Картинка

Валенки Анатолий Карпов

8 декабря 2011, 14:20

Персоны

 

ТИХОМИРОВ: У нас в студии человек-легенда Анатолий Евгеньевич Карпов. Здравствуйте.

БАТИНОВА: Здравствуйте, Анатолий Евгеньевич.

КАРПОВ: Добрый день, здравствуйте.

ТИХОМИРОВ: Как к вам лучше обращаться, Анатолий Евгеньевич или Анатолий?

КАРПОВ: Анатолий проще.

ТИХОМИРОВ: Мне кажется, знаете, гораздо более похоже. Я вас сразу хочу спросить, Анатолий, лицом какой пластической клиники вы являетесь? Потому что вы слишком молодо выглядите для своего паспортного возраста, даже пенсионного я бы сказал, извините, как говорится, за каламбур.

КАРПОВ: Ну, нормально выгляжу. Просто я много работаю и держу себя в тонусе, никакой пластикой я не пользуюсь, никакими клиниками.

ТИХОМИРОВ: То есть вы предпочитаете, что в 60 лет жизнь только начинается?

КАРПОВ: Ну, по крайней мере, у меня ритм жизни не поменялся от 30 до 60.

ТИХОМИРОВ: Нет, я, знаете, почему спрашиваю, потому что в последнее время идут очень часто дискуссии по поводу того, что надо поднять планку пенсионного возраста. И вот, глядя на вас, я понимаю, что вот как такого человека можно прямо на пенсию посылать?

КАРПОВ: Нет, знаете, я думаю, что надо дать возможность людям, которые действительно здоровы, которые чувствуют в себе энергию, работать дольше, не отправлять на пенсию по указу, как это делается, скажем, в Министерстве обороны.

ТИХОМИРОВ: Кстати, мне тоже кажется это неправильно.

КАРПОВ: Или как в учебных заведениях, там профессор в какой-то момент. Профессор любой, то есть не любой, а отдельные профессора в 70 лет выглядят лучше, чем простой гражданин в 50-ть.

ТИХОМИРОВ: Они вампиры просто. Сосут кровь…

БАТИНОВА: Студентов, да.

КАРПОВ: Поэтому, мне кажется, к таким творческим профессиям надо подходить творчески и давать возможность людям работать, если они имеют желание. То же самое может быть и на производстве, какой-нибудь инженер, почему он должен работать до 65-ти, если он хочет уйти на пенсию в 60-ть. Ну, почему он должен уходить на пенсию в 65-ть, если он полон сил, задумок и к нему прислушиваются, он может руководить людьми.

ТИХОМИРОВ: Мне кажется, это абсолютно трезвая постановка вопроса. Анатолий, мы начнем с самого главного. Скажите, пожалуйста, потому что разговор, конечно, будет о шахматах. Скажите, с какой фигурой шахматной вы себя ассоциируете?

КАРПОВ: Да вообще ни с какой.

ТИХОМИРОВ: Нет, ну, есть пешки, есть…

КАРПОВ: Ну, в 16 лет был королем.

БАТИНОВА: В 16 это нормально.

ТИХОМИРОВ: Ну, такая уязвимая фигура, мне кажется, король. Король голый, короля делает свита и так далее.

КАРПОВ: Король руководит армией, если это настоящий король.

ТИХОМИРОВ: Понятно. А не жалко было так прощаться с короной?

КАРПОВ: В борьбе все было, спорт - это борьба, что же сделаешь.

ТИХОМИРОВ: Я просто к тому, что иногда думаю, что происходит с лидерами, которые, например, были президентами, руководителями страны, а потом они ушли на пенсию или, скажем так, их не выбрали. Я представляю, какой удар вообще человеческий.

КАРПОВ: Вы знаете, я вообще так не могу сказать, что я во многом брал бы в пример Америку, но вот то, что происходит с президентами Америки, вот это мне нравится.

ТИХОМИРОВ: Да, вот они как-то…

КАРПОВ: У них это происходит очень достойно. У них люди не уходят фактически в отставку, они переходят на какие-то уважаемые общественные позиции. И новый президент, и последующие, они тоже как-то внимательно к этому относятся. И, собственно, это колоссальный потенциал, который Америка имеет, и который она использует в разных частях света. Возьмите Клинтона, возьмите…

ТИХОМИРОВ: Они все бодры, веселы.

КАРПОВ: Да, да.

ТИХОМИРОВ: И, самое главное, значимы.

КАРПОВ: Да, да.

ТИХОМИРОВ: С ними даже советуются, я смотрю, приглашают…

КАРПОВ: Ну, даже в своей стране. Я говорю о том, что президенты используются для представления интересов страны, для повышения имиджа, для каких-то специальных заданий, которые они имеют. Возьмите там, скажем, Картера. Я вот Картера очень часто встречал в Южной Африке.

ТИХОМИРОВ: Джимми Картера.

КАРПОВ: Да. То есть, он как бы от Америки вел это направление, Юг Африки и вопросы, программы, которые там были.

ТИХОМИРОВ: То есть, это мы ему благодарны за Нельсона Манделу?

КАРПОВ: Нельсон Мандела - это наш друг и мой друг. Кстати, я там был, и первый раз я встретил Картера как раз в преддверие тех выборов, свободных выборов в Южной Африке, в результате которых Мандела стал президентом.

ТИХОМИРОВ: А, кстати, как вы думаете, изменилась жизнь в ЮАР после того, как апартеид исчез, и теперь большинство африканское, афроамериканское…

КАРПОВ: Ну, там, понимаете, есть большое напряжение, потому что, ну, когда-то была эта бурская война, бурская война это Англия-Голландия фактически.

ТИХОМИРОВ: Ну, да, это еще в XIX веке.

КАРПОВ: Но неслучайно же она возникла, она возникла не по национальному только признаку, а потому что у голландцев была колония Оранжевая Республика. Оранжевый цвет - это национальный цвет Голландии, поэтому и Оранжевая Республика. А англичане владели другими территориями. И вот в этой Оранжевой Республике свое, ну, назовем это племенем, которое не всегда в ладах с остальными. И вот у них постоянное противостояние есть и у «черного» населения. Когда-то они объединились против «белых», а сейчас им не просто между собой наладить понимание.

ТИХОМИРОВ: А вот смотрите, Анатолий Евгеньевич (как говорится, без параллелей), то есть получается, что демократия не всегда хорошо? Ну, смотрите, был апартеид, там была нормальная, хорошая, стабильная ситуация.

КАРПОВ: Нет, ну, что значит демократия, как мы ее сегодня видим или как вообще в идеале она должна быть? Это же разные вещи совершенно.

ТИХОМИРОВ: Ну, в идеале.

КАРПОВ: Демократия в идеале.

ТИХОМИРОВ: Ну, каждый смотрит по-разному.

КАРПОВ: Ну, потом, понимаете, демократия, которая родилась, скажем, в Греции или настоящая демократия была у нас в Новгороде Нижнем.

ТИХОМИРОВ: Да, Вече.

КАРПОВ: Вече, да. Это когда, население было маленькое, когда все люди могли действительно собраться, обсудить что-то и принять демократическое решение. Но сейчас мы же не можем это сделать в рамках даже Москвы мы не можем сделать, не говоря уже о России.

ТИХОМИРОВ: Сложновато.

КАРПОВ: Сложновато, поэтому демократия, как-то она трансформируется, точнее, различные формы демократии трансформируются на другое. Что касается общего положения, то, ну, в общем, порядка было больше раньше, я думаю, чем сейчас.

ТИХОМИРОВ: Вы про ЮАР, конечно.

КАРПОВ: Я про ЮАР, да, я вернулся к ЮАР. То есть, там на очень высоком уровне коррупция, там вообще засилье чиновников.

ТИХОМИРОВ: При этом раньше были «белые», а теперь там, как говорится, всех расцветок.

КАРПОВ: Ну, не имеет значения, чиновник, он не имеет ни расы, ни национальности, он чиновник.

ТИХОМИРОВ: Ни ориентации.

КАРПОВ: Но надо сказать, что чиновники сегодняшние, намного жестче по отношению к населению и в общении, чем в то время.

ТИХОМИРОВ: Анатолий Евгеньевич, я просто удивляюсь, как свежо и, самое главное, демократически верно вы мыслите. Потому что в свое время вас красили только одной краской, что вы апологет того Советского Союза, я удивляюсь, насколько вы современны.

КАРПОВ: Ну, так я всегда был…

ТИХОМИРОВ: Я знаю, что вы всегда были современны.

КАРПОВ: Просто краски другой не находили.

ТИХОМИРОВ: Это точно. В студии у нас Анатолий Карпов, чемпион мира по шахматам, теперь видный политический деятель, ну, даже немножко бизнесмен. По крайней мере, когда я проезжаю по Тверской, вижу ваш магазин «Шахматы».

КАРПОВ: Там прекрасные шахматы.

БАТИНОВА: Что там продают, расскажите?

ТИХОМИРОВ: Шахматы, я заходил туда, шахматы очень красивые, кстати.

БАТИНОВА: Какие-то эксклюзивные?

ТИХОМИРОВ: Но дорогие.

КАРПОВ: Ну, они из дорогих материалов делаются, это эксклюзивные шахматы высшего качества, которые только можно придумать. Ну, и кроме того, если говорить о бивне мамонта, то они уникальны хотя бы по материалу, по работе, потому что, даже если это один и тот же проект, то бивень разный, качество разное, резчики разные.

БАТИНОВА: Бивень мамонта?

ТИХОМИРОВ: Да, зайди, я говорю, очень прикольный магазин. Я просто захожу, как в музей туда, или просто погреться, знаете, когда пробегаешь от Белорусской к Маяковке.

БАТИНОВА: Они по вашему дизайну изготовлены?

КАРПОВ: Нет, у нас есть консультанты историки. Если мы что-то задумываем, какой-то новый дизайн, то он прорабатывается и, действительно, работа тонкая. И воины выглядят так, как они выглядели, и доспехи у них отвечают, не придуманные просто так.

БАТИНОВА: Здорово.

ТИХОМИРОВ: Анатолий, я смотрел, когда шли новости, как вы грустно смотрели на нашего спортивного комментатора Михаила, потому что он говорил обо всем, и о теннисе, и о хоккее, и о футболе, а вот о шахматах практически никогда ничего не говорят. Вам не кажется, что шахматы выпали из мирового тренда?

КАРПОВ: Ну, знаете, шахматы выпали с экранов телевидения, и, может быть, с полос газет. Из-за того, что фактически развалилась система чемпионата мира, интерес публики резко упал.

ТИХОМИРОВ: А почему, расскажите, почему это произошло?

КАРПОВ: Ну, потому что очень легковесно все, система меняется, никто ничего не поймет. То они раз в год играют, то раз в два года, то какие-то дополнительные матчи, человек не отбирался, но решением Федерации его допускают, причем на самый высокий уровень. Ну, понимаете, когда я уже не говорю, когда Фишер, когда Карпов, когда Каспаров были чемпионами, весь мир знал. Сейчас вы спросите у шахматистов у многих…

ТИХОМИРОВ: Я не знаю, кто.

КАРПОВ: Они вам не скажут, что…

ТИХОМИРОВ: А, Ананд, по-моему есть.

КАРПОВ: Ананд, да, чемпион мира, он должен играть сейчас матч с Гельфандом. Но о том, что Гельфанд отобрался, и будет играть матч с Анандом, об этом знает, может быть, ноль, ноль, ноль одна десятая, чего там…

ТИХОМИРОВ: Нет, намного больше.

КАРПОВ: Шахматистов.

ТИХОМИРОВ: А, даже шахматистов?

КАРПОВ: Шахматистов. Этот матч не могут раскрутить, не могут подать. Он будет проводиться в России, но российская публика тоже об этом мало знает.

БАТИНОВА: Да вы что, даже мы, журналисты.

ТИХОМИРОВ: Анатолий, кто вам мешает?

БАТИНОВА: Анатолий Евгеньевич, а выборная ли должность президента ФИДЕ?

КАРПОВ: Выборная.

БАТИНОВА: Выборная?

КАРПОВ: Выборная, да, но так сказать выборная.

ТИХОМИРОВ: Что, тоже выбросы или вбросы?

КАРПОВ: Да все там есть, и вброс, и выброс, и отъем. Ну, во время последнего конгресса, причем, я не знаю, зачем это делали, когда я боролся с Илюмжиновым…

ТИХОМИРОВ: Я знаю, да.

КАРПОВ: Просто утром накануне отобрали два голоса у нас, два или даже три внаглую.

ТИХОМИРОВ: Подкупили или как?

КАРПОВ: Ну, внаглую отобрали. Потому что вообще человек, который избирается, он не должен вести конгресс, вот, и мы протестовали, мы говорили о том, что Илюмжинов не может вести конгресс, потому что выборы идут.

ТИХОМИРОВ: Ну, да, должен быть какой-то третий человек.

КАРПОВ: Ну, конечно. Он провел сам всю систему выборов, поэтому он определял. Вот у нас были конфликтные страны, в которых, скажем, параллельные федерации или параллельные решения. Существуют подделки элементарные, по правилам ФИДЕ факс может оказаться важнее оригинала.

ТИХОМИРОВ: Хорошо, не плохо.

КАРПОВ: Нормально.

ТИХОМИРОВ: Слушайте, у вас просто отработанные технологии там.

КАРПОВ: А если учесть, что в Федерации копии бланков существуют, сейчас сделать нормальную копию ничего не стоит, переслать факс через любой номер, и вы можете любой голос отобрать. Особенно, если есть какая-то конфликтная ситуация.

ТИХОМИРОВ: Да, Анатолий, тяжело. И все-таки вернемся к шахматам. А, может быть, для того, чтобы сделать шахматы наиболее привлекательными, сделать какую-нибудь версию лайт? Ну, вы знаете, сейчас «Война и мир» выпускается в Америке в комиксах. Ну, сделать, например, какую-нибудь упрощенную версию шахмат. Или, например, сделать казино шахматное, знаете, это тоже, мне кажется, сразу привлечет внимание.

КАРПОВ: Ну, вы знаете, сейчас, во-первых, Интернет является большим помощником в популяризации шахмат и в организации, и на сегодняшний день где-то в год играется больше 400 миллионов партий по Интернету.

ТИХОМИРОВ: Да вы что, серьезно?

БАТИНОВА: Кстати, да, ты же можешь с любым человеком из любой страны мира сыграть.

ТИХОМИРОВ: И с вами можно сыграть тоже?

КАРПОВ: Нет, ну, у меня нет времени на это, но теоретически можно. Это раз. Второе, шахматы пошли в школы, причем они пошли в школы повсеместно, можно сказать, по всему миру. У меня, скажем, школы есть в Чили, в Аргентине.

ТИХОМИРОВ: Во Франции, я знаю.

КАРПОВ: В Соединенных Штатах Америки.

ТИХОМИРОВ: Подождите, а в России есть?

КАРПОВ: В Бразилии, во Франции. В России я только за последние полтора месяца открыл шесть филиалов и три школы. Причем в Коломне мы 27 ноября открыли шахматный клуб и школу. Замечательный шахматный клуб в центре города.

ТИХОМИРОВ: Отлично.

КАРПОВ: В Коломне в двух детских садах ребят учат играть в шахматы в старших группах.

БАТИНОВА: А школы охотно берут….

КАРПОВ: Просто чудный город Коломна. Он в полном порядке. Я все-таки еще сейчас являюсь президентом Международной ассоциации фондов мира…

ТИХОМИРОВ: Да, это мы знаем тоже.

КАРПОВ: Когда у меня приезжают делегации иностранные, и есть какая-то свобода по времени, я им говорю, обязательно надо запланировать Коломну. Это чудный совершенно город, и географически расположен прекрасно.

ТИХОМИРОВ: Анатолий, извините за то, что я вас перебиваю, слава богу, что есть луч света в темном царстве, но у меня есть несколько вопросов, которые меня волновали и волнуют, по крайней мере, на протяжении долгих лет, можно я их задам? Я их себе выписал сегодня.

КАРПОВ: Конечно.

ТИХОМИРОВ: Ну, во-первых, я знаю, что вы неоднократно встречались с Леонидом Ильичом Брежневым. Скажите, а вам приходилось с ним целоваться?

КАРПОВ: Нет. Нет, и неоднократно, понимаете, неоднократно правильно, но и многократно сказать нельзя. Конечно, пересечения бывали, потому что…

ТИХОМИРОВ: Нет, я просто помню, я посмотрел хронику, он относился к вам, как к сыну к такому все время.

КАРПОВ: Нет, ну, знаете, тогда шахматы были на особом положении. Причем не на особом даже политическом, а действительно это народная игра была. Потом, ну, с учетом того, что Фишеру удалось обыграть Спасского и нарушить гегемонию российских или советских шахмат, то, конечно, то, что я смог сделать, это приветствовалось на всех уровнях и всеми людьми. И, конечно, такие победы, такие спортсмены, как я, как, к сожалению, ушедший из жизни недавно Алексеев Василий.

ТИХОМИРОВ: Василий Алексеев, да, тяжеловес.

КАРПОВ: Ну, это самая лучшая визитная карточка страны была.

ТИХОМИРОВ: А, скажите, какое впечатление производил Брежнев вообще? Потому что нам все время рассказывают, что какой-то старый дедушка был.

КАРПОВ: Да нет, нет, у него мозги прекрасно работали. Другое дело, что вокруг него уже тоже люди ведь набирали года, а уходить не хотелось в отставку.

ТИХОМИРОВ: Это да, знаете, тяжело всегда.

КАРПОВ: Насколько я знаю, Брежнев вообще сам не стремился оставаться на этом посту, и он даже выходил несколько раз с обсуждениями.

ТИХОМИРОВ: Да вы что, серьезно?

КАРПОВ: Да, но люди вокруг понимали, что если сменится главный руководитель, то им придется уйти. И команды, в общем-то, влияли на это. А у Брежнева в 1978 году был микроинсульт, не очень серьезный, но на время он как-то выпал из политической жизни и с телеэкранов. Я оказался в первой группе награждаемых, когда решили всему миру показать, что…

ТИХОМИРОВ: Что он еще жив.

КАРПОВ: Да, что Брежнев в отличном состоянии. И действительно он был в отличном состоянии. У него прекрасное чувство юмора было.

ТИХОМИРОВ: Нет, ну, он обаятельный был.

КАРПОВ: Которое проявилось, кстати, и при награждении.

ТИХОМИРОВ: А что такое?

КАРПОВ: К сожалению, вы знаете, цензура иногда настолько заскорузлая и настолько заорганизована, что даже не понимает, что она делает. Вот, если бы показали полную церемонию награждения 1978 года…

ТИХОМИРОВ: А что там было?

КАРПОВ: То отношение к Брежневу и в то время и после было бы совсем другое. Потому что я помню, что первым награждали второй Звездой Героя социалистического труда и Орденом Ленина академика Цыцына, это был глава Ботанического академического сада, известный очень селекционер, но после микроинсульта у Брежнева, естественно, руки не так хорошо работали еще. И он, значит, зачитал, Цыцын вышел, он его поздравил, передал ему орденскую книжку, а потом хотел приколоть звезду. Один раз попробовал, чего-то не получилось, второй раз, потом говорит: «Слушай, держи звезду, заслужил ее, а у меня создается впечатление, что тебе намного проще вывести новый сорт пшеницы, чем мне приколоть звезду».

ТИХОМИРОВ: А молодец. Это под камерами.

БАТИНОВА: Тоже заставляли человека мучиться.

ТИХОМИРОВ: То есть, каламбурил, да?

КАРПОВ: Да, да, он сам был рад, что встречается в свободной обстановке и люди, видимо, приятные ему.

БАТИНОВА: Анатолий Федоров написал, просит, пожалуйста, вам передать огромный привет и его сказать, что родители назвали в вашу честь, он родился в 1978 году, когда вы стали чемпионом.

КАРПОВ: Спасибо, да, наилучшие пожелания.

ТИХОМИРОВ: Скажите еще один вопрос. Вот в шахматах секунданты насколько они действительно могут влиять на исход партии? Потому что неоднократно говорилось о том, что просто есть сильная команда, которая поддерживает того или другого шахматиста, и тот питается его идеями.

КАРПОВ: Ну, питаться идеями могут, конечно, и чемпионы мира. Секунданты раньше могли оказывать большее внимание, когда партии откладывались, ну, и тогда действительно от качества анализа многое могло зависеть. А, в основном, секунданты имели какое-то значение при подготовке, какие варианты, какие новые идеи могут быть.

ТИХОМИРОВ: Скажите, а история с Корчным и якобы какими-то экстрасенсами, которые сидели в зале, это на самом деле было?

КАРПОВ: Ну, попытки были, они были и у Каспарова, и, собственно….

ТИХОМИРОВ: У нас был, здесь сидел в студии человек, который рассказывал, что он сидел в зале у Каспарова.

КАРПОВ: Ну, Дадашев, Тофик Дадашев, да.

ТИХОМИРОВ: Да. Это действительно было, да?

КАРПОВ: Это известно. Я не знаю, он действительно обладает какими-то способностями.

БАТИНОВА: А что он делал?

КАРПОВ: Хотя, знаете, может быть, я не верю, что можно постоянно воздействовать на человека и диктовать ему какие-то правила игры, условия принятия решения.

ТИХОМИРОВ: Ну, вот вас сложно было вот так зомбировать?

КАРПОВ: Но выбить на какой-то момент, нарушить концентрацию, я думаю, можно. И мне думается, что, хотя Дадашев мне рассказывал, что он работал в позитивном плане на Каспарова, но я прекрасно помню, и сейчас даже в Колонном Зале я могу найти место, на котором он сидел на последней партии матча, когда Каспаров стал чемпионом мира.

ТИХОМИРОВ: Вы, что, серьезно?

КАРПОВ: Да, 24-я партия второго матча, я сейчас со сцены покажу вам место, где сидел Дадашев, я его не знал, но обратил на него внимание. Причем я сначала не мог сказать, то ли человек положительный, то ли отрицательный, но то, что я его в первую же минуту вычислил, вот это абсолютно точно. Я очень чувствительный на залы, я чувствую публику, чувствую таких людей. То есть, я сразу его увидел, это была первая партия, на которой он был.

ТИХОМИРОВ: А, скажите, а вас не обидело, что Пугачева приехала поддерживать Каспарова, а не вас?

КАРПОВ: Ну, и что? Ну, и замечательно.

ТИХОМИРОВ: Она же вам нравилась, как певица.

КАРПОВ: Ну, и что, у меня свои были знаменитые люди.

ТИХОМИРОВ: Которые меня поддерживали.

КАРПОВ: У него свои. Я проблемы в этом не вижу.

БАТИНОВА: Анатолий Евгеньевич, Виталий спрашивает у вас: вы были в утреннем шоу у нас у Сергея Стиллавина, и нашелся слушатель, который пообещал помочь деньгами автопроекту «Мишка». И вот Виталий спрашивает, какова сейчас судьба этого проекта?

КАРПОВ: Ну, с этим слушателем что-то у нас не получилось. Если у него по-прежнему желание есть и он слышит, то мы готовы контактировать. Проект развивается, но у нас не хватает, как и раньше оборотных средств, хотя сейчас мы добавили замечательное качество для автомобиля, он может работать на газе, на газовом топливе, это становится и намного дешевле, так что у нас сейчас бензин-газ. Мы не стоим на месте, и то, что мы не производим тысячами машин, это не значит, что мы не работаем над проектом. И я все-таки надеюсь, что на это обратят внимание, потому что в такой ценовой нише мы машины не делаем, мы не делаем машины, скажем, для инвалидов, а наша машина может быть абсолютно ориентирована на инвалидов. Причем там и проем двери, и высота сиденья отвечает полностью тем, кто движется на коляске, он может сам себя обслуживать.

ТИХОМИРОВ: Анатолий, еще несколько вопросов. Насколько я знаю, многие спортсмены перед матчем, им запрещено тренерами заниматься сексом, потому что они растрачивают свою энергию. А шахматисту можно перед матчем этим заниматься?

КАРПОВ: Перед партией, конечно, нет. Потребуется концентрация сил и внимания, напряжение. Ну, в принципе, у нас проблема не акцентирована так тренерами.

ТИХОМИРОВ: А вы жену брали с собой?

КАРПОВ: Жена ездила со мной на матчи.

БАТИНОВА: Потому что шахматы это способность концентрироваться не на короткие вот такие расстояния, а на несколько дней даже. Как ты можешь распылять свою концентрацию.

ТИХОМИРОВ: Скажите, а история с маркой, что, якобы, когда выплатили гонорар и вы купили на эти деньги себе марку и привезли ее в Россию, ну, в Советский Союз тогда, это действительно была такая история?

КАРПОВ: Нет, это выдумка.

ТИХОМИРОВ: Достаточно забавная, красивая выдумка.

КАРПОВ: Выдумка красивая, но оторванная от действительности, потому что, когда она была придумана… вот, если раньше, когда Ботвинник играл матч на первенство мира, то тогда да, на приз чемпиона мира, может быть, даже и нельзя было бы купить целый ряд марок. Но, когда я играл, то у нас призы уже были высокие, и таких цен практически не было.

ТИХОМИРОВ: А, скажите, а вы деньги эти получали на руки или вам приходилось отдавать, скажем так, в фонд мира?

КАРПОВ: Получал, с самого начала у нас.

ТИХОМИРОВ: И что, в долларах, в Советском Союзе?

КАРПОВ: Конечно, в Советском Союзе, мальчиком еще, если я зарабатывал.

ТИХОМИРОВ: А куда вы их вкладывали?

КАРПОВ: До 1976 года… Ну, во-первых, поскольку это индивидуальные заслуги, то у нас творческие премии, если они были в денежном выражении, они не забирались при советской власти. Так что… За выступление забирали, но выступление это считалась работа. А если ты участвовал в международном конкурсе, получил премию, то эти премии не отбирались, потому что, ну, считалось, что это важно для страны, это важно для людей, что они могут себя поддержать, своих учеников, скажем.

ТИХОМИРОВ: Слушайте, удивительно, я почему-то думал, что все подчистую.

КАРПОВ: И шахматные турниры относились к той категории международных конкурсов. Так что, когда мы выигрывали призы, то мы их не сдавали.

ТИХОМИРОВ: А что вы на них делали? Ну, конечно, может быть, это неприлично.

КАРПОВ: Нет, ну, у меня-то с детства увлечение филателией, так что выдумка была не на простом месте и не на пустом месте, я этим занимался и продолжаю заниматься, это мое хобби, увлечение, которое уже десятилетиями идет. Я в мире филателии…

ТИХОМИРОВ: Я знаю, что вы очень известный человек.

КАРПОВ: Почти также известен, как в шахматах. Почти также.

БАТИНОВА: Анатолий Евгеньевич, вас спрашивают: «Почему шахматы считаются спортом, хотя, на мой взгляд, это умственный или, если хотите, даже научная деятельность? Очень хотелось бы узнать ваше мнение».

КАРПОВ: Ну, во-первых, появилась новая категория mind sports, умственные виды спорта или интеллектуальные виды спорта, куда входит бридж, куда входит го, куда входят шашки, естественно, шахматы. И сейчас вообще идет речь о том, чтобы mind sports вошли в программу олимпийских игр, зимних, наверное. Потому что летние перегружены, а зимние имеют окно, это с 2 часов дня, скажем, с 3-х точно до 6, полседьмого, до вечерних видов спорта зимних, это хоккей, это фигурное катание, это прыжки с трамплина могут вечером проводиться. Так что есть вероятность даже вхождения в программу олимпийских игр. А, если говорить о принципиальном подходе, то шахматы могут рассматриваться, как спорт, по затратам энергии колоссальным. В начале 70-х годов, это я точно помню, потому что я только-только стал гроссмейстером.

ТИХОМИРОВ: Вы худой очень были.

КАРПОВ: Худой очень был, да. Я стал чемпионом мира, во мне было 47 килограмм.

ТИХОМИРОВ: Да вы что, серьезно?

КАРПОВ: Да.

ТИХОМИРОВ: А сейчас, как от шахмат отошли, и сразу как-то так….?

КАРПОВ: Нет, не сразу, я набирал в год по килограмму. Но когда я дошел до 74, я понял, что надо остановиться.

ТИХОМИРОВ: То есть, вы решили опять пойти в шахматы, да?

КАРПОВ: Причем совершенно точно, за 27 лет я набрал 27 килограмм. Это от года к году по килограмму. Так что в Америке, по-моему, Пенсильванский университет как-то проводил эксперимент, они нашли возможность сравнить потери энергии или затраты энергии мастера спорта по американскому футболу и мастера спорта американского по шахматам. И крепко удивились, что затраты были сопоставимы, они были на одном уровне. Ну, представляете, что такое американский футбол и что такое шахматы.

ТИХОМИРОВ: Я представляю, лошадиный вид спорта. Скажите, у вас очень своеобразный голос, вам не предлагали вообще, не хотели стать певцом, тенором? Ну, конечно, не как Николай Басков.

КАРПОВ: Нет, нет, голоса у меня вообще нет.

ТИХОМИРОВ: Да ладно!

КАРПОВ: Да. Ну, достаточно того, что я стал шахматистом.

ТИХОМИРОВ: Мне кажется, это тоже хорошо. Ну, и напоследок, скажите все-таки, я никак не могу понять, как может управлять шахматами человек, который увидел НЛО и инопланетян?

КАРПОВ: Ну, управляет же.

ТИХОМИРОВ: Я просто, знаете…

БАТИНОВА: Вадик, но я ведь тоже радиоведущая.

ТИХОМИРОВ: Лена тоже постоянно налаживает связь с космосом.

КАРПОВ: Это вы мне напомнили, примерно по тому анекдоту ответил, как, помните, как антиалкогольная кампания Горбачева, и Горбачев приходит на завод, там рабочий стоит. Он говорит: «Слушай, ну, скажи, а вот ты можешь выпить 100 грамм и работать?» Он говорит: «Конечно, могу». Он говорит: «А пол-литра выпить и работать можешь?» «Ну, конечно, смогу» «Да? А если полторы бутылки?» Тот говорит: «Ну, что пристал, видишь, работаю».

ТИХОМИРОВ: Анатолий Евгеньевич, скажите, пожалуйста, ну, так между нами, я знаю, что некоторые все-таки, я вернусь к этой теме наболевшей, некоторые виды спорта угнетают сексуальную энергию, а шахматы развивают ее?

КАРПОВ: Не знаю, это надо спросить, наверное, медиков, специалистов.

ТИХОМИРОВ: Или вашу супругу.

КАРПОВ: У каждого свой опыт.

БАТИНОВА: Анатолий Евгеньевич, а чем вы сейчас занимаетесь? Вот вы говорили, что вы были во Франции?

КАРПОВ: Да, я только что был во Франции, это вот сразу, как у нас выборы состоялись, на следующий день мы открывали новую скоростную железную дорогу.

ТИХОМИРОВ: Где, в России?

КАРПОВ: Во Франции. Соединяли мой город, где уже давно моя школа и мой клуб моего имени, город Бельфор. В этом городе производятся скоростные локомотивы. Все скоростные дороги, которые по Европе сейчас идут, в Германии, инициатором как раз мой город.

ТИХОМИРОВ: Люди в шахматы играют и делают хорошие поезда.

КАРПОВ: Да, и французы меня пригласили на официальное открытие скоростной линии Париж-Бельфор-Базель.

ТИХОМИРОВ: Спасибо вам, что вы пришли. Успехов вам, счастья, такого же оптимизма и чувства юмора.

БАТИНОВА: Спасибо вам.

КАРПОВ: Спасибо.

Валенки. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Доктор Хаос
  • Естественный отбор
  • Любимец публики
  • НИИ им. Батиновой и Тихомирова
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация