Великая радиоэпоха Спасительный случай
Персоны
По волнам радиопамяти. К 130-летию открытия радио и 35-летию Радио России.
Дирижабль "Италия" с экипажем из 16 человек начал экспедицию 15 апреля 1928 года, вылетев из Милана. Пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, а выжившие члены команды около месяца провели на льду, их лагерь назывался "Красная палатка". Для их спасения было организовано несколько экспедиций. Всего из 16 членов экспедиции выжили 8.
При крушении выжил радист Джузеппе Бьяджи и осталась невредимой его радиостанция. Это давало надежду, так как во время экспедиции "Италии" в море караулил вспомогательный итальянский корабль "Читто Ди Милано". На морском судне дежурил второй радист Этторе Педретти, который должен был первым поймать сигнал бедствия.
Педретти действительно поймал обрывок этого сообщения через 4 дня после крушения, но по какой-то причине принял его за сигнал станции в Могадишо, столице принадлежавшего тогда Италии Африканского Сомали.
Рация Джузеппе Бьяджи при крушении разбилась безнадежно. Но он взял с собой собственный маломощный приемник с передатчиком. Именно на нем, не теряя надежды, остатки экспедиции постоянно передавали в эфир SOS, Италия, Нобели.
Николай Шмидт был просто радиолюбителем. В 20-е годы XX века такое увлечение было очень популярно. Тогда начали даже в отдаленных населенных пунктах появляться так называемые детекторные приемники, которые слушали через наушники. И вот этому радиолюбителю повезло услышать этот сигнал, а вместе с ним, конечно, повезло потерпевшим аварию членам экипажа "Дирижабля Италия".
Эксперты программы:
- Артем Савинов, историк флота;
- Павел Разин, доцент кафедры социологии факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
О тщеславии после успеха, которое привело к крушению, развитии воздухоплавания и образованном радиолюбителе, первым принявшим сигнал бедствия с легендарного дирижабля.