Война и мир Кибервойна: наступил критический момент
Персоны
Цифровая гонка вооружений и средства кибервойны. Опыт Ирана, опыт Украины и что готовит нам цифровое НАТО. Какой ответ мы можем выставить в области военного применения искусственного интеллекта.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Война и мир", Сергей Михеев у микрофона.
И сегодня у нас в гостях Андрей Игоревич Масалович – президент Консорциума Инфорус, эксперт по кибербезопасности, интернет-разведчик и автор ТГ-канала "КиберДед". Андрей Игоревич, я вас приветствую.
МАСАЛОВИЧ: Здравствуйте, здравствуйте.
МИХЕЕВ: Да, уже не первый раз встречаемся. Ну, тема разговора такая модная — искусственный интеллект и прочее-прочее. Вокруг этого очень много шума, всяких таких, так сказать, завиральных, на мой взгляд, фантазий — с одной стороны. А с другой стороны — вот лично у меня как у неспециалиста создается такое впечатление. Искусственный интеллект (у нас по крайней мере) внедряют там, где его, в общем, может быть, и не обязательно внедрять, а где надо внедрять — его не внедряют. То есть где-то, условно говоря, в каких-то сферах общественной жизни, где, может быть, это как раз подменяет человека, естественно, в финансовой сфере (там много, так сказать, всякого шума вокруг этого). Больше всего шума, на мой взгляд, в создании манипулятивных и имитационных отчетов, графиков всяких разных, картинок того, чего нет и, скорее всего, никогда не будет. А вот там, где надо, это иногда, так сказать, или тормозится, или вовсе отсутствует. И я как тоже человек, через свой благотворительный фонд имеющий отношение к Специальной военной операции, могу сказать, что действительно вот на фронте все чаще и чаще приходится слышать, что, ну очевидно, наш противник, во-первых, тестирует свои технологии на поле боя, на нас — и на русских, и на украинцах. А во-вторых, у него есть, очевидно, местами превосходство в управлении полем боя, я такие истории слышал и не раз. И в этом смысле какова сегодня ситуация вот в этой вот цифровой войне сегодняшнего дня и будущего? Какие проблемы, какие перспективы на основе вот в том числе опыта, полученного и на Украине? Что надо делать, чего делать не надо?
МАСАЛОВИЧ: Ну, смотрите. Первое – начнем со слов «модная тема», вот насколько она модная. Если в Яндексе наберете какой-нибудь запрос и нажмете там кнопку «нейро» или «Алиса», этот запрос улетит в некий суперкомпьютерный центр, где стоит большой-большой суперкомпьютер (второй по мощности в России), который называется "Галушкин". Вот назван он в честь Александра Ивановича Галушкина. Так получилось – в 90-м году у нас кабинеты были через дверь. Я был молодой начальник отдела, там занимался практическими задачами, он был маститый начальник отдела и занимался теорией. То есть теоретические основы искусственного интеллекта и нейронных сетей были заложены уже тогда. У меня первая статья вышла в 92-м году "От нейрона – к нейрокомпьютеру", что надо все бросать, заниматься прямо сейчас нейросетями и искусственным интеллектом. Они позволяют управлять полем боя, они позволяют делать самонаводящееся оружие, они позволяют там делать… ну, дронов тогда не было, но делать некоторые умные снаряды. То есть это все было понятно 35 лет назад, но почему-то вот как-то… Народ крутил пальцем у виска и говорил: "Ты хочешь сказать, что какая-то программа заменит грамотного человека? Хе-хе… Ты еще скажи, что беспилотное такси появится". То есть мы отстали на 30 витков уже тогда – это раз. Второе – в 88-м году была конференция в Новосибирске международная, где реально мы пытались понять наше отставание в микропроцессорах. Тогда стало понятно, что без своей электроники нам будет тяжело. И она была правда международная, то есть там были японцы, американцы и много всех. И там докладывали, где мы и насколько отстали. А потом вышел академик Андрей Петрович Ершов, который был там руководителем этой конференции, пожевал губами и сказал: "Вы знаете, когда вы называете числа, они образуют вектор. У вектора появляется новое качество – направление. Так вот, мы не отстаем – мы идем не туда". Основы были заложены давно, но мы этим не занимались. Дальше – откатимся на шесть лет назад, на семь. Осенью 17-го года у нас появилась "Алиса", мы там с ней игрались. А на Западе сразу восемь университетов в Штатах объявили консорциумы, собрали народ и начали разработки на тему практики будущей войны. Это была осень 17-го года. Весной 18-го года появилось сразу восемь таких отчетов. И там было написано, что мир стоит на пороге большой войны, к ней надо готовиться прямо сейчас. Большая война, новая большая война будет базироваться на дронах (надо заниматься дронами вот от таких до таких), на самонаводящемся оружии, на автоматическом управлении полем боя, на автоматическом управлении регионами военными (ну там взаимодействие между воинскими частями), управлении военной логистикой и прочее-прочее.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Война и мир. Все выпуски
- Все аудио
- Война и мир