Вечерний канал Павел Бардин и Петр Федоров – гости Владимира Аверина и Дмитрия Мириманова
18 февраля 2009, 21:34
Персоны
АВЕРИН: С этой рубрикой ╚Культ личности╩ сегодня промашка, по-моему, вышла. Потому что, с одной стороны, конечно, можно говорить, что у нас две личности и культ их, конечно. Я представляю – у нас в гостях Павел Бардин и Петр Федоров. Здравствуйте.
БАРДИН: Добрый вечер.
АВЕРИН: С другой стороны, мне бы не хотелось эту историю разворачивать традиционно: вот пришли такие замечательные кинематографисты и давайте спрашивать: а вы учились в Щукинском училище, у кого учились? А вас девочки на улице достают автографами после сериала ╚Клуб╩? Но, судя по тому, что рассказал наш коллега Антон Долин, который присутствовал в Берлине на фестивале, отсмотрел ваше кино и, как мог, нам рассказал, про что оно; судя по тому, что я прочитал по поводу содержания этого фильма прежде всего, у меня такое ощущение, что и у вас не было цели сделать кино, чтобы прославить себя как кинематографистов.
БАРДИН: Вы знаете, если мы сейчас скажем ╚нет╩, все равно все подумают, что неправда. Но титров у фильма нет с авторами.
АВЕРИН: То есть вы просто вешаете название ╚Россия-88╩?
БАРДИН: И названия нет, оно там внутри, в картинке. А в качестве титров список жертв скинхедов за 2008 год.
ФЕДОРОВ: Статистика, да.
АВЕРИН: Ну вот, я думаю, что даже после этого уже понятно, что есть о чем спрашивать на самом деле. В таком случае еще больше оснований у меня думать, что этот фильм делался и, в общем, сделан для того, чтобы общество, наконец, чего-нибудь такое стало по этому поводу думать просто, перестало закрывать на это дело глаза. Я, анонсируя нашу сегодняшнюю встречу, сказал слушателям, что очень давно не было в стране какого-то произведения искусства, которое бы становилось фактом общественной жизни, согласитесь.
БАРДИН: Ну, подобные фильмы на самом деле были. Вот мы вспоминали ╚Бакенбарды╩, был еще ╚Лунопарк╩, но, к сожалению, не стали фактами общественной жизни, хотя могли бы, мне кажется.
АВЕРИН: Могли бы, да. Ну там ╚Чучело╩, может быть, стало фактом общественной жизни, хотя бы по разному поводу обсуждалось на уровне каких-то сходок, собраний и чего-то еще. Когда-то, может быть, книги выходили, были фактом общественной жизни, все-таки обсуждались. Последнее время вот этого нет. Вам надо, чтобы это стало действительно фактом общественной жизни?
БАРДИН: Безусловно. И готовы декларировать это как одну из главных целей.
АВЕРИН: Зачем?
БАРДИН: Считаем, что есть такая проблема в стране и что она незаслуженно замалчивается. Это болезнь, которая общество поразило, и если о ней говорить, то она может перейти в острую стадию, и мало никому не покажется. То есть она уже перешла в острую стадию, просто масштабы мы, мне кажется, не понимаем еще до конца.
ФЕДОРОВ: Коричневая чума, как это в Берлине называли.
МИРИМАНОВ: А вот вы говорите, а вы понимаете, что то, что вы говорите, вас хотят слушать, со стороны зрителя, с другой стороны экрана? Есть какое-то понимание?
АВЕРИН: Хотят ли вас, да.
БАРДИН: Ну, мы скажем и посмотрим, хотят ли.
МИРИМАНОВ: Нет, вот там, где вы показывали.
БАРДИН: В Берлине – хотят.
МИРИМАНОВ: Чего говорили? Какая была реакция?
БАРДИН: У нас было два маленьких показа здесь, в Москве. Один для группы и один для тех журналистов, которые должны были поехать в Берлин.
МИРИМАНОВФ: Ну вот что вы услышали в ответ?
БАРДИН: Услышали ╚спасибо╩, и пожимали руки нам. Это была самая приятная и самая адекватная реакция, которую хотелось, конечно.
АВЕРИН: Это журналисты. Это люди, которые, во-первых, знают историю кино, там чего-то такое понимают. Во-вторых, это все-таки люди, которые знают еще, что происходит в мире. Вот к вопросу, хотят ли слышать. У вас в фильме, насколько я знаю, есть эпизод, когда вы выясняете, когда Петр в образе Штыка выходит и берет интервью у реальных людей, вот документальная врезка такая.
БАРДИН: Две документальных врезки.
АВЕРИН: Вот, Петр, это на самом деле вы получили, хотят ли люди про это слышать и что они по этому поводу думают. Пожалуйста.
ФЕДОРОВ: Ну если вы говорите про людей, которые были у нас в кадре, это такой интересный эксперимент был на самом деле. Потому что мы, когда закладывали этот ход, когда придумали (стоит, наверное, рассказать вообще об этом эпизоде), мы закладывали какой-то┘ Ну сколько мы думали?
БАРДИН: Ну я ожидал на самом деле, я статистику знал.
ФЕДОРОВ: То есть ты знал, да? Честно говоря, для меня это была большая неожиданность. Потому что, если мы ехали в электричке, это были практически 99 процентов опрошенных, которые сказали: да, Россия для русских.
АВЕРИН: Для тех, кто не видел. Я не видел, но хотя бы про это дело прочитал. Чтобы было понятно слушателям. Главный скинхед – герой этого фильма, он проводит интервью с реальными совершенно людьми, которые едут в электричке или тусуются на Пушке.
БАРДИН: И он задает им вопрос: ╚Согласны ли вы с лозунгом ╚Россия для русских╩? И люди в большинстве своем отвечали ╚да╩. В электричке большее количество людей – почти 90 процентов, на Пушкинской площади примерно 50 на 50. Там были просто персонажи, которых мы не смогли вставить в фильм, потому что они узнавали в Штыке Петра Федорова, поэтому это раскрывало ход, это было невозможно. Это, конечно, не статистика и не социология, но в наше оправдание могу сказать, что мы не выглядели как банда скинхедов.
МИРИМАНОВ: Ну вы умышленно пошли на этот ход, вы могли в принципе это сделать постановочно.
БАРДИН: Это мы сделали абсолютно специально, поскольку нам кажется, что в прессе это не обсуждается. В данном случае мы, мне кажется, выполняли отчасти роль СМИ.
АВЕРИН: Тогда, Петр, вы когда беседовали с этими самыми людьми, были люди, которые заявляли вам: о чем вы, это меня не волнует? Ну, что называется, третий ответ.
ФЕДОРОВ: Ну были люди, которые просто пугались и убегали, которые ничего не хотели говорить.
АВЕРИН: Нет, вот именно те, которые говорили, говорили ли, что это не актуальная проблема, что про это говорить не надо, что в России не может этого быть никогда, потому что не может быть┘
ФЕДОРОВ: Нет, таких не было.
АВЕРИН: То есть четкие позиции есть в обществе?
ФЕДОРОВ: Есть позиции. Есть позиции такой образованной молодежи, что приятно, это в основном в центре города Москвы на Пушке было, которые честно рассказывали, что они считают по этому поводу. И это круто. К сожалению, это не вошло в фильм, потому что скинхеды бы не включили эти ответы. Это обязательно войдет в фильм о фильме. Но, к сожалению, часть из них действительно узнали меня и довольно смело и безбоязненно свою точку зрения излагали. Те люди, которые не узнали, это гораздо более интересно было для нас и печально.
БАРДИН: Равнодушных не было. А если говорить о том, насколько люди хотят нас услышать, хотелось бы этим людям показать зеркало. Потому что те, кто говорит ╚Россия для русских╩, не ассоциируют себя со скинхедами, фашистами, расистами. Для них Великая Отечественная война – это наша великая победа. И свастика и они, им кажется, две вещи абсолютно несовместные. Нам кажется не так, и мы хотим до них это донести.
Подробности беседы слушайте в аудиофайле.
Вечерний канал. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет