Валенки Как в Москве готовятся к празднованию Дня города
Персоны
ТИХОМИРОВ: Павел Каплевич в студии. Здравствуйте, Павел. Как мы рады вас вдеть! Мы поговорим о том, что будет проходить День города, и какая будет театральная программа. Павел, вы знаете, какая большая печаль с Днем города? Чаще всего москвичи и гости столицы говорят об одном: зачем тратить наши народные деньжищи на то, чтобы Прохор Шаляпин пел на Пушкинской площади народные свои танцы-шманцы? Зачем нам нужны эти кавалергарды, и так далее, и тому подобное, когда лучше бы раздали бы народу пенсии побольше.
КАПЛЕВИЧ: Народу и пенсии стараются тоже добавлять. Все должно быть, мне кажется. А день хороший - день города. И если люди придут, порадуются… Мы, во всяком случае, думали о том, чтобы людей удивить в этот день, чтобы у них настроение поднять. Мы старались не делать ничего такого, что испугает. Мы не хотели политических каких-то высказываний. Больше того, даже если где-то в намеке это было, мы даже старались это гасить, потому что сейчас устал народ.
ТИХОМИРОВ: Я телевизор перестал включать.
КАПЛЕВИЧ: Да даже не только телевизор. Вы же все равно Интернет открываете, все равно, эти "Pussy Riot", это как будто бы больше не о чем разговаривать в жизни стало, понимаете? И хочется о чем-то веселом, о чем-то нежном, ласковом, очень даже смешном хочется. Я, например, всегда вспоминаю, как я читал, что когда к Дягилеву приходили люди с какими-то творческими предложениями, он говорил: "Вы что мне рассказываете? Вы меня удивите". И этот принцип для него был самым главным. При выборе того, что мы будем показывать 1-2 сентября на всех площадях, каких только можно, связанное с театральными всякими программами, задача была, конечно, удивить.
ТИХОМИРОВ: Так, чем будете удивлять? И есть ли нам чем удивлять нашу изысканную московскую публику? Как и российскую.
КАПЛЕВИЧ: Вы знаете, у меня все время спрашивают: это для театралов, а что для нормальных среднеарифметических зрителей? Мы все время думали об этом тоже. У нас будет и для самых широких масс, что называется, у нас будут прекрасные класс-концерты, на которые я всех приглашаю. Это то, что никогда не выносилось на широкую публику: Щепкинское училище, Щукинское училище и ГИТТИС показывают свои интимные наблюдения, которые они всегда показывают только для своих товарищей, что называется. И мы из этого собрали целый трехчасовой концерт, который можно будет посмотреть 2 сентября. Это будет на Пушкинской площади. Студенты будут показывать наблюдения. Это отработано, это уже то, с чем они выступают. Мы постарались сделать так, чтобы это стало интересным. Я бы хотел на этот момент обратить внимание очень большое. Это будет в районе 17-18-ти часов. Я больше скажу, у меня есть, так скажем, мой воспитанник - Роман Люлькин. Это бас, это новый бас. Это чудо природы настоящее. Он окончил школу-студию МХАТ, и сейчас у него огромная карьера баса-профундо, которого нет. Бас-профундо встречается один раз на миллионы, у него голос такой. Он простажировался год в Большом театре, сейчас он в Мариинке у Ларисы Гергиевой, и они из него готовят певца вагнеровского репертуара.
ТИХОМИРОВ: Так, хорошо. Значит, с мастер-классом мы разобрались. Это очень на самом деле неожиданно и очень интересно.
КАПЛЕВИЧ: Дальше будет Леша Девотченко, прекраснейший, читать Сашу Черного. Это изумительная программа. Он и поет его, и читает. Это все будет на Пушкинской площади 1 и 2 сентября. Это будет главная театральная площадка. Сурганова будет выступать в "Музеоне" в 19 часов 2 сентября на Крымском валу. С оркестром она будет выступать, естественно, прямо среди памятников. Будет в Камергерском переулке огромная программа с видеонаблюдениями, со всякими музыкальными пародиями, со всякими чтениями, неожиданностями, парадоксами от Марины Брусникиной. Марина Брусникина - это режиссер и актер, педагог по речи школы-студии МХАТ. Она делает, по-моему, каждые полмесяца по премьере во МХАТе, и во МХАТе много ее спектаклей идет, но они такие - литературные спектакли. Она очень чувствует литературу, и она ее чувствует очень современно - она взрывает ее. Вот эти взрывы вы можете посмотреть на Камергерском переулке. Там все перекроют, там все будет хорошо. Так что туда я очень тоже советую пойти и насладиться. По всей Москве будут ездить платформы с актерами-кинозвездами. Ольга Субботина подготовила свою программу, а потом это все соберется тоже в "Музеоне", в парке около Третьяковской галереи новой. Там будут потом нон-стоп чтения различных программ от Театра на Малой Бронной, от Пушкинского театра и театра "Сопричастность", будет очень много высказываний литературных молодых актеров, и очень много кинозвезд будет в этом во всем участвовать. Видите, Департамент культуры Москвы очень сильно помогает, Сбербанк участвует во всем этом очень активно. Так что мы все, что возможно, делаем. И теперь перейдем на Пушкинскую площадь. Значит, я не буду расшифровывать, когда что будет. Может быть, даже это и хорошо, пускай для всех будет неожиданностью, потому что и 1, и 2 сентября в 7 часов вечера будут потрясающие шоу. В одном случае это будут самые популярные мелодии из опер от "Геликон-оперы", будет два часа это происходить. А в другой день, какой - тоже не скажу, будут лучшие мюзиклы мира представлены. Это будет заключительным аккордом, что называется, каждого дня. В одном случае это - "Геликон", в другом случае - мюзиклы. 2 сентября с утра - не в 10 утра, а в 12, в час, в два - будут выступать московские хоры. То есть самые интересные хоры с интереснейшим репертуаром. Потом, в один из дней, я тоже не буду говорить в какой, москвичей ждет встреча с седьмой студией МХАТа: выпускной курс Кирилла Серебреникова будет показывать "Левый концерт".
БАТИНОВА: Хорошее название, да.
ТИХОМИРОВ: Никого не посадят, нет?
КАПЛЕВИЧ: Никого не посадят, это отработанная программа. Там будет музыка от Цоя до Фредди Меркурии. Это спектакль, поставленный Кириллом Серебрянниковым. Вроде бы обещают 1 сентября хорошую погоду. Все приготовлено для того, чтобы разгонять облака, огромные деньги в это приготовлено вложить. Но надеются, что, может быть, не понадобится. Есть прогноз, завтра будет хорошая погода, а насчет послезавтра будем слушать завтра. Но заложены средства для того, чтобы разогнать облака. 64 миллиона, я слышал, заложено на это специально. Но надеюсь, что их сэкономят.
ТИХОМИРОВ: Дорогие друзья, мы продолжаем дальше уже отмечать в нашей студии День города Москвы. Я понимаю, что многие слушатели, которые живут в России, говорят: зачем нам узнавать, как вы будете веселиться, танцевать, и так далее, и тому подобное? Но мне кажется, что это хороший камертон для того, чтобы понять, как в вашем городе за небольшие деньги можно сделать действительно настоящий праздник. У нас в студии находится Павел Каплевич, который гарантирует, что театр и театральная среда не пострадают на этом празднике жизни. И он рассказывает о том, что ждет москвичей и гостей столицы, которые могут совершенно спокойно приехать к нам, в наш город, даже на электричке, пока еще, слава богу. И что они увидят?
БАТИНОВА: Кстати, префектуры новых Троицкого и Ново-Московского АО тоже будут праздновать, новые присоединенные территории.
КАПЛЕВИЧ: Я еще хотел бы обратить внимание, такой у нас будет интересный спектакль, он называется странным способом: "Носитель. Избранное". В Москве живет и здравствует прекрасный артист молодой, достаточно молодой, у меня он работал уже и 20 лет назад, и 15 лет назад во всех моих спектаклях, которые я продюсировал, - и в "Чайке", и в "Федре", - Алексей Юдников. Развивался-развивался и доразвивался до того, что стал типа Гришковца. Но, может быть, в каком-то смысле, так как он изнутри театра, а не от литературы пришел в это во все, может быть, даже более экстравагантный и более эксцентричный, так скажем. Он пересказывает фильмы, которые он видел. И это настоящее чудо! И это, я прямо даже специально скажу, когда это будет, это будет 1 сентября на Пушкинской площади. Спектакль будет называться "Носитель. Избранное" и Леша Юдников. Он будет рассказывать интерпретацию фильма "Я шагаю по Москве". Но я слышал блестящий его пересказ фильма "Человек-амфибия", я попросил, чтобы он плавно перетек в "Человека-амфибию". Потому что его попросили сделать это, и он будет делать "Я шагаю по Москве". Короче, он экстравагантнейший. Потом, я хочу сказать, - кабаре Людмилы Петрушевской. Великий писатель, великий художник. Вы знаете, что она прекрасный художник?
ТИХОМИРОВ: А еще великая мать.
КАПЛЕВИЧ: Великая мать великих детей. Вы знаете, все ее трое детей имеют огромный успех во всех областях деятельности.
БАТИНОВА: Она сама - такое обаяние, конечно.
КАПЛЕВИЧ: Но она пишет музыку. И она пишет стихи на эту музыку. И это будет потрясающий концерт, называться это будет: "Кабаре Петрушевской: "Дорогие мои москвичи". Потому что одна из песен, с которой она начала свою карьеру сольного исполнителя, была "Дорогие мои москвичи". Сольное выступление знаменитой поэтессы и певицы, лауреата многочисленных премий Людмилы Стефановны Петрушевской. "Левый концерт" - это я вам сказал. И я попрошу обратить на это внимание очень активно. Это как раз бесплатно все пойдет. Я еще хочу сказать, что концерт "Московский бродвей", который будет происходить на той же Пушкинской площади, разделен у нас. Там будет группа из Театра мюзикла, они начнут работать в 21 час 1 сентября. Это будет "Времена не выбирают", номера из этого мюзикла, где будет участвовать и Максим Леонидов, и Валерия Ланская. Не будет Шифрина. А до этого с 18:45 будет попурри из самых громких мюзиклов Москвы: из "Кэт", "Мама-Миа", "Красавица и Чудовище", "Зорро", "Звуки музыки", даже из "Русалочки", из нового мюзикла, который будет выпущен в октябре только. И там будут участвовать Катя Гусева, Витя Добронравов, Елизавета Арзамасова, Анастасия Стоцкая, Наталья Быстрова и другие.
ТИХОМИРОВ: Павел, скажи мне, а что же будет делать огромное количество коллективов, которые раньше выступали на Дне города? Которых я никогда не знал, но вдруг они надевали свои бархатные платья и истошными голосами…
КАПЛЕВИЧ: Я же вам сказал: хоры будут 2 сентября, будьте любезны… Эта программа у нас называется: "Москва, поющая хором". Капелла Вадима Судакова, Людмилы Рюминой, Московский камерный хор Владимира Минина, мужской камерный хор под руководством Валерия Рыбина и ансамбль "Благовест". И все это можно будет с 12 часов 2 сентября до трех часов послушать на Пушкинской площади.
ТИХОМИРОВ: Павел, а ведь они будут петь живьем, а не под фонограмму?
КАПЛЕВИЧ: Они будут петь живьем, не под фонограмму, представляешь? А потом начнется марафон класс-концерта 2 сентября, огромный марафон. Там будет впервые участвовать Международный славянский институт, тоже со своими класс-концертами. Щукинские, щепкинские ребята и из ГИТИСа (РАТИ), плюс Международный славянский институт.
ТИХОМИРОВ: Скажи, пожалуйста, может быть, как раз на День города не посадить ли нам где-нибудь приемную комиссию в уголке, чтобы тем талантам, которые не успели поступить в театральный вуз, был бы шанс на День города?
КАПЛЕВИЧ: Знаешь что, Вадим, давай я тебя посажу, и ты будешь там сидеть и что-то такое осуществлять… С удовольствием. Это очень тяжелая работа, кстати. Если еще мы понимаем, что студенты начинают учиться только 1 сентября, а нам нужно было собирать эту программу весь август. В Москве никого нет, руководителей нет, училища все в отпусках.
ТИХОМИРОВ: Общежития пустые, да.
КАПЛЕВИЧ: Общежития пустые. И все-таки мои ребята, огромная команда, и Коля Гришин этим всем руководил, мой партнер и директор моей компании, он это все организовывал и поднял просто невозможное.
ТИХОМИРОВ: Павел, а я думаю: а зачем тебе все это надо? У тебя есть бизнес, у тебя есть спектакли, проекты, и вдруг…
КАПЛЕВИЧ: Я считал, так получалось, что я уезжал, мои работники оставались, а меня не было довольно долго, и я подумал: я уеду, а они будут здесь сидеть? Пускай поработают. А потом, есть огромные возможности. А потом, мне нравится, как работает Департамент культуры в сегодняшней ситуации. И мне хотелось, чтобы они посмотрели, как работают мои ребята.
ТИХОМИРОВ: А кстати, если говорить о театре так уже серьезно, почему для нас театр прекратил быть настоящим искусством?..
КАПЛЕВИЧ: Это для вас например, Вадим. Приходите, есть прекрасные спектакли, практически во всех театрах есть прекрасные спектакли. И интереснейшие работы Театра наций, я считаю, Жени Миронова. Есть замечательные спектакли во МХАТе, в "Современнике". Галина Борисовна делает феноменальные открытия новых режиссеров, новых имен драматургов, актеров очень много новых. Как она оживляет старые свои спектакли, пойдите, посмотрите. "Пигмалион" сейчас уже играет Сережа Маковецкий с Аленой Бабенко, вместо Лены Яковлевой и Валентина Иосифовича Гафта. Кстати, к сожалению, от нас ушел вчера Игорь Кваша, Игорь Владимирович, чудеснейший совершенно человек. И как жалко, как жалко… Это - целое поколение, это же основатель "Современника". На самом деле он давно болел, все это было известно, мы были на гастролях в Лондоне, и было тяжело. Царство ему небесное!
ТИХОМИРОВ: Да, царство небесное. И все-таки, Павел, почему все-таки театр не является сейчас трендом, не является таким знаменем?
КАПЛЕВИЧ: Неправда, неправда! Вы просто здесь сидите, вы даже не знаете, что на улице солнце. В театр не попасть!
ТИХОМИРОВ: Какое солнце? Вон мониторы, нет солнца!
КАПЛЕВИЧ: Как? Солнце есть, пожалуйста. Это у вас и мониторы плохо показывают! У нас солнце, а у вас даже мониторы плохо показывают. Ничего подобного. В театры ходят. На спектакли Кирилла Серебренникова не попасть. Я думаю, что с приходом Олега Меньшикова и в Театр Ермоловой будет не попасть. И я думаю, что все совсем неплохо, все совсем неплохо.
БАТИНОВА: В этот день, в День Москвы, в День города, выйдут не только театры, но и кинотеатры, и галереи, и музеи, да? Все выходят в город. Чем мне нравится эта фишка, что люди все могут увидеть.
КАПЛЕВИЧ: Мне очень понравилось, мне даже нравится, как сделали лого какое. Вы видели, да? Эрик Булатов сделал: "Лучший город земли". Да-да, очень классно, очень классно сделал. Посмотрите, это очень интересно. Видно, что это очень талантливый человек сделал.
ТИХОМИРОВ: Павел, возвращаясь к нашей театральной жизни, я понимаю, что ты очень успешный продюсер, ты человек, скажем, с чутьем.
КАПЛЕВИЧ: Я не очень успешный. Я, к сожалению, не очень успешный продюсер. Я хорошо продюсирую только там, где денег нет. Как только начинаю целью ставить зарабатывание - все, сразу заканчиваются все мои таланты. Дягилев тоже в нищенстве закончил свою жизнь. В общем, кроме писем Пушкина к Наталье Николаевне, которые он выкупил все, у него ничего не осталось. Литература, книги он покупал старинные, у него была первая книга в России изданная. Он ведь под самый конец жизни коллекционером стал, он стал коллекционировать книги и письма. И ему посчастливилось, он выкупил почти всю переписку Пушкина к Наталье Николаевне, которая была увезена потомками Ланских. Ничего у него не было, долги сплошные, и хоронили его на деньги Коко Шанель.
ТИХОМИРОВ: Павел, у тебя действительно необыкновенное чутье на театральную жизнь, на то, что будет интересно или не интересно, а что будет с нашим театром российским?
КАПЛЕВИЧ: Понимаешь, дело в том, что все-таки как-то, мне кажется, это естественным способом будет как-то меняться. Потому что люди, которые делали репертуарный театр в России, уходят, и ничего ты с этим не поделаешь. Приходят другие люди. Если это талантливые люди, они говорят, как, например, говорит Олег Меньшиков: я против репертуарного театра, но раз уж я в ситуации репертуарного театра существую, я буду как-то это учитывать. То есть это будет какое-то плавное размывание ситуации. Я лично езжу премьеры Кирилла смотреть за границей. Я смотрел, скажем, "Мертвые души" три раза, его спектакль, в Риге он поставил, потрясающий. Кстати, который там получил первую премию - "Лучший спектакль года в Латвии". И интересно, что Кирилл Серебрянников получил еще отдельную премию свою индивидуальную как лучший художник по костюмам. А сейчас, дай бог ему здоровья, сегодня открывается Венецианский фестиваль, где он в главном конкурсе представлен со своим фильмом. Я видел фильм "Измена", да, видел, очень хороший фильм.
ТИХОМИРОВ: Павел, спасибо вам большое. Мы знаем теперь, куда нам идти. Пушкинская площадь, я там занимаю место в первом ряду.
КАПЛЕВИЧ: Да, хорошо, хорошо. Будьте здоровы! Пока.
Валенки. Все выпуски
- Все аудио
- Доктор Хаос
- Естественный отбор
- Любимец публики
- НИИ им. Батиновой и Тихомирова
- Толковый словарь