смысла? Потому что, насколько вот я знаю, вообще само по себе понятие "Троица", оно такое очень загадочное. И даже для многих православных оно до конца не понятное. И даже непонятно вообще, а можно ли это до конца познать. Потому что у многих даже православных христиан спроси что-нибудь: ну давай, объясним нам, что такое Троица, так сказать, а почему так, а как это, и так далее, – я думаю, что многие затруднятся сказать. Может быть, вот с этого начнем, потому что, по большому счету, это и есть самое главное.
МАЖУКО: Да-да-да, вы абсолютно правы. Но прежде всего, конечно, надо снять обвинение с православных людей в том, что они несколько бессловесностью своей пугают просвещенную публику и не способны разъяснить самый важный свой догмат. Но дело в том, что мы в церкви не для школы, а для жизни (переиначивая вот каламбур одного известного философа). И я сразу вспоминаю, может быть, не самый уместный пример, но вот в фильме "Любовь и голуби", помните, был такой эпизод, когда героиня Гурченко спрашивает Надюху: "А любите ли вы этого человека?" И она ей отвечает, такой продвинутой и просвещенной даме, она говорит: "Вы всё слова какие-то говорите… А как же мне быть, когда мне вот воздуха не хватат…" "Воздуха не хватат", вы понимаете? Церковная жизнь – это про "не хватат воздуха", это про то, что человек или спасается, или погибает. И поэтому бывает, да, мы не способны разъяснить какие-то догматы так, чтобы нас приняла просвещенная публика. Может быть, мы довольствуемся языком мифов, как это опять же называют люди с большим образованием. Может быть, языком образов даже, более простым. Но тянется человек к живому. И вот Троица на самом деле – это прежде всего праздник живого. Неслучайно церковь в этот день украшают березками или, когда в Руси явором устилают пол церковный, обязательно всё в зелени. Священники служат в зеленом, потому что это цвет жизни, цвет живого. И мы Духа Святого называем в молитве «жизни подати», это про жизнь. И самое простое, что нужно помнить, что учение Троицы церковное – это не учение о трех богах, но и не учение о некоем таком пантеистическом изводе иудейской религии или христианства. Нет, это учение о едином Боге, троичном в личностях. И здесь лучше всего поставить точку. Те люди, которые хотят разобраться глубже и не впасть в заблуждение или в какую-то категоричность, просто могут терпеливо, вдумчиво вслушаться в речи святых отцов, прежде всего каппадокийцев. Вот я адресую тех, кто хочет разобраться, к текстам Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и, может быть, некоторых наших русских философов, которые разбирали эту тему, может быть, на более понятном для современного, подкованного в философии читателя.
Полностью слушайте в аудиоверсии!