Сергей Стиллавин и его друзья Михаил Муромов. Обо всем, кроме музыки...
Персоны
СТИЛЛАВИН: Доброе утро всем! Добрый день! Итак, сбываются наши обещания. Давно мы ждали к нам в гости Михаила Муромова. И сегодня в прямом эфире он у нас в гостях. Михаил Владимирович, доброе утро. Спасибо большое, что вы добрались до нас. И сегодня с утра, когда мы в кулуарах обсуждали ваш приезд, товарищ Веселкин вдруг вспомнил, что когда-то давно в валютном баре…
ВЕСЕЛКИН: Это Ялта. Да, да, Ялта.
СТИЛЛАВИН: Вместе брали. И, более того, один фильм вас объединил.
МУРОМОВ: Мы бы, честно говоря, могли и побольше сделать, если бы мы сильно дружили. Но Веселкин тогда занимался брейк дансом и поэтому мне до него…
СТИЛЛАВИН: Он был перекошенный?
МУРОМОВ: Он никак не мог выровняться, хотя уже бросил этим заниматься, но все время ходил, подергивал головой.
КОЛОСОВА: Электрочеловек.
СТИЛЛАВИН: Каждому свое, да, товарищи.
МУРОМОВ: Но Веселкин – симпатяга! С ним хорошо. Нет, я не сказал "симпатичный", я сказал: симпатяга.
ВЕСЕЛКИН: Учтите, между артистами, Рустам Иванович, могут быть и такие, мужские отношения.
ВАХИДОВ: Да я понимаю!
ВЕСЕЛКИН: И "симпатяга" – не значит то, что вы подумали.
СТИЛЛАВИН: Миш, я почитал, ознакомился с вашей биографией достаточно подробно, и меня очень заинтересовала даже не история музыкальная, которая, в принципе, на моей памяти, вы – живое воплощение моей юности.
МУРОМОВ: Ну, я думаю, что музыкальная – это пятая уже биография будет. Потому что было еще четыре. Я, например, не знаю, что такое детство. У меня не было детства. Потому что я с детства уже должен был плавать, играть на виолончели, заниматься английским, в школе был французский. И вот это все вместе… Так что детства у меня не было. Потом математическая школа, потом институт, потом аспирантура, армия. Я не себе принадлежу, а государству. Мне поэтому, кстати, вручили орден "Мировое общественное признанение" в Администрации Президента. Хотя я знаю, что он меня недолюбливает. Но пускай!
СТИЛЛАВИН: Это какой?
ВАХИДОВ: Тот или этот?
МУРОМОВ: Всегдашаний.
СТИЛЛАВИН: Миш, я читал историю о том, что ваш папа был дворянином.
МУРОМОВ: Да.
СТИЛЛАВИН: Вот расскажите эту историю. Это очень интересно. И я так понимаю, что людям с такой биографией было очень непросто в стране жить.
МУРОМОВ: Ну, хотя бы начнем с того, что он поступал пять раз в институты разные. И, сдавая на "отлично " все (потому что папа к тому времени знал уже пять языков, например), хотя он поступал в технический вуз.
СТИЛЛАВИН: А сколько ему было лет, когда произошла революция 1917 года?
МУРОМОВ: Пять лет.
СТИЛЛАВИН: Пять лет. Почему ваши бабушка с дедушкой решили остаться? Как так получилось?
МУРОМОВ: Дело в том, что дедушка работал. Он металлург-технолог.
СТИЛЛАВИН: То есть, несмотря на происхождение, он был инженером?
МУРОМОВ: Да, он инженер. Причем, такой сильный инженер. Он был главным инженером металлургического комбината. Даже печать у меня где-то была, я ее потерял. Но у меня сохранился значок дедушкин за гимназию. Удивительная работа. Я пытался скопировать, никто не смог из литейщиков это сделать. Ну, вот. Значит, и они уехали из Петербурга в Москву (потому что все-таки дворяне в основном в Петербурге жили).
СТИЛЛАВИН: Да, да, как и сейчас.
ВЕСЕЛКИН: А купцы все здесь.
МУРОМОВ: Да. Дедушка был технологом в Барнауле. Они жили, он зарабатывал 800 рублей. На эти деньги жила семья из 14 человек. У них был свой дом от завода. Но потом они из Барнаула переехали в Петербург, а из Петербурга в Москву. Ну, и вот, собственно, такой был дедушка.
СТИЛЛАВИН: А что с ним происходило во время советской власти?
МУРОМОВ: Он работал.
СТИЛЛАВИН: Как специалист он был востребован?
МУРОМОВ: Конечно, да. Он работал все время. До последнего. Я его не помню, потому что он умер, когда мне было два года. Хотя я себя с двух с половиной лет помню. Потому что в два с половиной года я тонул и выплыл. Выплыл, тем не менее. И я даже помню пузыри желтые перед глазами. И вот с тех пор я себя помню. Я помню, как пришел в детский сад первый раз, еще были раскладушки деревянные. Вот просто я помню все. Даже фамилии своих однокашников по детсаду.
СТИЛЛАВИН: А папе сильно мешали?
МУРОМОВ: Да, папа пять раз поступал, поступил на шестой раз в Гидромелиоративный институт. Потом написал диссертацию, потом поехал в Китай, во Вьетнам, на французском там преподавал. Оттуда его почему-то выгнали, потому что он стал торговаться на рынке и кто-то подслушал. А русским нельзя было торговаться. Вот пришел, сказали – и купил. Ну, и вот он потом уехал оттуда. За это время мама от него ушла. И в итоге я жил так: у меня было две мамы и два папы. Потому что мама вышла второй раз замуж, когда мне было уже семь лет, а папа женился на другой женщине. И мы жили отдельно. У нас была в коммунальной квартире комнатка 12 метров с мамой. А мама преподавала электротехнику всю жизнь. Она институт связи окончила. Потом мама быстро написала диссертацию. А отчим был у меня грузин. Вот такая у меня семейка была. Ну, и потом мы прожили, прожили, получили (опять же в коммуналке) 16-метровую комнату. Поэтому у меня не было детства, понимаете? А потом папа вернулся. Я как раз закончил математическую школу, поступил в институт, и уже началась у меня научная работа.
СТИЛЛАВИН: Миш, а вам мешали вот из-за этого происхождения? Или уже как бы внуки не учитывались?
МУРОМОВ: Нет, нет. Ничего никто никогда не мешал, даже никто никогда ничего не говорил.
КОЛОСОВА: А 1937 год как для вашей семьи прошел?
МУРОМОВ: А откуда я знаю? 37-ой? 37-ой – папа преподавал тоже. И я знаю, что папа потом на фронт пошел, всю войну прошел. Сначала был сапером, а потом была трудная служба, он должен был переводчиком работать синхронным на пытках.
СТИЛЛАВИН: Серьезно?
МУРОМОВ: Да. И он должен был стоять около пыточного стола. И когда человек начинал что-то говорить, он тут же должен был переводить это все. Поскольку он знал четыре языка, то он легко это делал. А вообще он переводил примерно с девяти языков, хотя он их не знал досконально. Но поскольку созвучие есть (там франкоязычные, германоязычные), вот, у нас многие не знают, что, например, английский язык он германский. А мы считаем, что он к романским имеет отношение. Так? А вот такая ерунда.
ВЕСЕЛКИН: Я вот сейчас сижу слушаю, Миш, у меня…
ВАХИДОВ: Расстегнули, кстати говоря, рубашки тоже. Совсем расстегнули.
ВЕСЕЛКИН: У меня все стереотипы. Потому что вот эти яркие выступления. Просто, ребята, чтобы вы имели представление, это огромное количество клипов. Причем, они такие яркие все клипы. Миша выходил на сцену, у него рубашка расстегнута, она в каких-то там типа огурцах, пальмах таких, все, это публика. Я помню, в Ялте…
СТИЛЛАВИН: Это надо одним словом, Леша, сказать: погода!
ВЕСЕЛКИН: Отличная погода такая. И никаких… Просто вот, слава богу, что это слышу, просто никаких ассоциаций с тем, что Миша будет говорить о германоязычных, значит, и франкоязычных корнях, и что в Англии германский язык. У меня сейчас (я тебе честно скажу, Миш ), я ведь в состоянии шока сейчас нахожусь.
МУРОМОВ: А ты поседел от этого?
ВЕСЕЛКИН: От этого, да. Еще неизвестно, что с желудком будет.
ВАХИДОВ: С желудком только хорошо будет.
СТИЛЛАВИН: А после института, куда вы пошли работать?
МУРОМОВ: После института я пошел в армию. У нас без военной кафедры было.
СТИЛЛАВИН: А где довелось служить?
МУРОМОВ: Довелось служить в Москве, потому что меня на Угрешке выдернул полковник один и спросил: "Ты – Муромов?" – Я думаю, как он меня узнал? Я – лысый, главное, такой угрюмый, в пальтишке. Ну, я говорю, что Муромов. "Ну, если завтра будешь в воде, за сколько проплывешь?" – Я говорю: "Ну, за минуту проплыву?" Он говорит: "Ну, иди сюда". Заводит меня в шкаф стенной, а там уже два человека стоят.
СТИЛЛАВИН: В шкафу?
МУРОМОВ: Гребцы, причем. То есть теснота была такая, а стоять надо было, я скажу, часов 10 мы стояли.
СТИЛЛАВИН: В шкафу?
МУРОМОВ: Да. Потом он забрал двух гребцов и поставил другого паренька пощуплее. Это был лучник.
ВАХИДОВ: В спортроту отбирали?
МУРОМОВ: В спортроту, да. Это "Динамо" отбирало у ЦСКА спортсменов.
СТИЛЛАВИН: Мы там были в прошлом году, на Угрешке, представляем себе это место. Миш, а потом что случилось?
МУРОМОВ: А потом нас продержали, выпустили и сказали каждые пять суток приходить по адресу на Подбельского. Но только не дай бог, от кого-нибудь будет пахнуть, сразу показали на карте крайнюю правую точку.
СТИЛЛАВИН: Камчатка?
МУРОМОВ: Нет, Тикси. И на зону с ружьем. Потому что внутренние войска, КГБ и войска связи и войска железнодорожные относятся к "Динамо". Все остальное – ЦСКА. Ну, вот. Нас отпустили. И только через 20 дней нас призвали на учебку. И уже потом в Можайске – учебка, ползание на брюхе по мокрой жиже. А после учебки на Подбельского, там спортрота, там многие служили: Билялетдинов, Севидов с нами были в роте. Один был, правда, очень хитрый Шура Амис такой, он был по настольному теннису. Но его очень редко было в роте видно. Мы должны были каждый месяц пять дней отрабатывать программы.
СТИЛЛАВИН: В шкаф не приглашали?
МУРОМОВ: Нет, нет. Это на кухню, потом у тумбочки стоять, стрельба, конечно. Это в Софрино стреляли. Это не секрет.
СТИЛЛАВИН: А какие были тогда отношения между ребятами?
МУРОМОВ: Отношения? Ну, в роте у нас даже были такие отношения, что мы даже присмиряли там роту гарнизонную, караульную. И против нас в нашей же казарме была рота обслуживания. Поэтому нам с продуктами было очень просто. Ночью даже повар мне лично приносил мясо.
СТИЛЛАВИН: Вы были "дедом" сразу, с первого дня?
МУРОМОВ: Нет, я пришел, мне год оставалось служить. Я сказал: "Черпак черпака видит издалека". А "черпак" – это когда год прослужил. Ну, вот. И, в общем, я служил так, как мне нравилось. Но, представляете, если я плавал один за всю дивизию, плавал один.
КОЛОСОВА: Почетно.
МУРОМОВ: Десять заплывов подряд. Подряд нельзя. Я попробовал через один, плоховато. Потом через два уже.
ВЕСЕЛКИН: Получше, да.
МУРОМОВ: А нельзя было быстро плавать. Значит, говорили так: "Из одной-пять, чтоб не выходил". Потому что я мог чесануть нормально. Но это сразу же видно. Ну, так, в трусах армейских, то шапочку наденешь, то…
ВАХИДОВ: Типа такой простой.
МУРОМОВ: Ну, в общем, второе место наш коллектив физкультуры занял. Почетное, считай.
СТИЛЛАВИН: А потом, Миш, когда демобилизовались?
МУРОМОВ: Демобилизовался. Я в армии женился.
СТИЛЛАВИН: Да ладно!?
ВАХИДОВ: Как это так получи лось?
ВЕСЕЛКИН: Как это может быть такое?
МУРОМОВ: В общем, моя жена будущая пришла ко мне в армию после Геленджика в белом костюмчике. А я в армии. Сделал предложение. А мама, тем более, хотела, чтобы я именно на ней женился. Она у нее училась. И вот она милая очень. Вот три года мы с ней прожили, у меня к ней замечаний нет. У нее ко мне, конечно, есть. А у меня к ней нет. И я в армии женился.
СТИЛЛАВИН: Миш, а такое маленькое отступление лирическое, может быть, сегодняшним девушкам на заметку. Вот когда мужчина говорит, что нет замечаний, это значит что женщина не делает, не позволяет себе, может быть?
МУРОМОВ: Она ничего себе не позволяла. Во-первых, она не поднимала голоса никогда. У нас была практически идеальная семья. Только я был минус в этой семье.
КОЛОСОВА: А чего вы такого делали?
МУРОМОВ: Ну, я, во-первых, практиковал массаж.
ВАХИДОВ: Это как, в каком плане?
КОЛОСОВА: Другим женщинам?
МУРОМОВ: Делал массаж, собирал по четыре проститутки, допустим. И делал им массаж. Потому что они самые денежные и благодарные.
СТИЛЛАВИН: Вы за деньги делали массаж?
МУРОМОВ: Конечно, конечно.
ВАХИДОВ: То есть ее и массажистом были.
МУРОВ: Ну, например, раз, их четыре, по пятнадцать….
ВЕСЕЛКИН: Какой разворот неожиданный.
МУРОМОВ: 40 минут массаж, полный массаж тела 40 минут. Сначала с маслом делал, у меня был чемоданчик такой, там всякие мази.
ВАХИДОВ: Класс!
ВЕСЕЛКИН: Вот это жизнь!
М УРОМОВ: Халатик был, в белом халатике, с голыми ногами, значит, и массаж. Ну, так вот четыре человека, 60 рублей по 40 минут. Ну, сколько это?
СТИЛЛАВИН: Это хорошие деньги.
МУРОМОВ: Три часа.
ВАХИДОВ: А куда тратили? В то время можно было потратить?
МУРОМОВ: Тратил как? Во-первых, у меня машина уже была. Нужно было ее как-то и менять. Потом у меня был еще фарцовочный бизнес такой налаженный. Я привозил туфли "Масис" из Еревана или водолазки из Баку, из Тбилиси.
ВЕСЕЛКИН: Джины были?
МУРОМОВ: А как же! Джины у меня были еще на первом курсе института.
ВЕСЕЛКИН: Чего курил тогда?
МУРОМОВ: Нет, избавь бог! Я не курил, я плавал.
ВЕСЕЛКИН: "Мальборо"?
МУРОМОВ: Нет, нет. Пластинки. Водолазки – это оптом. Это я отдавал Юлию Шмильевичу-то.
СТИЛЛАВИН: Вот и Юлий Шмильевич приклеился еще.
МУРОМОВ: Ну, как? Мы же параллельно, вместе фарцевали. Но он еще валютой занимался, я валюту не трогал никогда. Только пластинки, магнитофоны, водолазки, туфли, джинсы. Джинсы последние – это была бригада такая, они шили джинсы с бляшками металлическими, сами красили индиго, у них было все. Они красили обычный холст. Сначала они продавали мне по 120 рублей, потом эти джинсы поднимались, поднимались… Причем, самые дорогие почему-то были из Подмосковья покупатели. То есть, когда джинсы, например, стоили 180, они брали по 220. А так в основном это все шло на юг.
СТИЛЛАВИН: Миш, но это ответ на вопрос все-таки, а как тратились тогда деньги, на что? Потому что сегодня – понятно…
ВАХИДОВ: Помимо того, что вкладывалось в бизнес.
МУРОМОВ: Машина, ресторан. Потому что я, например, мог съесть двух цыплят-табака одним разом. Только не вот эти половиночки, как есть. А целого такого, распластанного.
КОЛОСОВА: Хороший аппетит!
МУРОМОВ: Ну, девочкам, конечно, например, возьмешь какую-нибудь такую в ресторане: "Ну, что будешь?" – "Бутылку коньяка, бутылку шампанского и две порции икры".
ВАХИДОВ: Ничего себе!
МУРОМОВ: Я говорю: "Смотри, если не съешь, я тебе это высыплю или за шиворот или на юбку".
КОЛОСОВА: О, какой!
МУРОМОВ: Да, я строгий. Нет, вообще я очень добрый. Честно.
ВЕСЕЛКИН: Да. Но с ними строгий.
МУРОМОВ: Нет, но когда такой заказ!
ВЕСЕЛКИН: Я согласен, Миш.
ВАХИДОВ: Перебор!
ВЕСЕЛКИН: Ну, конечно.
МУРОМОВ: В одно лицо столько! Тем более, я сам-то не пью. Мне "Мальборо", бутылку коньяка. И какого она еще закажет.
КОЛОСОВА: Да чего, какого? "Арарату".
ТИЛЛАВИН: Миш, а кроме того, что она должна не поднимать голос, все-таки вот эту тему давай продолжим.
МУРОМОВ: Да, это ни в коем случае.
СТИЛЛАВИН: И что еще у женщины вы ценили?
МУРОМОВ: Во-первых, чистоплотность. Потому что, например, я жил одно время с мексиканкой…
ВАХИДОВ: Ох, ты!
ВЕСЕЛКИН: Это когда, Миш?
МУРОМОВ: Это когда в кабаке работал, сразу после женитьбы. Но все, вроде, нормально. Но посмотришь в уголочки: сало, плита не убрана, все! Не годится!
ВАХИДОВ: В уголочке, где сало?
СТИЛЛАВИН: В уголочке плиты.
КОЛОСОВА: Ну, не чистюля!
МУРОМОВ: А еще, конечно, нижнее белье. Если что-то не так, чуть-чуть не так…
ВАХИДОВ: Да, согласен. Все. Конечно.
ВЕСЕЛКИН: Гнать поганой метлой.
ВАХИДОВ: Вот у Алексея вечно проблемы такие.
КОЛОСОВА С чем? С салом?
ВЕСЕЛКИН: С ума сошел, что ли? Господи! Встретились два товарищи и вы такие шутки шутите. Господи! Слушайте, но неожиданный разворот-то какой! Давайте дальше, Михаил. После мексиканки.
ВАХИДОВ: Мне очень интересно, знаете, какой вопрос задать? А не считаете, что страну развалили? Вот мы с Сергеем очень часто на эту тему говорим, что отсутствие дефицита, народного ширпотреба этого, джинсов, видеомагнитофонов…
МУРОМОВ: Вообще дефицит он сплачивал, конечно. Сплачивал.
ВЕСЕЛКИН: Тут не подкопаешься никак.
МУРОМОВ: Нет, я вам честно скажу, дефицит сплачивал, гимн сплачивал.
КОЛОСОВА: Успехи спортивные.
МУРОМОВ: Герб, например.
ВЕСЕЛКИН: Хоккей.
МУРОМОВ: Герб. Вот он сплачивал. Вот этот монументальный герб, фасонный был герб, красивый. На трех зданиях только остался сейчас, почти нигде нет. На Министерстве обороны, на Министерстве иностранных дел.
ВЕСЕЛКИН: Да, есть там.
МУРОМОВ: И где-то еще я видел недавно.
КОЛОСОВА: Женщины написали: "Редкий мужчина".
ВЕСЕЛКИН: Редкий. И уже в гости приглашают в Чебоксары.
СТИЛЛАВИН: Миш, мы поговорили о том, что вы достаточно плотно занимались делами – фарцовкой, я так понимаю, связи с "цеховиками".
МУРОМОВ: Но теперь это называется – бизнес.
СТИЛЛАВИН: То есть вы были финансово независимым, я так понимаю, задолго до музыкальной карьеры?
МУРОМОВ: Конечно. Во-первых, я маме помогал. У меня мама зарабатывала 850 рублей. Но я все равно ей помогал, делился с ней доходами. Но поскольку она была "мартышка" по Зодиаку, то она это прощала мне и все время говорила: "Прекрати фарцовку! Прекрати! В институте узнают! Что такое?" А я-то был членом комитета комсомола, главным редактором стенной газеты.
ВЕСЕЛКИН: А фарцовщики обычно такие и были.
СТИЛЛАВИН: Комсомольцы и развалили.
КОЛОСОВА: Самые честные были.
ВАХИДОВ: Один сейчас сидит такой, комсомолец.
МУРОМОВ: Но потом в армии-то я уже вступил в партию. Поэтому уважаемый был человек. Но все равно попался я. Не на том. Меня шуганули милиционеры, в итоге пришлось побить их. Ну, двое с увечьями, а двое стояли, держали моего напарника. Кирилл Кацуман такой был, сейчас живет в Америке.
ВЕСЕЛКИН: За что бились-то?
ВАХИДОВ: Джинсы хотели.
МУРОМОВ: Нет, у меня ничего не было. У меня было только 800 долларов с собой, 400 рублей и две "сейки". И дали все равно, я так повел дело на суде (а тогда даже суд обязательно был)…
ВЕСЕЛКИН: Это какой год, Миш?
МУРОМОВ: Я сейчас скажу …
СТИЛЛАВИН: На обеих руках.
МУРОМОВ: Но дело в том, что статью трактуют неправильно 88-ю. По тому что 88-я предусматривает "нарушение правил обмена валюты", а просто наличие валюты… Хотя за это сажали. Но, тем не менее, я, в общем, так открутил на суде, что судья потом мне говорит: "Тебе бы адвокатом". Но 15 суток дала. Но, по идее-то, мне пятерочка светила легко.
СТИЛЛАВИН: Серьезно?
КОЛОСОВА: И как вы отсидели эти 15 суток?
МУРОМОВ: Легко.
КОЛОСОВА: Как в "Интердевочке" показывают?
СТИЛЛАВИН: С удовольствием.
МУРОМОВ: Во-первых, я рисовал. А генерал тогда был Самохвалов, и я ему нарисовал карту большую. У него была маленькая. Тогда не было больших карт. Я ему по квадратикам перевел и сделал большую карту.
ВЕСЕЛКИН: Это в кабинете, что ли?
МУРОМОВ: Да, да.
СТИЛЛАВИН: Класс! У нас в гостях Джек Лондон.
МУРОМОВ: Он даже мне давал бутерброды от банкетов. Я приносил их в камеру, а в камере было 25 человек. И, в общем, у меня смирно в камере все стояли.
СТИЛЛАВИН: Купил всех.
МУРОМОВ: Но тогда сидели 15 суток без одеял, без ничего. В чем пришел, в том и сиди.
СТИЛЛАВИН: А за что тогда сажали на 15 суток?
МУРОМОВ: В основном это сидели кто? Таксисты, алконавты. Такого уровня, как я с Кириллом, такого не было.
ВЕСЕЛКИН: Редкий гость был, да?
МУРОМОВ: Нет, а почему получилось-то все? Они к нам подошли (это было перед Днем милиции) чистка была. Подошли: документы. Ну, а я сходу, я знаю, что у меня валюта с собой, это я сейчас такой умный, а тогда-то поджилки затряслись, и я по Пушкинской улице наверх. А народ идет из Театра оперетты, из театра Станиславского, из "Ромэна". И народу много, а эти бегут за мной, кукарекают. А Кирилла уже взяли. А я в тупиковый двор забежал, и два бугая заходят, а я в крестовую им как влудил! И все! Остальное потом – тюрьма.
ВАХИДОВ: Отсутствие навигации.
ВЕСЕЛКИН: Да же не хочется о музыке говорить.
ВАХИДОВ: Женщины. Очень интересно про женщин. Вот эта, ставшая уже классикой, история фразы "В СССР секса нет", которая прозвучала во время телемоста Познера и Дана Хи.
СТИЛЛАВИН: Отличались ли девушки от сегодняшних? Я не имею в виду в плане одежды, но вот нравы, они действительно были другие?
МУРОМОВ: Те, с кем я общался, нет.
КОЛОСОВА: Сейчас не коньяк берут, а виски, наверное. И шампанское подороже.
МУРОМОВ: Это не обязательно, они на свое могут купить. Они даже сами купят. Но с тебя бабки примут, конечно. Сейчас же что? Телефон, по вызову. Две тысячи – час. Пожалуйста.
ВЕСЕЛКИН: И будь здоров!
СТИЛЛАВИН: Миш, я читал о тех рацпредложениях, которые вы сделали в свое время. Именно, я так понимаю, в пищевой какой-то индустрии.
МУРОМОВ: Да.
СТИЛЛАВИН: А как вы туда попали?
МУРОМОВ: Хорошо. Не надо перебивать плавную речь. Я просто поступил сначала в Менделеевский институт. Меня родители все время прочили химическое будущее. А потом у мамы в институте мясо-молочном, где она преподавала электротехнику, была заведующей кафедрой, открылось биохимическое отделение. Называлось так вообще, у меня диплом такой: инженер-технолог препаратов из гормонального и ферментативного сырья. То есть это кровезаменители все. И вообще это была закрытая специальность 1017-я, даже нельзя было ездить за границу. Хотя мы ездили за границу в стройотряды. Ну, в такую "куриную" заграницу: Польша, Болгария. А там вот эта биохимия. Потом после диплома (у меня диплом был с научной работой), меня оставили при кафедре. И при кафедре я преподавал, но уже технологию мяса. И в итоге после этой кафедры я пошел, отслужил, опять преподавал немножко, и в лаборатории работал. А потом поступил в аспирантуру, мать велела. Я до 27 лет я шел в коридоре, которые мама нарисовала. Вот единственное отстранение было – это фарцовка. А так я учился хорошо, у меня 4,44 выходной балл. И вот в аспирантуре я сделал эти три прибора, потому что их не было вообще. Даже, например, такой прибор: для изучения старения.
СТИЛЛАВИН: Через кровь?
МУРОМОВ: Нет. Делал сушеное мясо, "сушка в жире " это называлось, у меня такая диссертация – не сможет никто повторить: "Исследования в процессе хранения изменений биохимических свойств мяса, высушенного в жидких теплоносящих средах в условиях вакуума".
ВЕСЕЛКИН: Браво!
МУРОМОВ: Самое смешное, что вообще этот метод он был позаимствован из сушки древесины. Вот древесину можно сушить долго на воздухе, атмосферная сушка, а можно поместить ее, например, в масло в любое, теплоагент. И в условиях вакуума оно может высохнуть за два часа.
СТИЛЛАВИН: Серьезно?
МУРОМОВ: Да. А так пять лет дрова сохнут. Вот оттуда позаимствовали. А, в принципе, эта диссертация – это был госзаказ. Потому что где-то сбили летчика, во Вьетнаме, что ли, и у него были эти банки с этим сушеным мясом , оно в жире, в банках консервных. И диссертация дурацкая была, это из пальца надо было ее высасывать. Это несложно делать. Потом у что все равно мясо, высушенное в жире, пропитывается жиром и оно долго храниться не может. Там же гидролизная порча, все!
ВАХИДОВ: Сколько слов-то! Особенно гистология убила. Потому что только, по-моему, выпускники медицинских институтов знают о наличии такого предмета.
МУРОМОВ: Я могу сказать, что я даже мышке в вену делал укол.
КОЛОСОВА: А как же там найти-то эту вену?
ВЕСЕЛКИН: Специалисты могут.
МУРОМОВ: Вот так!
КОЛОСОВА: Но вот очень много вам приходит СМС-сообщений от наших радиослушателей и вот такое есть (ну, кроме того, что привет из Чебоксар, ото всюду, из Рязани): "Зауважал Михаила, когда он в отличие от многих деятелей эстрады не побоялся слетать в Афганистан с концертами".
МУРОМОВ: Я тебе могу сказать другое, что я никогда не был в Афганистане.
КОЛОСОВА: А почему же тогда люди …
МУРОМОВ: Я вам скажу. Я написал милицейскую песню одну к кинофильму "Боевым орденом награждается". И после этого эта песня попала в Афганистан, потому что там первые пошли звезды-то. И после этого меня вызывали в ЦК партии (не меня, а много композиторов), поэтов там, в том числе Тухманова, Мовсесяна (светлая память). И там нас много было. И я там встал (а все в скафандрах пришли, а я в кожаночке), и мне две медальки: одна афганская, а одна из Королева. И Севрук тогда был зам. по идеологии. И я, значит, сидел-сидел, молчал. А я в красной рубашечке, в кожаночке. Он так смотрел-смотрел (а все перья распускают), а у меня уже афганский цикл был готов, и уже там пели "Афганистан", "Спроси пустыню", "Письмо брату". Он говорит: "А вы-то что, молодой человек, сидите?" Ну, а мне чего тогда было, 35 лет, это еще дояблочный период. По музыке, когда будем говорить, расскажу, что такое памятник. Я говорю: "Вы знаете, если я буду сейчас говорить…" Но меня резали кроваво ото всюду. Единственное, что им не удалось, я уже три картины написал с моей музыкой, пришлось написать "композитор", хотя я не член Союза, а сказать-то нечего. Ну, вот. Я говорю: "Если я буду говорить, то очень душно будет всем людям, кто здесь есть. Здесь, кроме Тухманова и Мовсесяна, – говорю, – ни одного человека приличного нет".
СТИЛЛАВИН: Прямо так?
МУРОМОВ: Да. "Если я буду говорить, это займет 30 минут. Вам охота слушать?" А ему референт так наклоняется и говорит: "Это вот его песни-то поют. Как раз вот он, он!" – Тот говорит: "Ну, так вот, ваши же песни поют, с ними в бой идут!" – Я говорю: "Ну, что, поют ", – я говорю. – Я тут не виноват. Я написал кассеточку, она туда пошла. И все". – "Но это же песня, еще, еще!" Ошанин сидит: "Надо бы воздержаться от скороспелок ". Ну, команда такая: Богословский, Аедоницкий сидит, он так разговаривал. Ну, вот я и высказал все, что думаю. После этого мне удалось снять Кренкель из Музыкальной редакции и Давыденко, просто выбить. Потому что уже было невозможно. Я написал "телегу" в ЦК. Шесть страниц. Конечно, ее, может, особенно не читали, а я кое-что подчеркнул просто. И, видимо, это и прочитали. Ну, так вырезают. Допустим, сегодня эфир уже сняли, смонтировали, в шесть утра приходит Давыденко и режиссер такой Карпов был Серега, он говорит: "Так, Кренкель не хочет, это надо убрать. И мне там подложили другого кого-то". Резать же эту пленку нельзя. И, в общем, я написал. А Лапин уже ушел.
СТИЛЛАВИН: Мы говорим пока что обо всем, кроме музыки.
МУРОМОВ: С музыкой было очень сложно. Потому что, во-первых, я начал писать. Я давно это хотел делать. Я уже делал дома.
СТИЛЛАВИН: А во сколько лет вы научились вот…
МУРОМОВ: Когда Twist again пошел.
СТИЛЛАВИН: Это 60-е?
МУРОМОВ: Это мой восьмой класс. Мне показали восьмерочку на гитаре, и я быстро научился. Поскольку виолончель-то уже была за спиной.
СТИЛЛАВИН: Миш, а вот вы говорили о комиссиях, которые занимались приемкой, отменой. Как вы думаете, оглядываясь на сегодня, на вчера, на позавчера, эти комиссии в целом делали музыку лучше?
МУРОМОВ: Да! Конечно, да. Сейчас чего музыка? Трын-тран-дра-татан-дратана. И все. Музыки нет. Где песни-то? Есть песни, но если медленные. А если ударные песня, то уже, как правило, она скатывается туда. Но просто уж больно кровавые комиссии были. Так было ужасно! А, тем более, когда тебя еще и примут! Если встанешь на этой комиссии и смотришь им всем в глаза, и они не могут сказать, что… Только ножкой притоптывали, а сейчас резать? Как же вы? И вот смотришь: принимают. А с эфира потом срезают. Очень много песен я в 1982 году написал регги "Салют, любимая", я этой песней до сих пор горжусь. Один раз показали, а с повтора сняли. Фестивальные две песни у меня были. Один раз показали, с повторов снимают. А это уже не годится, песня должна пробить голову, она должна раз 10 отзвучать хотя бы.
СТИЛЛАВИН: Миш, а как произошел …, как изменилась жизнь от вот этой как бы такой обычной жизни, грубо говоря, вашей к публичности, к телевидению тому же? Если у вас не было музыкального образования профессионального, корочки не было?
МУРОМОВ: Но корочка по школе-то была. Ноты-то я знаю.
СТИЛЛАВИН: А как вот произошло, что вы пришли и …
МУРОМОВ: Меня уговорил один тоже фарцовщик. "А чего, – говорит, – мы с тобой музыкой не займемся? " А он сам играл.
ВЕСЕЛКИН: Всем занимались, этим еще нет.
МУРОМОВ: Кипа. Кипа.
КОЛОСОВА: Это в каком городе все было? В Москве?
МУРОМОВ: В Москве, в Москве!
ВЕСЕЛКИН: В центре, конечно.
МУРОМОВ: Ну, вот. Он меня уговорил, я купил синтезатор. Хорошего не было магнитофона, и "тембр" у меня был. Ритм-бокс, баслайн. И на этом начали так крапать. Потом уже я купил четырехканальник. Кстати, пресловутые "Яблоки" записаны на четырехканальнике простом.
СТИЛЛАВИН: На бабинном?
МУРОМОВ: Да, да.
ВЕСЕЛКИН: Дома у себя писал?
МУРОМОВ: Нет, в театре. Я в театре Станиславского работал. Мне дали там большую студию. Арчил Гомиашвили помог.
ВЕСЕЛКИН: Это серьезный мужчина.
МУРОМОВ: Да, конечно.
КОЛОСОВА: А как он помог? Как вы вообще вот заводили вот эти знакомства?
МУРОМОВ: Кипа, Анатолий Бальчев.
ВЕСЕЛКИН: Запомните, Виктория.
МУРОМОВ: А кличка – Кипа. И начал я там дело делать, но еще не показывался. Хотя уже сделал музыку к кинофильму. И потом меня резанули с песней "Метелица". Песня-то задушевная такая! Но Лапину не понравилась. У меня тогда не было, столько цепей я не носил, а захлестнулся дождик. И ему показалось, что это крестик. 29 декабря меня с "Огонька" сняли. И больше я на "Огоньке" никогда не был. Там еще и Пугачева мешала, конечно, Юрка Антонов. Просто заряжали, чтобы не было.
СТИЛЛАВИН: То есть внутри-то тоже такая борьба шла?
МУРОМОВ: Конечно.
ВЕСЕЛКИН: Такса-то везде существовала всегда.
МУРОМОВ: Нет, например, у Аллы там просто человек был на зарплате в Музыкальной редакции. Тот Давиденко, которого я и вышиб.
ВЕСЕЛКИН: Который киллер такой музыкальный.
МУРОМОВ: Нет, он – обрезчик. Но он сам хороший композитор. Вот в чем дело-то! Ему ничего нельзя сказать.
ВЕСЕЛКИН: Он и специалист при этом еще, да?
МУРОМОВ: Он композитор настоящий. Но все равно я его вышиб и этим горжусь. Потом музыка театра. Мне помог очень журнал "Театральная жизнь". Я написал примерно музыку к 20 спектаклям, которые поставлены, которые шли, которые до сих пор… Света Врагова, у нее свой театр. Она до сих пор ставит мою музыку и мне даже авторские идут от театральной музыки. А потом пошли уже авторские. Ну, на телевидение удалось как-то пролезать, потому что были молодежные редакции, Московская редакция, так-так, бочком-бочком. Но потом в "Утренней почке" маленько наладил связи. Даже там придумали, что я с Любой Черненко был в близких отношениях. Мы были в близких отношениях, то есть я ее встречал, отвозил, какие-то подарки делал. Без подарков там никак. Ну, вот так получилось.
СТИЛЛАВИН: Миш, а в то время клипы или… Ну, это не были полноценными клипами, но телевизионные вот эти ролики с песнями, их по какой технологии снимали? Артист платил за это или это делали как бы…
МУРОМОВ: Нет. Тогда артист платил в основном редактору.
ВЕСЕЛКИН: За размещение.
МУРОМОВ: Чтоб поставили, да. Вот я с Монастыревым много сделал. Он умер. Очень хороший был человек, интеллигентный. Но вот он делал такие подклиповки, похожие на клип. Но я вообще считаю, что то, что у нас ест клип: она побежала, он побежал, они упали, чайка полетела, они встали мокрые, все видать – это клип называется. К песне это никакого отношения не имеет. Песня, она обязана звучать по радио. Тогда это правдивая. Хай фиделити. То, что у нас называют "хай-фай " «Hi-Fi», это не "хай-фай", а это "хай фи". "Хай фиделити". И поэтому клип – это обертка к плохой конфетке. Вот и все. Нарядная обертка к плохой конфетке. По-другому не могу назвать. Если можешь выступить… Вот я, например, один концерт… Была такая передача "Проминад-концерт", я вживую ее записал, вживую звук записали и вживую все отыграли. Вот это да! Есть песни, допустим, вот эти передачи, где много артистов, та же "Песня года". Ну, конечно, все лезут туда, конечно, тискаются. И, конечно, в определенный момент уже начали просто ставки. А я ни разу не платил, например. Редакторам, когда пробивался, платил. Потому что студию надо было получить. Потому что, если у тебя штампика нет на кассете, то у тебя песню не возьмут эту. Нужно, чтобы была коробочка, на ней штампик, стерео не давали записывать.
СТИЛЛАВИН: Серьезно?
МУРОМОВ: Да. Потому что, если стерео есть, то ты можешь потом пластинку напечатать.
ВЕСЕЛКИН: Да и более продвинуто, пафосно было. Да.
МУРОМОВ: Ну, да. Ну, вот где конфетки, где шампанское, где ресторан.
ВЕСЕЛКИН: Я знаю, даже материал привозили видео.
МУРОМОВ: Тем не менее, я сделал из обычных ВХСников, на ВХСе, с тройным наложением сделал клип, настоящий клип, причем, он по теме, "Сладкий яд" называется.
ВЕСЕЛКИН: Вот он у нас был как раз.
МУРОМОВ: Там сладкие штучки всякие есть.
СТИЛЛАВИН: Миш, а вот банальный, наверное, для тебя вопрос. "Яблоки" уже были созданы без этой перлюстрации, без комиссии, это была уже песня в свободное время написана или ее принимали?
МУРОМОВ: Нет. Я могу сказать, что "Яблоки", Молодежная редакция, такой там Ломакин есть, вот он вырезал ее семь раз, несмотря на то, что…
КОЛОСОВА: А что ему не нравилось, Ломакину?
МУРОМОВ: Что это? Ну, что это за стихи? А стихи-то дементьевские из книжки. Просто взяты из книжки, и все. Придумал куплетик с припевчиком. Все. Вот эти "Яблоки". Коротенькая песенка, между прочим. Просто там итальянская такая рифма, сытное такое все. А если песню не запели за столом, песня жить не будет.
СТИЛЛАВИН: Я думаю, что нам нужно будет взять второй раунд. Миш, спасибо огромное.
Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски
- Все аудио
- 50 оттенков стильного
- 8 марта
- А вот это попробуйте
- Агентство Недвижимости
- Азбука автохимии
- Битва за Сталинград
- Большой тест-драйв
- Брендятина
- В ролях
- В центре внимания
- Внешний фактор
- Война
- Врач народов
- Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
- Всё для победы
- Голубая лента
- Госстрой
- Гости съезжались на дачу
- Гость из будущего
- Гражданская война
- Дамасская сталь
- Дело княжны Таракановой
- Династия М
- Дневник его жены
- Докопались
- Достоевский. 200 ФМ
- Еда как лекарство
- Женщина. Руководство по эксплуатации
- Жизнь глазами
- Жизнь глазами химика
- За веру за Христа
- Забытые вожди Страны Советов
- Зарядка
- Золото "Чёрного принца"
- И пусть весь хайп подождёт
- Именем революции!
- Имя географическое
- Иностранный отдел
- История и болезни
- История машин
- История тайных обществ
- Итоги года
- Как всё началось
- Как заработать миллион?
- Как русская хозяйка в доме мир наводила
- Как сказки в гости ходили
- Как стать русским?
- Кинолюбы
- Конфетки-бараночки
- Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции