Интервью "Мы репетируем "Гамлета", и я каждый раз говорю про Пушкина"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я думаю, что если из наших разговоров с Михаилом Захаровичем Левитиным – художественным руководителем и, не будет преувеличением сказать, основателем московского театра "Эрмитаж" – сложить какую-то вот некоторую историю, то получится такой вот жизненный путь писателя, режиссера, педагога, народного артиста России Михаила Левитна. Я приветствую вас, Михаил Захарович, здравствуйте.
ЛЕВИТИН: Очень рад.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я рад, что мы регулярно встречаемся, и что каждый раз от вас я узнаю что-то важное и новое – про искусство, про студентов, про Таирова, про Шкловского, про всех тех людей, которые были в разной степени вам близки, с кем вы были знакомы, дружны, кого вы открывали для зрителя. Все это благодаря вам и вашему "Эрмитажу", который несколько бездомный, но тем не менее нашел себе пристанище на Новом Арбате. И, как я понимаю, все-таки какие-то подвижки с реставрацией происходят.
ЛЕВИТИН: Очевидно. Я думаю, действительно, смело говоря, в ближайшее время скажут, будет ли в ноябре строительство. Потому что театр закончил все, что от него требовалось, ни одной поправки, ничего, они нами довольны. И мы должны быть довольны ими.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это хорошо.
ЛЕВИТИН: Сергей Семенович говорил все время, что это его боль, его боль.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я, естественно, рад, что вы в этом году снова набрали мастерскую в ГИТИСе, и вы здесь преподаете и воспитываете новые поколения не только актеров, но и замечательных режиссеров. И вы как-то проговорились, что это будет пушкинский курс. А было ли такое, что вы все-таки взяли кого-то, кто Пушкина, так сказать, до встречи с вами не знал? Ну, наизусть хотя бы не знал.
ЛЕВИТИН: Подозреваю, что это возможно. Хотя очень сложно представить, но сейчас все возможно. Ну, если не знали – будут знать, я уже заложил в это все усилия и все свое умение, все свое сердце, все вложу в Пушкина. Я на каждой репетиции (сейчас мы репетируем "Гамлета"), я на каждой репетиции говорю про Пушкина.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, конечно, Пушкин про "Гамлета", слава богу, много чего сказал, и про Шекспира.
ЛЕВИТИН: Да, и про Шекспира. Я вообще мечтал всю жизнь работать на поэзии, большой поэзии, и больше ничем не заниматься, чтобы там были стихи-стихи-стихи… И великие "Борисы Годуновы" в большом количестве, "Маленькие трагедии" тоже шли. Мне хочется, чтобы были стихи вокруг нас. Ну и стихи с юмором тоже неплохо, вроде Хармса и всей компании... Я буду счастлив, если станут чуть-чуть не то чтобы поэтичнее, больше людьми станут, занимаясь Пушкиным.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы уже успели полюбить этих ребят, которых набрали?
ЛЕВИТИН: Не успел. Единственное, что я вижу, что для меня старались педагоги, чтобы женская часть была красивой, а мужская часть была…
ЗАСЛАВСКИЙ: Мужественной.
ЛЕВИТИН: Мужественной, да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну это важно.
ЛЕВИТИН: Да, это мой почерк. Первый курс мы начали с "Руслана и Людмилы". Я сказал: ребята, дело будет очень серьезное. В контексте "Руслана и Людмилы" – пушкинская жизнь и так далее, вы должны меня научить очень многому. Рассказывайте мне о Пушкине через "Руслана и Людмилу". И еще я дал им (чтобы вы знали, как руководитель такого громадного института), я еще дал им "Пушторг" – любимый мой пролог Сельвинского. Такая красота, такие ритмы! Их играть невообразимо трудно, но необходимо, ухо начинает быть музыкальным ухом, настоящим ухом. В общем, я завалил их стихами. Посмотрим…
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью