Валенки Максим Никулин в гостях у Лены Батиновой и Вадима Тихомирова
15 февраля 2011, 18:35
Персоны
ТИХОМИРОВ: Итак, дорогие друзья, в нашей студии появился человек очень серьезный, даже грустный немножечко, но который занимается самым веселым жанром, по-моему, который есть на этом свете, - цирковым. Здравствуйте, Максим Юрьевич Никулин.
НИКУЛИН: Здравствуйте.
БАТИНОВА: Здравствуйте.
ТИХОМИРОВ: Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре имени Никулина, между прочим.
НИКУЛИН: Многие путают. Цирк ничьего имени не носит. Цирк называется: Цветной бульвар, строение 13. А вот компания наша, которая эксплуатирует цирк, она называется: ╚Московский цирк Никулина на Цветном бульваре╩.
ТИХОМИРОВ: А, вот какое интересное подчинение! Скажите, пожалуйста, не хотели никогда изменить номер дома? Все-таки 13, мне кажется, не самое счастливое число, тем более для циркового искусства.
НИКУЛИН: Тогда бы пришлось менять диаметр манежа, который во всем мире 13 метров, и снимать линию троллейбуса ╧13, который к цирку идет. Очень много перемен пришлось бы┘
БАТИНОВА: Да, здорово!
ТИХОМИРОВ: Какая внезапность!
БАТИНОВА: 13 - счастливое число у вас.
НИКУЛИН: У нас, да, в цирке счастливое.
ТИХОМИРОВ: Максим Юрьевич, прежде чем начнем говорить о юбилее, который уже второй год отмечается всей страной, о новой программе, скажите, пожалуйста, а никогда не хотели изменить свою фамилию? Все-таки, знаете, иногда фамилия как бы довлеет.
НИКУЛИН: Не знаю, надо мной ничего не довлеет. Нет.
ТИХОМИРОВ: Но просто, знаете, иногда говорят: вот папа┘ У нас все время любят сравнивать.
НИКУЛИН: А что папа? Ну, папа. Мы разные совсем. Что нас сравнивать? Тем более я ни в манеж, ни на экран, ни в кино никогда не стремился. Поэтому у нас разные профессии совсем.
ТИХОМИРОВ: А, кстати, странно. Я все время думаю, ведь на самом деле очень хочется. Даже мне до сих пор.
НИКУЛИН: Чего хочется?
ТИХОМИРОВ: На экран. Есть же все равно гены, которые как бы толкают тебя изнутри.
НИКУЛИН: Да нет, я думаю, что гены ни при чем. Просто, знаешь, в цирке у многих детей судьба - идти по стопам родителей, потому что другого выхода нет. Сейчас в меньшей степени, конечно. Больше возможностей у людей молодых. А раньше моим ровесникам, если они были детьми артистов цирка, то больше им, конечно, деваться было некуда. Потому что скитание по городам и весям с родителями. И дети-то раньше начинали ходить на руках, чем все остальное.
БАТИНОВА: А у вас? Вы же тоже ребенок работника цирка?
НИКУЛИН: Это другое, понимаете? У папы с мамой было преимущество перед коллегами, потому что у них была комната в Москве и бабушка, которая могла со мной сидеть. Вот, собственно, поэтому.
ТИХОМИРОВ: Не надо было таскаться по гастролям.
НИКУЛИН: Да. Поэтому я и вел оседлый образ жизни.
ТИХОМИРОВ: Хорошо, Максим Юрьевич, вот смотрите, мы начали наш разговор о цирке, и вы сразу сказали, что есть здание Цирка на Цветном бульваре, есть управляющая компания - ╚Цирк Никулина╩. Получается, что цирк - это в первую очередь экономика. По большому счету.
НИКУЛИН: Для меня по большому счету - да.
ТИХОМИРОВ: Так это всегда было, во все времена, кроме советской власти, что цирк - это экономика, потому что это было такое, скажем, место, где собирались люди, где зарабатывались деньги. Насколько сейчас коммерчески выгодно заниматься цирком?
НИКУЛИН: Достаточно, раз мы существуем. Мы же частная компания.
ТИХОМИРОВ: Постоянно, я слышал, утрясаются всякие скандалы с Росцирком, еще что-то. Одни говорят - нет денег, другие говорят - цирк разваливается. Короче, все постоянно плачут и требуют от государства побольше денег для поддержания циркового искусства.
НИКУЛИН: Ну, вы знаете, я бы тоже, если бы была возможность, попросил побольше денег. Нам государство нисколько, ничего не дает.
ТИХОМИРОВ: Как, вообще?
НИКУЛИН: Вообще ничего. Ни дотаций, ни субсидий.
БАТИНОВА: А вы же писали в 2005 году обращение к Путину.
НИКУЛИН: Писал.
БАТИНОВА: И вам нет никакой помощи? Ни от Министерства культуры?
НИКУЛИН: А я не знаю, читал он или нет?
БАТИНОВА: Это другой вопрос, да.
ТИХОМИРОВ: Тоже верно.
НИКУЛИН: Вы знаете, какая штука. Нам иногда помогают, когда мы очень сильно просим, на какие-то такие мероприятия, связанные с цирком, безусловно. Но больше разово. Вот фестиваль, например. Министерство культуры помогает, деньги выделяет.
ТИХОМИРОВ: Такие транши.
НИКУЛИН: Ну да. Но это целевым назначением. А так, чтобы помогать┘ Нет, понимаете, какая штука, мы хорошо живем на самом деле. Нам хватает на достойную зарплату, мы хорошо платим артистам.
ТИХОМИРОВ: Это вы сейчас к налоговой инспекции обращаетесь?
НИКУЛИН: Абсолютно. Нас проверяют и проверяют постоянно.
ТИХОМИРОВ: Постоянно?
НИКУЛИН: Да. И страшно удивляются, почему не воруют.
ТИХОМИРОВ: И мясо животным докладывают.
НИКУЛИН: Ну, вот только что, да. А не хватает денег на развитие. Потому что, во-первых, все дорожает. А программу сегодня (я имею в виду серьезную, красивую программу) выпустить - это от 200 тысяч евро. Это костюмы. Каждый костюм уникальный, он делается художником. Сначала делается эскиз, потом он шьется. Он стоит больше тысячи, иногда больше двух тысяч евро - один костюм всего! Потом реквизит.
ТИХОМИРОВ: Что-то очень дорого получается.
НИКУЛИН: Потом декорации, музыка. Музыка вся авторская у нас. А что дешево-то? Хорошее все дорого.
ТИХОМИРОВ: Подождите, может быть, тогда пойти по пути Цирка дю Солей?
БАТИНОВА: Ты что? Там знаешь какие цены?
ТИХОМИРОВ: Но все равно они создали там несколько трупп, мотаются по миру, еще что-то. Огромное предприятие.
НИКУЛИН: Цирк дю Солей - это империя сегодня. Но, в общем, они очень цирковые, с одной стороны.
ТИХОМИРОВ: А с другой стороны, они совершенно не цирковые, мне кажется.
НИКУЛИН: Ну, как бы шоу с большим количеством цирковых элементов. Причем цирковые все там практически русские работают.
ТИХОМИРОВ: Это я знаю.
НИКУЛИН: Больше никто не может. Потом ведь заслуга и Жиля Сент-Круа, и Ги Ла Либерте не в том, что они придумали, а в том, что они убедили людей дать денег.
ТИХОМИРОВ: А! Все-таки вот этот первоначальный капитал.
НИКУЛИН: Это самое главное, конечно. А на что строить-то? То, что у них первые спонсоры были супертяжеловесы - Ай-ти-эн-ти, ╚Америкэн экспресс╩. То, что они внушили людям мечту свою, энергетику, и те в состоянии сомнамбулическом им дали большие деньги.
ТИХОМИРОВ: То есть заворожили их.
НИКУЛИН: А потом, понимаете, это же экономика, чистой воды экономика. И когда они уже сами вложили 400 миллионов в строительство┘
ТИХОМИРОВ: Сколько?
НИКУЛИН: ┘в Лас-Вегасе под шоу, они отбили за полтора года это все.
ТИХОМИРОВ: У нас, да, в ставропольской зоне игровой, я боюсь, что там┘
НИКУЛИН: Не сильно пойдет народ. Да нет, там вообще никто не пойдет. Потому что мы в сравнении и не с Цирком дю Солей даже, а с любым цирком, который в Европе достаточно успешно работает, мы не можем такие цены ставить на билет. Иначе он просто будет недоступен для многих. Тем более сегодня, когда все стоит денег сумасшедших. Я сходил на ╚Нотр-Дам╩ - 15 тысяч билет┘
ТИХОМИРОВ: Как хорошо, что меня пригласили туда по спецпропуску.
НИКУЛИН: Вам повезло.
ТИХОМИРОВ: Если говорить вообще о цирковой программе, насколько я понимаю, эстетика, скажем так, Цирка дю Солей - это не наша эстетика. Ведь одно время, помните, пытались внедрить это в наш цирк, и люди не хотели это смотреть. Им не нравится.
НИКУЛИН: Я вчера вечером прилетел из Японии. Мы начали в Токио работать, уже четвертый год подряд ездим, и, что для нас очень важно, под нашим собственным именем: не просто ╚русский цирк╩, а ╚Московский цирк Никулина╩. Это достаточно трудно в Японии было продавить. Но мы справились. Так вот, японцы, они уже сорок с лишним лет приглашают программу из России. Только из России. Из СССР, из России. Им другого не нужно. Они говорят: ╚Цирк дю Солей - это красиво, но это не для детей╩.
БАТИНОВА: А! Да вы что!
НИКУЛИН: Они очень сильно консервативны, причем в таком плане даже, может, и позитивном. Потому что они сами отбирают программу, мы им не можем навязывать.
ТИХОМИРОВ: То есть они приезжают, смотрят?
НИКУЛИН: Видео в основном, конечно.
ТИХОМИРОВ: Ну да, естественно.
НИКУЛИН: Посылаем. Так не наездишься. Вот. Мы им, конечно, объясняем, мы пытаемся им что-то┘ Они говорят: ╚Нет, нет, нам не надо нового ничего. Нам не надо экспериментов никаких╩. Японцы привыкли к этому. В программе обязательно должен быть воздушный полет. Должны быть медведи, собаки и обязательно что-то типа ╚девочка на шаре╩. Вот это все, что должно быть.
ТИХОМИРОВ: Классика жанра.
БАТИНОВА: Ничего себе!
НИКУЛИН: И мы из года в год возим практически одно и то же. Я бы там с ума сошел, наверное. Страна немаленькая, они меняют города, они переезжают, но практически все время одно и то же. А они говорят: ╚Нет, нет, вот нам нужно только это╩.
БАТИНОВА: Это оправдывает себя? Люди идут?
НИКУЛИН: Да.
ТИХОМИРОВ: В принципе, для меня действительно цирк - это в первую очередь, конечно, дети. А потом уже все остальное.
НИКУЛИН: Для нас не совсем дети, я бы сказал. Для нас - это семья. Это какой-то семейный выход. Человек один в цирк никогда не приходит.
ТИХОМИРОВ: В общем-то, да.
НИКУЛИН: Есть люди, есть любители и среди моих знакомых. Но в основном семья идет.
ТИХОМИРОВ: Максим Юрьевич, хочется поговорить немножко о юбилее. Вы знаете, в последнее время как-то стало у нас модно отмечать юбилеи. Например, певец исполнил 200 песен без фонограммы за долгую свою карьеру - уже юбилей.
НИКУЛИН: Это не юбилей, это подвиг.
ТИХОМИРОВ: Это подвиг, да. А вот с юбилеем цирка как-то тихо все. И вообще у меня в последнее время складывается ощущение, что цирк - это не искусство, а вообще нечто между прекрасным шоу-бизнесом и, например, театром. Никак не могут найти ему место.
НИКУЛИН: Место не могут найти не в той или иной структуре, не в театре и не в шоу-бизнесе, а у себя в голове прежде всего. Я, кстати, на эту тему размышлял, пытался анализировать, почему цирк не сильно привлекает чиновников разных рангов. А потом я понял. Потому что в ╚цирке╩, если брать как бы лингвистическую составляющую, есть оттенок негативизма: ╚Ну, что тут цирк мне устроили?!╩, ╚Что ты из себя клоуна корчишь?!╩ Особенно для хозяйственника ╚цирк╩ - это синоним слова ╚бардак╩, понимаете? Хотя это совершенно разные вещи. Поэтому, может быть, и нет такого внимания. Ведь нужно внимание на самом деле, понимаете? И денег-то особо много не надо. А просто надо помогать, поддерживать.
ТИХОМИРОВ: Вот скажите, кому из цирковых за последнее время вручили, например, орден ╚За заслуги перед Отечеством╩ хотя бы IV степени?
НИКУЛИН: Кому-то к юбилеям, наверное, чего-то и вручили. Может, Вальтеру Михайловичу Запашному, я уж не знаю. Мне вот 50 лет было, мне орден Дружбы дали.
ТИХОМИРОВ: Дали?
НИКУЛИН: Дали. Положено вроде, 50 лет. А понимаете, какая штука - внимание, я еще раз говорю, вот самое главное. Цирк всегда был при советской власти поднят, потому что мы посредством цирка, спорта и еще Большого театра доказывали всему миру преимущество социалистической системы.
ТИХОМИРОВ: Ну да.
НИКУЛИН: Поэтому цирк был нужен. Сейчас вроде как и доказывать нечего, потому что все, что могли, конечно┘ И второе, не приносит он тех денег, как он раньше приносил стране. Потому что артистам платили копейки, а все забирало государство. Артист практически работал за суточные. Сегодня просто так никто не пойдет, никто не будет работать. Все привыкли получать достойные деньги. Поэтому - только налоги. Ну, а налоги вещь такая: собрали и забыли.
ТИХОМИРОВ: Давайте не будем тогда о грустном.
БАТИНОВА: Но вот интересно, инвесторы, они же идут? В театры┘
ТИХОМИРОВ: Заходят.
БАТИНОВА: Спектакль, и у него вот такой спонсор.
ТИХОМИРОВ: Потому что выпить, например, с Инной Чуриковой всегда гораздо приятнее, чем со слоном.
НИКУЛИН: Понимаете, быть спонсором спектакля - это одно дело. Это опять же разовое мероприятие, разовая акция. А быть спонсором цирка или программы неинтересно, потому что через неделю все к этому привыкнут и перестанут обращать внимание. Поэтому выгодно привезти, допустим, ╚Нотр-Дам╩ на один спектакль, сделать по 500 долларов билеты - и разбежались, и замечательно. А тут же каждый день, а то по два-три спектакля в день. И надо, чтобы зал был весь полный, понимаете.
БАТИНОВА: У нас слушатели на форуме удивляются и пишут вам. Вот Ангелина Тимофеева спрашивает: ╚То есть цирк вообще не окупается? Только на мясо тиграм, а остальное - деньги спонсоров?╩
НИКУЛИН: Нет, денег спонсоров, как мы уже договорились, нет.
ТИХОМИРОВ: Их нет.
НИКУЛИН: А деньги спонсоров можно выцарапать на событие: на фестиваль, на юбилей. Мы сейчас просим денег специально, мы хотим сделать через год большой юбилей Юрия Владимировича Никулина, 90 лет будет. Под это вроде обещают что-то дать. Хотя в московской мэрии ответили, что это считается нецелесообразным.
ТИХОМИРОВ: Нецелевые расходы.
НИКУЛИН: У каждого свое отношение. Да. Ну, что значит цирк┘ Естественно, прибыльная структура, раз мы, помимо того, что кормим тигров, платим зарплату артистам и сотрудникам, делаем новые номера и делаем новые программы, выпускаем.
БАТИНОВА: Конечно.
НИКУЛИН: Я вам скажу, что с каждым годом это все труднее и труднее.
ТИХОМИРОВ: Вот, кстати, вам не обидно, что вы, например, сделали номер, а потом они съездили в Монте-Карло, получили там ╚Серебряного клоуна╩, а после этого поехали кататься по миру? И забыли про ╚папу╩ и ╚маму╩?
НИКУЛИН: Очень мало кто забывает. Очень мало. Обычно все возвращаются. Единицы остаются там. В основном если кто-то там женится, выходит замуж. Понимаете? Остальные возвращаются все, потому что: а) здесь дом, б) как люди сообразительные, все прекрасно понимают, что они приедут сюда, им здесь пошьют костюмы, им поменяют музыку, им сделают новый номер.
ТИХОМИРОВ: Молодцы! Мозги включают.
НИКУЛИН: Конечно. Мы отдаем себе отчет, что мы платим немножко меньше, чем платят в Европе, но, повторяю, немного меньше. Раньше было в разы. Но все остальное бесплатно. Придите к директору цирка ╚Максимус╩ и скажите ему: ╚У меня порвался костюм╩ - ╚Ну, иди зашивай╩. Твой вопрос, ты контракт подписал.
ТИХОМИРОВ: Скажите, а вам не обидно еще, что вот есть братья Запашные, которые придумали себе такую отличную историю, что раз в год, два раза в год они приходят в Лужники или в какое-то другое спортивное здание, показывают свою программу, а потом спи-отдыхай? То есть вообще отделились, скажем так, от структуры цирка как таковой.
НИКУЛИН: Но они показывают цирк. Как они могли от структуры отделиться? Они отделились от Росгосцирка. Причем достаточно формально, потому что животные принадлежат Росгосцирку.
ТИХОМИРОВ: Все равно?
НИКУЛИН: Так же работает и Тая Корнилова, например, со слонами. Мы-то вообще ни в какой структуре, мы сами по себе.
ТИХОМИРОВ: Ой, как Колобок получается.
НИКУЛИН: И цирк на Вернадского, он тоже не в структуре Росгосцирка, он сам по себе.
БАТИНОВА: А кто же в структуре Росгосцирка?
НИКУЛИН: 36 цирков по всей стране.
ТИХОМИРОВ: А они-то выживают?
НИКУЛИН: Про них что я вам могу сказать? Знаете, как говорят в Одессе: за себя скажу, а┘ Сложно. Там очень сложно. Потому что там действительно здания изношены все, старые. И сейчас, слава богу, начинает появляться (раньше не было) система проката. Раньше был конвейер: программу формировали и направляли в Тулу, в Таллин, в Кишинев, куда угодно. Сейчас есть люди, прокатчики, можно назвать их продюсерами, антрепренерами, которые на свои деньги это делают.
ТИХОМИРОВ: То есть практически┘
НИКУЛИН: Да, они берут артистов, они на договорных условиях с Росгосцирком, и они катают программу. Разрабатывают маршрут. В принципе мы то же самое делаем - шапито.
ТИХОМИРОВ: Максим Юрьевич, вот еще один интересный вопрос. Совсем недавно был юбилей Олега Попова. Я понимаю, что его давно уже не помнят в нашей стране. И все равно можно было, например, вытащить его оттуда, из Германии, хотя бы на один вечер и сделать ему┘
НИКУЛИН: Вы знаете, говорят, что он боится приезжать. Он считает, что как только он приедет, его тут же посадят в тюрьму здесь.
ТИХОМИРОВ: Кто же его так накачал-то там?
НИКУЛИН: Ну, я не знаю.
ТИХОМИРОВ: Серьезно, да?
НИКУЛИН: Ну, вот рассказывают люди, которые с ним знакомы. Я-то с ним тысячу лет не виделся.
ТИХОМИРОВ: Я просто подумал, что есть какие-то вещи, с помощью которых можно совершенно спокойно на пустом месте сделать хороший пиар для цирка, заработать денег и привлечь внимание.
НИКУЛИН: Вы знаете, что я вам скажу. Этим внимание не привлечешь. Я сейчас не об Олеге Константиновиче говорю. Чем можно привлечь внимание к цирку? Есть средства массовой информации и пропаганды, которым, как мне казалось, должно было быть интересно, что делается.
ТИХОМИРОВ: Мне, например, интересно. Честно.
НИКУЛИН: Мы работаем четвертый город на Северном Кавказе. Вам это интересно?
ТИХОМИРОВ: Да, мне интересно.
НИКУЛИН: А почему никто об этом ничего не говорил, не писал?
ТИХОМИРОВ: Я первый раз об этом слышу.
НИКУЛИН: А рассылали пресс-релизы во все средства массовой информации и пропаганды. Нам просто говорили: ну и что? Работает в Грозном цирк, и ради бога. В Махачкале отработали.
ТИХОМИРОВ: Серьезно, да? Я впервые вообще слышу об этом. Честно.
НИКУЛИН: Вот сейчас мы начинаем в Нальчике работать. С 22-го числа. Никто об этом не говорит. Хотя там есть корпункт, корреспонденты, камеры и прочее-прочее. Пресс-конференции, когда приезжаем в город. Но это никому не интересно.
ТИХОМИРОВ: Это заговор. Я понял.
НИКУЛИН: Нет. Это опять продолжение той самой темы, что наверху неинтересно. А зачем снизу тогда инициативу проявлять? Еще по башке дадут. Скажут: чего вы с цирком лезете? Там взорвали, здесь убили - вот об этом надо рассказывать. А вы про цирк.
ТИХОМИРОВ: А можно пригласить опять Аллу Пугачеву, пусть сделает парочку аттракционов новогодних.
НИКУЛИН: Боюсь, мы не потянем по бюджету.
ТИХОМИРОВ: Да, это уж точно! А что же тогда все-таки вот эта новая программа, которая скоро появится в цирке? Давайте мы выполним наш долг и выясним.
НИКУЛИН: Да, мы, с одной стороны, не хотели особенно┘ Сейчас не очень подходящее время, чтобы такие пышные, помпезные юбилеи какие-то делать. Поэтому достаточно скромно все отпраздновали в прошлом году. Это как продолжение банкета. Или, помните, как говорил классик: ╚Праздничный вечер приятно немножко затянуть╩. Ну вот. И мы сделали программу из больших массовых номеров. Мы так ее и назвали: ╚Парад аттракционов╩. Потому что наш цирк, цирк советский, российский цирк всегда славился именно такими вот большими номерами, чего на Западе крайне мало. Это дорого и трудно. Потом, допустим, мы всегда садимся и думаем: чем будем удивлять? Вроде все уже посмотрели. Но вот выяснили, что очень давно не было жанра иллюзии в цирке.
БАТИНОВА: Да, точно.
ТИХОМИРОВ: А это теперь дорогое удовольствие, насколько я понимаю.
НИКУЛИН: Дорогое, да.
ТИХОМИРОВ: И корпоративов много у иллюзионщиков.
НИКУЛИН: Ну, вот после товарища Копперфилда с черной магией и полным ее разоблачением жанр практически потеряли. Хотя было много разных и достаточно интересных аттракционов. Но вот сейчас Антон Красильников как бы возрождает этот жанр, он энтузиаст этого дела. И думаю, что будет очень интересно. Он большой поклонник и фанат Гудини, и он многие трюки его будет показывать.
ТИХОМИРОВ: Это прямо аттракцион будет целый?
НИКУЛИН: Да, большой аттракцион. Дрессированные верблюды у нас в качестве животных.
ТИХОМИРОВ: А плеваться они не будут?
НИКУЛИН: Нет, они приученные, они плеваться не будут.
ТИХОМИРОВ: Хорошо. Я на всякий случай. Вдруг я пойду.
НИКУЛИН: Вы в первый ряд не садитесь.
ТИХОМИРОВ: Тоже верно, да.
НИКУЛИН: Замечательный номер Азиза Аскаряна с его обезьяной.
ТИХОМИРОВ: Он работает еще?
НИКУЛИН: Работает, да. Просто мы не можем показывать часто одно и то же, иначе нас в этом будут обвинять.
ТИХОМИРОВ: Но это естественно, да.
НИКУЛИН: Поэтому артист отработал год у нас в программе, даже не год, а сезон, и должен куда-то уехать, чтобы потом вернуться, и мы ему сделаем другую версию, номер с другой музыкой, с другими трюками. Они сами все время как-то развиваются, репетируют. Этот год, он еще для нас очень важен, потому что к нам вернулись артисты Волковы, которые год назад разбились на репетиции.
ТИХОМИРОВ: Вот эти!
НИКУЛИН: Да, сейчас они восстановились и полностью работают свой номер.
БАТИНОВА: Надо же!
ТИХОМИРОВ: Слушай, ну это подвиг!
НИКУЛИН: Да, я считаю, подвиг. Абсолютный подвиг. Хотя для артистов цирка┘ они это подвигом не считают. Они подвинуты совершенно на своей работе. Но их когда привезли год назад в Склиф, кто-то первый спросил из них: ╚А мы когда работать сможем?╩ Им говорят: ╚Вы спросите, сможете ли вы ходить? Работать - дело десятое╩. Их собирали практически.
ТИХОМИРОВ: Ничего себе!
НИКУЛИН: Но сейчас они на манеже.
ТИХОМИРОВ: Скажите, а кто клоун? Мне кажется, что, к сожалению, наша клоунская школа, которая была одной из самых сильных в мире, она как-то потихонечку сошла на нет. По крайней мере, никто не гремит сейчас, как гремели в свое время Юрий Владимирович с Шуйдиным.
НИКУЛИН: Слушайте, ну а кто сейчас гремит, кроме братьев Запашных, которые сами себя ╚гремят╩?
БАТИНОВА: Вот именно!
ТИХОМИРОВ: Молодцы! А ведь могут. Покрасили волосы в белый цвет, и уже, видите, звезды.
НИКУЛИН: Ну, правильно. Ничего не остается. А раньше звезд делали. И помнят и Олега Попова, как вы говорите, и Волжанских, Запашных только потому, что делали. Снимались фильмы об артистах, в том числе и художественные, помните? ╚Полосатый рейс╩, ╚Укротительница тигров╩. Заклеивались афишами города, передачи были, ╚Голубые огоньки╩, приглашали артистов цирка. Была структура пропаганды советского циркового искусства, журнал ╚Советский цирк╩. Сейчас откуда знать-то? Приходите к нам. Сейчас хорошие есть клоуны, замечательные ребята - ╚внуки лейтенанта Шмидта╩.
БАТИНОВА: А животные? Только в нашей стране остались цирки с животными? Потому что, говорят, на Западе из-за защитников животных прикрывают эти программы и не хотят связываться.
НИКУЛИН: Не совсем так. Хотя, конечно, с каждым годом все сложнее и сложнее. Потому что, с одной стороны, да, это головная боль постоянно, потому что придумывают какие-то законы идиотские, палки в колеса, пикеты, передачи, антиреклама. Мы проводили в Париже международный цирковой салон, там, естественно, ни одного животного не было. Салон - это выставка. Так стояли с плакатиками ╚Здесь мучают животных╩. Хоть крысу одну мне покажите! С полицией там разбирались. Вот. А второе, понимаете, на животных-то идут дети. Дети идут на животных. Им интересно посмотреть. При больших цирках в Европе той же самой, во Франции, прекрасно знаю, там свои зверинцы. Люди сначала перед спектаклем идут смотрят, платят там по два евро, а потом еще раз идут посмотреть, потому что только что видели это животное.
ТИХОМИРОВ: Ну да.
НИКУЛИН: Я много цирков видел, на спектаклях на всех практически бываю. Когда выходит жираф, существо жутко нелепое и недрессируемое совершенно, он ничего не делает на самом деле, он просто ходит вокруг манежа, за барьером идет ассистент и дает ребенку бананы.
ТИХОМИРОВ: Максим Юрьевич, я все время думал, а интересно, вы завидуете или нет тому, что, например, в Цирке на проспекте Вернадского есть бассейн, иллюзионный манеж, что-то еще? Они могут постоянно менять их. А все-таки Цирк на Цветном бульваре - такая стационарная площадка.
НИКУЛИН: Раньше в старом здании был бассейн.
ТИХОМИРОВ: Тоже был?
НИКУЛИН: Был бассейн. Он был, были водяные пантомимы, феерии┘ Но когда здание снесли, выяснилось, что под цирк, чтобы он не развалился до того времени, нагнетали цемент. И там образовалась цементная лепешка. И финны сказали: ╚Давайте ее взорвем╩. Но наши сказали: ╚Если мы взорвем здесь, то с одной стороны упадет кинотеатр ╚Мир╩, а с другой стороны Центральный рынок╩.
ТИХОМИРОВ: Какая неприятность! Который потом все равно разрушили.
НИКУЛИН: И вообще, говорят: ╚Вы что, с ума сошли? Там же метро внизу!╩
ТИХОМИРОВ: Ну да.
БАТИНОВА: Вообще-то да.
НИКУЛИН: Поэтому вот мы без бассейна. Но, знаете, честно могу сказать, не сильно я от этого страдаю. Да, возможностей, конечно, меньше, но так интереснее.
ТИХОМИРОВ: Да.
НИКУЛИН: Больше места для творческого поиска.
ТИХОМИРОВ: И еще. Заходите вы иногда сюда к нам, на 5-ю улицу Ямского Поля, в цирковое училище? Или все уже? Только приезжаете на эфиры к нам?
НИКУЛИН: Нет, иногда захожу. Во-первых, раз в год обязательно захожу, когда выпуск идет. Я в комиссии.
ТИХОМИРОВ: Есть там что-нибудь интересное? Только честно?
НИКУЛИН: Честно? Бывает, но не всегда. Несколько раз за последние 15 лет, когда мы брали артиста из училища, он мог как бы работать уже без переподготовки, без всяких видоизменений и вкладываний туда, каких-то средств. Потому что училище крайне в средствах ограничено.
ТИХОМИРОВ: Ну да.
НИКУЛИН: Им безумно трудно. Если бы не энтузиазм директора, то там давно все бы развалилось. Валентина Михайловна Савина - она человек энергичный, деятельный, темпераментный.
ТИХОМИРОВ: Какая-то грустная у нас история получается. Вроде о цирке┘
БАТИНОВА: Мы весной всегда, когда приходят абитуриенты, смотрим: вот они, наши будущие артисты. Они такие смешные, прыщавые, разные. Но да, это все на энтузиазме.
НИКУЛИН: Смешные и прыщавые. Практически только на энтузиазме. Есть еще другая сторона. Там есть профессии, которые вроде как и есть, а вроде их и нету. У нас большая-большая проблема - это режиссеры цирка. Хотя каждый год человек по десять выпускает РАТИ. Куда они деваются потом, я не знаю.
ТИХОМИРОВ: Но они, наверное, туда, на эстраду. Билану танец поставить.
НИКУЛИН: Но тогда чего же ты учился цирку пять лет? Чего же ты шел на режиссуру цирка, если потом будешь заниматься Биланом? Ради бога, с самого начала этим и занимайся. Там эстрадное отделение есть.
ТИХОМИРОВ: Тоже верно. Чужое место занимают. И еще, Максим Юрьевич. Скажите, вы как-то можете повлиять на ситуацию? Вот напротив цирка стоит замечательный памятник вашему отцу. Когда прохожу мимо, мне все время хочется залезть в эту машину и посидеть там немножечко. Но через дорогу, в самом скверике на Цветном бульваре, там стоят клоуны. Они страшные. Вот я честно скажу. Они как из фильмов ужасов американских. Можно им или морды другие приделать, или как-то повлиять на┘
НИКУЛИН: Это Церетели.
ТИХОМИРОВ: Извините. А я думал, чего же они такие страшные?
БАТИНОВА: Это почерк маэстро.
НИКУЛИН: Это немножко другая часть, потому что памятник около цирка - это один контингент, там дети, родители фотографируются, свадьбы приезжали, пару раз я видел. А там бомжи собираются. Поэтому все сбалансировано на самом деле.
БАТИНОВА: Конечно. Гармонично все.
ТИХОМИРОВ: Я так и знал. Все пропало. И, конечно, на посошок самый главный вопрос. Максим Юрьевич, не устали вообще заниматься этим? Не хочется, например, заняться бизнесом спокойно, чтобы без мяса, без срыва страховок, без львов, без нервотрепки? Что-то такое, знаете┘
НИКУЛИН: Да, вы знаете, мне кажется, что если серьезно занимаешься каким-нибудь делом, то не обойтись без нервотрепок и без усталости и прочего. Мне тоже иногда говорят люди незнающие, мол, как хорошо сидеть на ╚трубе╩: нефть течет, а ты только деньги считаешь. Не так все просто, поверьте.
ТИХОМИРОВ: В принципе да. По Ходорковскому я уже это понял.
НИКУЛИН: Иначе бы каждому сесть и считать деньги, понимаете? Как отцу лифтер сказал в доме: ╚Завидую вам, товарищ Никулин: вышел, повалял дурака 40 минут - и все. А деньги платят неплохие╩. Так что все это внешне. Устал? Ну хорошо, устал! А куда деваться-то? Я уже теперь не могу соскочить. Если захочу завтра в таксисты пойти, не смогу. Выбрали.
БАТИНОВА: Спасибо вам большущее.
ТИХОМИРОВ: Максим Юрьевич, спасибо большое, что пришли.
НИКУЛИН: Спасибо, что позвали.
ТИХОМИРОВ: До встречи в цирке.
НИКУЛИН: Цирк - это такая вещь, о которой нельзя рассказывать и даже по телевизору смотреть. Нужно придти в зал, купить билет и смотреть хороший спектакль.
ТИХОМИРОВ: Только скажите, на какое место не садиться, чтобы тебя потом не использовали в корыстных целях.
БАТИНОВА: Зато тебя клоун потреплет по голове.
НИКУЛИН: Будет что вспомнить.
ТИХОМИРОВ: И верблюд плюнет.
НИКУЛИН: Ну ладно! У вас что, горячей воды в доме нет, что ли? Перестаньте!
ТИХОМИРОВ: В принципе есть. Спасибо большое.
Слушайте аудиофайл.
Валенки. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Доктор Хаос
- Естественный отбор
- Любимец публики
- НИИ им. Батиновой и Тихомирова
- Толковый словарь