Вечерний канал Режиссёр, мультипликатор Гарри Бардин
15 января 2009, 21:34
Персоны
АВЕРИН: Добрый вечер. У нас в гостях великий человек Гарри Бардин – кинорежиссер и актер, потому что в каждом фильме, так или иначе, звучит ваш голос.
БАРДИН: Единственное, я не согласен, что великий. Давайте, я помру, потом скажете.
АВЕРИН: Я лучше помолчу, а вы живите.
БАРДИН: Естественно, я играю в эти куклы. Все персонажи я играю как актер, я проигрываю это все на себе самом.
АВЕРИН: Мы ни разу не сказали в этом эфире, что Гарри Бардин обладатель ветви Каннского фестиваля, фестиваля в Бильбао, Каире и других городах по всему миру.
БАРДИН: Я горжусь – это четыре национальных премии ╚Ники╩.
МИРИМАНОВ: И лауреат Государственной премии?
БАРДИН: Да, это правда. Но звания нет. Есть только фамилия.
АВЕРИН: Вопросы с нашего сайта, как обещано. Спрашивает Гала: ╚Как вы считаете, с развитием компьютерных технологий понятие ╚авторской анимации╩ отомрет? Режиссеры-мультипликаторы станут менее востребованы?
БАРДИН: Я не думаю. От того, что появились электронные инструменты, симфонические оркестры не отправились на свалку. Они существуют, и мир качнулся сначала в электронную музыку, а потом качнулся обратно, потому что живой звук живого инструмента все равно дороже. На мой век, во всяком случае, ручного труда хватит. Думаю, что и потом будет жить. Я могу сказать, что если в прошлом году ╚Оскар╩ взял кукольный полнометражный фильм, а это не компьютер, а ручной труд – это о чем-то говорит.
МИРИМАНОВ: По поводу ручного труда вопрос: ╚Какой ваш любимый материал для создания мультфильмов? Пластилин?╩
БАРДИН: В зависимости от идеи.
МИРИМАНОВ: Сначала идея, а потом материал или сначала материал, а потом идея?
БАРДИН: И так и так. Были и веревки, и проволока, и бумага, и пластилин – что под руку попадется.
АВЕРИН: Несмотря на мою безумную любовь к вашим рисованным, кукольным и пластилиновым фильмам, когда я вижу ╚Адажио╩ из оригами или фильм из гнутой проволоки – это такая магия! Замираешь – как это все может существовать и настолько брать за душу. Я как тот олигарх: ╚Слеза прошибает!╩.
БАРДИН: Если мои коллеги по студии не слушают нас сегодня, завтра я им передам все ваши комплименты.
АВЕРИН: Уже пора поругать. Сейчас я буду напрягаться.
БАРДИН: Есть за что?
АВЕРИН: Да, есть. Вернемся к вопросу о деньгах. Виктор спрашивает: ╚Почему вы создали собственную студию по производству мультфильмов? Чем вас не устраивали существующие государственные студии, например, тот же ╚Союзмультфильм╩? Почему бы вам не продаться знаменитым продюсерам и не пойти под их крыло?╩
БАРДИН: Я привык уже к свободе. Я под кем-то быть не могу, наверное. Менять мне себя поздно и я не буду. Я отвечаю за свою свободу головной болью и бессонными ночами, но прибывая в подобной ситуации уже 18 лет, я отвечаю за мою студию, я горжусь тем, что я каждый день плачу им заработную плату, я горжусь тем, что у нас есть столовая, а при желании есть что выпить и закусить. Желание возникает редко, но есть.
МИРИМАНОВ: Какова ситуация взаимодействия вас с ╚Союзмультфильмом╩?
БАРДИН: Это состояние называется коллапс, потому что там осталось всего ничего от того количества народа, которое было когда-то. Просто некоторые естественным путем ушли на тот свет, другие ушли из профессии.
АВЕРИН: А кто-то ушел в самостоятельное плавание?
БАРДИН: Да. Потому что ничего не делается для того, чтобы остановить процесс разрушения. ╚Союзмультфильм╩ разрушился. Сегодня, когда говорят, что надо восстановить, то для кого?
МИРИМАНОВ: Он тоже, наверное, разрушился по причине бюджета финансирования?
БАРДИН: Не только. Там много факторов. Надо было создавать курсы мультипликаторов. На режиссеров еще, куда ни шло, восстанавливаются и учатся, а мультипликаторы – это как актеры.
МИРИМАНОВ: Хотя, ели посмотришь титры многих зарубежных фильмов, там сплошные русские имена.
БАРДИН: Ну, осеменили, называется. Это хорошо, но нам самим это необходимо. Сейчас много проектов полнометражных фильмов. Сейчас люди с колес вступают в эту профессию, иногда без необходимого нужного багажа знаний. Мы недавно с моим художником говорили о проблеме художника. О том, что художник должен сначала знать канон, а потом иметь смелость, чтобы нарушить канон.
МИРИМАНОВ: Это в каждой профессии, наверное?
БАРДИН: Да, в каждой профессии. Но сначала канон. А у нас по части канона плохо, потому что нужна серьезная база, нужна академия. Я об этом уже в который раз говорю, но воз и поныне там.
АВЕРИН: Ника спрашивает: ╚Сколько времени у вас уходит на создание мультфильма?╩
БАРДИН: Смотря какого. В этом году будет 5 лет, как я делаю полнометражный фильм. Но это исключительный случай. Обычно 30 минут – 1,5 года. Наверное, можно делать быстрее, но тогда, как говорят, ╚быстро робят – слепых родят╩, как говорят про кошек. Хочется делать хорошо.
МИРИМАНОВ: Во время паузы мы говорили о прокате ╚Гадкого утенка╩ на каналах и столкнулись с такой проблемой, что не каждый канал возьмется его показывать.
БАРДИН: Меня даже не это волнует. Так как это полнометражный фильм, меня больше всего волнует прокат театральный.
МИРИМАНОВ: А есть предложения уже? Удочку закидывали?
БАРДИН: Удочку закидывал. Я свою жизнь нарисовал так. Я сижу на берегу. Мимо меня текут денежные потоки, а не клюет и не клюет. Что касается проката, пока то, что мне предлагают, меня не устраивает. Но удочки я закидываю. Я хочу сделать премьеру и скромную и шумную – такое мое искреннее желание, потому что работать 5 лет и чтобы это ушло в песок? Не хочется. Я уважаю труд своих коллег и себя немножко.
Подробности слушайте в аудиофайле.
Вечерний канал. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет