Сергей Стиллавин и его друзья О Дне города в Москве

29 августа 2013, 09:00

Персоны

 

СТИЛЛАВИН: Сегодня у нас специальный эфир, потому что приближается начало осени. Как-то так получилось, что наши люди строили, закладывали города поначалу осени, и День города у нас в Москве совсем скоро, 7-го числа. Сегодня у нас в гостях человек, с которым не первый раз встречаемся в эфире, один из тех, наверное, не сочтите за комплимент, один из тех людей, которые реально меняют ситуацию, о которых и мы, и, я думаю, вы можете сказать, по крайней мере те, кто бывает в Москве или живет в Москве, что они действительно меняют ситуацию к лучшему в тех вещах, которыми занимаются. Сергей Александрович Капков у нас сегодня в гостях. Сергей Александрович, доброе утро.

КАПКОВ: Доброе утро.

СТИЛЛАВИН: Рады вас видеть.

КАПКОВ: Я тоже.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович является исполняющим обязанности руководителя департамента культуры города Москвы. Ну, когда говорим Капков, то сразу вспоминается наш проект выездных студий, в прошлом году наша студия была в парке Горького, и Сергей Александрович, до сих пор не могу забыть, угостил коробкой фирменного мороженого из парка Горького, вкусного. Он занимается не только парками, но и в целом культурой, поэтому вопросы есть, вопросы решать будем. Сергей Александрович пришел не с пустыми руками, с журналом, который описывает те события, которые будут на Дне города в Москве, мы о них обязательно тоже поговорим. Сергей Александрович, хочется прежде всего прояснить вопрос, который как-то в памяти до сих пор. Был разговор о смене приветствия на вокзалах города Москвы, когда уже поднадоевший трек Олега Газманова «Москва, звонят колокола» вы предлагали заменить на какой-то другой, но РЖД почему-то не пошло навстречу. От вас как от первоисточника узнаем, правильно журналисты написали или вранье?

КАПКОВ: Журналисты написали правильно, как всегда. Мы вышли с инициативой на «Российские железные дороги», с просьбой обсудить с москвичами, обсудить с пассажирами, какая песня должна встречать москвичей и гостей столицы, когда они либо приезжают, либо возвращаются в Москву. Ну, мы получили ответ, что и так хорошая песня. Но мы продолжаем, мы надеемся, потому что у нас уже есть 1,5 тысячи подписей за то, чтобы просто хотя бы обсудить или убрать эту песню и дальше начать хотя бы обсуждать, какая песня могла бы быть вместо.

ВАХИДОВ: Нет, ну люди в РЖД, они старообрядцы.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, 7-го числа действительно День города, дата не круглая, 866 лет. Может быть, начнем с такого вопроса глобального, а потом к конкретным событиям, которые ожидают людей 7 сентября в Москве. Понятно, что у людей, которым нравится бывать в парках, перестроенных, сделанных для людей действительно, где сегодня чисто, красиво, есть программы, - это и парк Горького, и Сокольники, и другие, - у культурных людей, которым негде было отдохнуть, у них появилась такая возможность. Я про других людей. Как Москва собирается перевоспитывать тех, для кого семки и рюмочные были составляющими досуга? Потому что культура, мне кажется, состоит из двух вещей: первое, дать возможность культурно отдыхать тем, кто хочет культурно отдыхать, во-вторых, заставить культурно отдыхать тех, кто культурно отдыхать не умеет с детства. Вот как окультуривать людей именно?

КАПКОВ: Ну, в парке это самое легкое - окультуривать людей, потому что у парка есть периметр и большое количество сотрудников службы безопасности, когда, если люди ведут себя не по правилам парка, мы просто просим людей покинуть территорию.

СТИЛЛАВИН: А много таких, которые…

КАПКОВ: Сейчас уже намного меньше, но первый год, конечно, всегда тяжело, в любом парке, какой бы вы ни брали. Потому что любое общественное пространство сначала заполняется маргиналами, давайте так назовем.

СТИЛЛАВИН: А вот какие преступления, грубо говоря, совершали те пациенты?

КАПКОВ: Ну, как правило, вот эти все преступления связаны с крепким алкоголем. Сначала люди крепко выпивают, а потом им хочется уже «культурно» отдохнуть, так, как они это понимают. Ну, подраться или нырнуть в фонтан.

СТИЛЛАВИН: Сегодня уже парк лишился этой экзотики, да?

КАПКОВ: Ну почему, есть же еще ВДНХ.

ВАХИДОВ: Есть еще десантники, есть за что бороться.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, давайте тогда приступим к программе 7 сентября, в День города что будет в Москве?

КАПКОВ: Вы правильно сказали, Сергей, что во всех регионах фактически в начале сентября празднуется День города, это достаточно такой условный праздник, потому что в Москве много есть и других заметных праздников или больших исторических дат. Все-таки День города мы в этом году хотим провести как такой фестиваль, или финал фестиваля, «Всё лучшее за лето». У нас летом было много различных мероприятий, начиная от спортивных, которые мы делали вместе с радио «Маяк» - фестиваль пинг-понга и настольного тенниса, - также у нас были различные конкурсы среди не профессиональных артистов, а жителей города, также традиционно у нас большие мероприятия связаны с выступлением артистов, с выступлением наших лучших поваров города Москвы, когда они представляют, что они могут, чем могут угостить, связаны с детскими праздниками. Поэтому у нас нет - как не было в прошлом году, так нет и в этом - центральной площадки. У нас в каждом округе, в каждой префектуре и, конечно же, в центре города, на пешеходных маршрутах, на Тверской улице, во всех парках свои индивидуальные площадки.

СТИЛЛАВИН: А на Тверской будет традиционный парад, трибуны, где официальные лица будут приветствовать? Самовары, чайники, вот это всё?

КАПКОВ: Нет, такого не было уже и в прошлом году. Мэр города это всё отменил. У нас есть традиционные мероприятия на Красной площади для заслуженных людей города, 7,5 тысячи человек мы туда приглашаем. Это формально открытие Дня города, оно начинается в 12 часов, и с 13 часов по Тверской у нас пройдет парад всех военных оркестров, участвующих в фестивале «Спасская башня», который начинается 1 сентября, и потом эти все оркестры разъедутся по паркам, где они будут выступать уже в течение дня. Ну, фактически это всё будет связано с музыкой, с концертной программой. И что будет нового в этом году, но уже становится традиционным, это то, что на каждом бульваре города Москвы, на Бульварном кольце будет своя активность, и соответственно будет так называемый стол длиной в бульвар. То есть вы можете пройти всё Бульварное кольцо, и на каждом бульваре будут специфичные…

СТИЛЛАВИН: Отведать?

КАПКОВ: Ну, где-то это будет книжная ярмарка и лекторий, где-то это будет бульвар художников так называемый, но везде будет музыка, везде будет общепит, везде будет какая-то интерактивность.

МИТРОФАНОВА: А перекрытие дорог будет отдельное?

КАПКОВ: Перекрытия дорог фактически не будет, потому что наша задача… да здесь же вопрос, что День города все-таки должен быть такой более интеллигентный праздник. Нам хочется, чтобы люди в шаговой доступности дошли.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, вот опять упоминаете это больное для нашей истории слово «интеллигенция», и мы понимаем, что и парк Горького - это такое интеллигентское место для развлечений. Но все-таки хотелось бы вспомнить про пролетариев, как же рабочему-то человеку отдохнуть?.. Вот вы сказали о том, что активности не будут локализованы в одном месте где-то, праздник пройдет без парада, без этих платформ сумасшедших. А вот общая атмосфера праздника Дня города? К чему стремятся сегодня под вашим руководством в Москве, к какой атмосфере? Мы вот с товарищем Вахидовым снимали одну из серий «Большого тест-драйва», нашей программы на «России-2», на озере Балатон, и там есть променад. И я поразился - вроде венгры недалеко ушли от нас, тоже социалисты, пытались строить под нашим руководством, многое удалось, и просто поразила культура: бульвар вдоль озера, и стоят ларьки с белым вином, а у них же культура виноделия, и люди пьют. Я видел объемы выпитого, это чрезмерные объемы, но они вели себя прилично, и атмосфера при этом была очень дружественная и мирная. Будем ли мы приучать наш народ в рамках культуры - а ведь алкоголизм это часть культуры нашей - выпивать интеллигентно, чтобы у нас на улицах происходило ну не братание, но, по крайней мере, была очень теплая атмосфера?

КАПКОВ: Ну, мне кажется, что все-таки у нас другая алкогольная культура, и если мы будем угощать нашим традиционным напитком, то люди смогут пройтись, но недалеко. А то, что касается приучения, правил и к чему стремится город - город стремится, чтобы он был дружелюбным. Дружелюбный - это разделение свобод между автомобилистами и пешеходами, уважение между пешеходами и велосипедистами, поэтому появляются пешеходные маршруты, появляются велодорожки, появляются парки, вообще появилось такое понятие, как общественное пространство. И чем больше этого будет (вы же сами говорите – променад), тем больше ощущение, что вы находитесь в европейском безопасном чистом городе.

СТИЛЛАВИН: Потому что среди людей, которые работают, живут в Москве, не секрет, что многие приехали в какие-то последние годы, 10, 15, 20 лет назад, большинство приехало, самая большая претензия к Москве - это что мне в Москве, суммирую мнение, тяжело, здесь надо только работать. Потому что это сумасшедший город, движение, общее такое движение, оно помогает решать вопросы…

КАПКОВ: Москва - это город карьеристов, это правда. То есть это приехавшие из разных регионов люди, это большие пассионарии, они приехали как бы, у них это - пик карьеры. Это видно по любой картине города объективно. Мы проводили большое исследование, наш департамент проводил. Появились вещи, не связанные с русской традиционной культурой - кальяны, караоке…

МИТРОФАНОВА: Чайхана номер один.

КАПКОВ: Есть и номер два, и номер три, я понимаю, что не стоит их рекламировать. И соответственно это как произошло? Люди, которые первый раз выехали за границу за красивой жизнью, ну, на постсоветском пространстве, они выехали в понятные страны - Турцию, Египет, и там это их формат отдыха, культуры: кальяны, чай, кофе. И вернувшись в Россию, приехавши в Москву, они требуют этот сервис у бизнеса. А бизнес, как быстро реагирующий на любые требования, он быстро это предоставляет.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, очень важный вопрос, наверное, к вам именно как к руководителю, хотя бы даже и исполняющему обязанности, департамента культуры. Насколько Москва сегодня ощущает себя мультикультурным, мультинациональным городом? Это очень волнует людей. Не могу не задать этот вопрос, потому что, помню, устроил для себя лично и для дочки гуляние в прошлые новогодние каникулы на Красной площади. Извините меня, там нет поля культурного отдыха, там монокультурный отдых приезжих. Вот Красная площадь в выходные дни, в новогодние праздники вся заполнена приезжими. Не знаю, есть ли у них регистрация и готовится ли для них место в специальных поселениях для отправки на родину, но тем не менее. Вот как Москва себя позиционирует сегодня в плане этой русскости, поликультурности - чего хотим в итоге?

КАПКОВ: Москва, конечно же, поликультурный город, но Москва пока не ответила себе на вопрос, что такое поликультурность. Это опять я отталкиваюсь от примера, что должны быть правила поведения в городе Москве, потому что это большой мегаполис. Если мы уважаем чью-то культуру, мы просим уважать наши правила, по которым жили здесь мы, наши родители, дедушки, бабушки, наши предки 800 лет. Поэтому, когда эти правила есть… И Нью-Йорк - монокультурный город, но там есть определенные правила поведения, там также живут мусульмане, которые по-другому как-то свои религиозные обычаи исполняют, у них такие же праздники, там живет много других людей. Также Берлин с 2 миллионами турок, которые живут на территории Германии, как-то тоже вписываются. Нам надо просто определить эти правила, самим по ним жить.

СТИЛЛАВИН: Это чья задача выработать вот эти условия?

КАПКОВ: Это задача города, это задача СМИ, это задача общественных организаций. Но здесь главная задача - нулевая толерантность со стороны правоохранительных органов, если люди не живут по нашим правилам. Как объяснить задачу? Эти правила сформулированы у каждого из нас внутри.

СТИЛЛАВИН: Но у них они тоже сформулированы.

КАПКОВ: Мы - представители европейской цивилизации, нас так воспитали, мы определенные вещи не делаем. Мы, может быть, и рады, но как-то в нашу культуру это не попадает - стрелять на свадьбах или негативно высказываться в адрес девушки в короткой юбке. Правила есть. Здесь вопрос, что милиция, полиция сейчас называется, должна моментально реагировать на такие нарушения, СМИ должны очень ярко это освещать, для того чтобы, как говорят, неповадно было.

МИТРОФАНОВА: И прямо департамент культуры тоже в этом задействован?

КАПКОВ: В этом задействованы все. Это не только департамент культуры, в этом, поверьте мне, и радио «Маяк» задействовано.

СТИЛЛАВИН: И ты, Маргарита Михайловна Митрофанова, задействована.

ВАХИДОВ: Сергей Александрович, пару лет назад парк Горького стал таким локомотивом, с которого начались глобальные изменения, и проще всего было именно на парке Горького показать, чтобы каждый человек…

КАПКОВ: Те правила, конечно.

ВАХИДОВ: И все почувствовали. А будут еще помимо этого парка глобальные проекты, которые действительно способны каждому москвичу или человеку, который живет в Москве, зарабатывает здесь деньги, показать, что город меняется? Дорожки вот появились, да, за дорожки спасибо, сам катаюсь каждый день по 17-20 километров.

КАПКОВ: Такси появилось, это важная вещь.

ВАХИДОВ: Такси появилось. Вот что еще? Какие глобальные проекты, которые действительно будут показывать москвичу, что город меняется? Платные парковки в центре Москвы…

СТИЛЛАВИН: Может быть, проводились какие-то исследования на эту тему: где те вещи, которые надо менять в первую очередь?

КАПКОВ: Это общественный транспорт, огромными темпами строится метро, такое метро не строится такими темпами ни в одной стране мира, реформа общественного транспорта, появление, правда, такси, велодорожек, появление пешеходных зон. Появление новых домов культуры, то, что мы делаем, изменение содержания библиотек - они становятся уже такими московскими городскими гостиными.

СТИЛЛАВИН: Сегодня мы говорим о Дне города, судя по вашим сообщениям, на зависть другим регионам, где нет парка Горького. Я, Сергей Александрович, прокомментирую ситуацию, с которой когда-то давно познакомился в Омске, город - мать городов русских…

КАПКОВ: Там Достоевский сидел.

СТИЛЛАВИН: Вынашивал планы. И я помню, в какую безудержную тоску привела меня надпись на одном из местных стадионов, где было огромными буквами написано безапелляционно: «Омск - судьба моя». Конечно, таких надписей в Москве нет, понятное дело. Сергей Александрович, приходится ли смотреть на какой-то, может быть, опыт интересный в регионах? Почему спрашиваю об этом, потому что очень радует хождение хорошей кухни в регионы. Мы много путешествуем по стране, снимаем передачи, еще бываем по каким-то делам, и, например, такие города, как Челябинск, как Нижний Новгород, Ростов, где бывали в этом году буквально, просто радуют тем, что хорошая кухня, не московская сетевая, а именно хорошая, с оригинальным дизайном, с отличными блюдами, приходит в регионы. Регионы начинают жить лучше, это видно. Есть ли у них что-то такое, что Москва - мы же знаем, как устроена Москва, у нас даже улицы называются как те, грубо говоря, направления, откуда можно попасть в регионы: Хабаровская там, еще другие, - есть что-то, чему можно учиться в стране нашей? Не только оглядываясь, грубо говоря, на Нью-Йорк. Чего Нью-Йорк? Там дороги отвратные, кстати, передайте комплимент дорожному хозяйству, там это просто минус.

МИТРОФАНОВА: Плиткой уложим всё.

КАПКОВ: В Нью-Йорке тоже много плитки. Мы можем обращаться за опытом разных городов. Мне кажется, что в летний период, но мы сейчас выправляем ситуацию, регионы живут интересней, потому что больше шансов выехать на озеро, выехать на природу, все российские города в основном построены на водоемах, на реках, поэтому есть такая определенная жизнь, везде есть променад. Ну вот мы пытаемся и в городе также это делать. Почему локальная кухня в регионах интересней - я сам тоже много езжу по России, - потому что есть локальное сельское хозяйство, какое-никакое, но оно есть, есть локальные продукты, есть из чего соответственно готовить. А из чего готовить в Москве, если нет сельского хозяйства, только Москва как потребитель?

СТИЛЛАВИН: Кстати, Сергей Александрович, я понимаю, не ваша епархия, но не могу не сказать. Жалуются люди на то, что в Подмосковье ближайшем, а уже и не только в ближайшем, сельхозугодья, где могли бы пастись те бычки, которыми можно снабдить московские оригинальные рестораны хорошие, все застраиваются дачами, коттеджами. То есть уходит всё дальше и дальше сельское хозяйство от Москвы. И москвичи же как живут? Пять дней здесь, два дня там, полдня едут туда-сюда. Мы собираемся заманить дачников на День города 7 сентября, или опять укатят?

КАПКОВ: Дело в том, что молодые и активные, те, кому в понедельник на работу, те обязательно приедут, а пенсионеры, так они, мы знаем, и живут там просто до первых холодов. Мы же никого не заманиваем, у нас нет задачи - приходите все, мы раскрылись. Мы просто показываем лучшие моменты за лето. Это и проспект Сахарова, который мы перекрываем, единственное место - но там только офисы, и мы не нарушаем движение, - где будет концертная программа, это и парки города, это и шоу на Поклонной горе, это и фейерверк в 22.45 7-го числа именно на десяти площадках, а не на одной, как раньше, чтобы фактически в каждом округе, в каждой префектуре вы видели тот фейерверк, который мы делаем.

МИТРОФАНОВА: А для детей маленьких?

КАПКОВ: Все программы, которые я рассказываю, везде есть отдельное детское направление, также есть отдельное направление для людей старшего поколения.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, иностранцам будет интересно у нас, весело? Вы сказали, что очень важно, чтобы эти праздники были наполнены атмосферой добродушия и безопасности, это очень важно.

КАПКОВ: Ну, в День города, как правило, с учетом такого количества полиции, которая задействована тоже, всегда безопасно, у нас никаких конфликтов даже нет. Все-таки люди приходят с праздничным настроением.

СТИЛЛАВИН: А что касается, вот мы упомянули, домов культуры? Очень советская история - Дом культуры, а с чем сейчас ассоциируется - Стас Михайлов в Доме культуры Подольска.

КАПКОВ: Это все Подмосковье.

СТИЛЛАВИН: Нет, я имею в виду, под Домом культуры понимается площадка какая-то. Когда-то давно при домах культуры были киностудии, хоры, кружки какие-то, не знаю, рукоделия. Чем сейчас будет новый Дом культуры Москвы, вот что это такое?

КАПКОВ: Мы их как-то (потому что мне кажется, что от названия тоже многое зависит), мы формально их сейчас называем Дома новой культуры - ДНК, это по идее тот же самый советский принцип, просто у нас нет идеологии, и наша задача, чтобы количество секций, кружков, дискуссионных клубов, кинопоказов было таким интересным и в таком объеме, чтобы и вам, и вашим родителям, и вашим детям было интересно. Здесь просто грамотный график выстроить необходимо, пригласить людей не за зарплату, а людей, которые искренне этим занимаются, которые как бы неформалы от культуры, которые могут что-то там делать, платить им уже за это деньги, и тогда получается уже интересный культурный…

СТИЛЛАВИН: Очень важное выражение - дискуссионный клуб. Сегодня же дискуссионным клубом стал Интернет целиком. Вот это такой большой дискуссионный клуб.

КАПКОВ: Все-таки Интернет это же тоже форма общения, людям в большом городе и в любом городе не хватает общения. Людей надо как-то на эту тему собирать, поэтому мы делаем кинотеатры, мы делаем центры различного документального кино тоже, чтобы люди могли посмотреть фильм, потом подискутировать, поговорить, познакомиться. Мы делаем лектории, чтобы пришел какой-то интересный лектор и потом в форме вопроса-ответа… По большому счету мы даже и «Ночь в музее» делаем только для того, чтобы люди общались.

МИТРОФАНОВА: А откуда обо всех этих движениях и инициативах можно узнать? На каком-то специальном сайте?

КАПКОВ: Нет никакого специального сайта, и он нам не нужен. Есть традиционные сайты, которые дают афишу, что происходит в городе, лучше смотреть там. Мы находимся в конкуренции за свободное время жителя, мы конкурируем и с шашлыком, и с поездкой на дачу.

СТИЛЛАВИН: С мегамоллами, где люди целыми сутками сидят.

КАПКОВ: С мегамоллами, с сериалом по телевизору. Поэтому наша задача везде придти.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, а что мерило вот этой конкурентной борьбы? То есть победитель что получает? Мегамолл получает продажи.

КАПКОВ: А мы получаем посетителя, мы получаем зрителя и получаем… знаете, есть такое понятие: экономика счастья. Вот мы его пытаемся создать. Вы понимаете, что в Таиланде по соцопросам люди считают себя самыми счастливыми в мире.

МИТРОФАНОВА: У них погода хорошая.

КАПКОВ: Это для вас, а им всегда жарко.

СТИЛЛАВИН: А есть составляющие этого счастья, с их точки зрения?

КАПКОВ: Ну конечно, это ощущение себя. Не то что, как вы рассказываете и большинство моих знакомых говорят: я в Москве работаю, но мне некомфортно, я здесь только зарабатываю, а трачу либо в Европе, либо езжу в Ковров, показываю, какой я крутой из Коврова, каким я стал.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, вопрос важный. Очень многие женщины, я вот сейчас передаю наказ, можно сказать, избирательниц… Нет, серьезно, очень большой вопрос, и получаю регулярно сообщения, поскольку мы эти темы обсуждаем, это актуально сегодня для взрослых людей…

КАПКОВ: Как выйти замуж?

СТИЛЛАВИН: Да, которые приехали как карьеристы, они пахали-пахали, в 35 вдруг - нету ничего. И жалуются, что сегодня, кроме как в Интернете какие-то ресурсы, вот такой площадки для людей, которые хотят познакомиться, ее физически нет.

КАПКОВ: Да их полно.

ВАХИДОВ: Я вам могу обозначить несколько площадок, вы просто из Бутова не выезжаете, я понимаю, тяжело доехать до центра Москвы.

СТИЛЛАВИН: Не мне скажи, скажи тем женщинам.

ВАХИДОВ: Пожалуйста, набережная, Нескучный сад, парк Горького. Слушайте, я вот каждый вечер катаюсь 17 километров, вы не представляете, какое количество женщин…

СТИЛЛАВИН: Хотят с вами познакомиться, а еще больше мужчин, я понимаю.

ВАХИДОВ: Вы просто поезжайте на набережную, на Воробьевы горы и посмотрите, какое количество одиноких прекрасных, красивых женщин.

СТИЛЛАВИН: И что, они так одинокими и уходят?

ВАХИДОВ: Почему уходят?

СТИЛЛАВИН: Вот в Питере в 90-е годы на Невском было кафе, где на каждом столике стоял телефон, допустим, и номера у столиков, и люди могли позвонить. Потому что и женщине достойной, и мужчине трудно просто на улице где-то, на открытом воздухе подходить друг к другу. А вдруг она не хочет знакомиться? Это же не ребята, которые с пистолетами ездят, мы же не будем приставать друг к другу: эй, давай, иди сюда, познакомимся! Это же не наша культура, вот в этом смысле. В рамках желаемой толерантности и желаемой культуры создать условия, чтобы люди переставали чувствовать одиночество личное.

КАПКОВ: А почему в театре невозможно познакомиться?

СТИЛЛАВИН: А потому что в театре все парами ходят. Ну посмотрите, муж напивается, жена смотрит, вот и всё, вот что такое театр.

КАПКОВ: Поэтому надо ходить на выставки, это правда. Вот мы проводим акцию «Ночь в музее», у нас посещает ее, первый раз посетило 800 тысяч человек, последний раз посетило 1 миллион 300 тысяч, и люди не боятся ни очередей, потому что все равно есть очередь в музей, потому что они стоят, знакомятся, общаются. Я еще когда работал в парке Горького, я же говорил, что мы конкурируем с мегамоллами, и мне хочется, чтобы через 20 лет родители говорили своему ребенку: мы с твоим папой (с твоей мамой) познакомились в парке Горького. То есть это задача такая, поэтому надо участвовать в активной жизни города. Если вы участвуете, там и познакомитесь, на футболе люди знакомятся.

ВАХИДОВ: Парк Горького точно эту задачу выполнил, потому что то количество людей – сколько сегодня, несколько сотен тысяч человек, правильно?..

КАПКОВ: В выходной день проходит, да.

ВАХИДОВ: Там не протолкнуться, его мало.

СТИЛЛАВИН: Не протолкнуться до такой степени, что бедный Витас задавил велосипедиста.

КАПКОВ: Это на ВДНХ было. Но ВДНХ это сейчас федеральная собственность. Я думаю, что со временем федеральное правительство передаст это в юрисдикцию города Москвы, и мы там будем наводить теми же методами порядок.

СТИЛЛАВИН: Я понимаю, рано говорить об этом, но тем не менее, формат дугой какой-то будет, оригинальный?

КАПКОВ: Формат будет оригинальный даже в силу того, что там 44 памятника архитектуры, которые надо будет реставрировать, восстанавливать, павильоны. Есть ряд павильонов, которые принадлежат республикам бывшего Советского Союза…

СТИЛЛАВИН: И так и принадлежат?

КАПКОВ: ...и, конечно, это должно быть в некоей логике.

ВАХИДОВ: Прекрасные промоматериалы. Наконец у Москвы появился какой-то образ.

СТИЛЛАВИН: Чехол для айфона, господа.

ВАХИДОВ: Нет, я про мерчандайзинг говорю, насколько это интересно, насколько много продуктов сейчас существует.

СТИЛЛАВИН: Потому что в Нью-Йорке, да в любом городе…

ВАХИДОВ: Ну или в Амстердаме, вот последняя история в Амстердаме.

КАПКОВ: Кто куда ездит.

СТИЛЛАВИН: Имеется в виду, что ты приезжаешь, и ты местную сувенирку, местные прикольные вещи очень хочешь купить. Ну, грубо говоря, есть дешевые вещи по 5 долларов, а есть вещи, которые сделаны со вкусом, авторские какие-то штуки, которые действительно производят впечатление, что над ними работал хоть кто-то хоть какое-то время.

ВАХИДОВ: Вот в Нидерландах отличная история последняя. У нас слоган «Я люблю Москву», у них – «I Amsterdam». У нас что-то будет интересное, футболки, я не знаю, специальные магазины?

КАПКОВ: Много футболок мы уже делаем, и их продают, есть пиратским способом сделанные сейчас, есть которые заказывает город, но принцип основной - «Я люблю Москву» («Я…» изображение сердца «…Москву»). То есть это везде так, и мне кажется, что это простая, но в чем-то милая мысль, она очень хорошо…

МИТРОФАНОВА: То есть наш символ, как сердечко. Вот в Берлине - медведь, в Дублине - баран.

КАПКОВ: У нас Георгий Победоносец символ города, но очень сложно разместить его на майке, поэтому сердце…

СТИЛЛАВИН: Но копье можно, копье прямо в сердце, да.

МИТРОФАНОВА: И дракон.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович Капков у нас сегодня в гостях, руководитель департамента культуры города Москвы. Сергей Александрович, помним светлое время, единственное светлое время в том мрачном периоде, когда были пивные фестивали. Люди упивались с утра до ночи неделями. Слышу голос Бирюлево и Бутово: где пивной фестиваль? Почему нельзя делать пивные фестивали?

КАПКОВ: Сейчас в Москве больше, по-моему, 20 тысяч точек продажи пива, мне кажется, там каждый вечер, уж точно каждую пятницу… Фестиваль пошел в народ, он стал ближе к дому.

СТИЛЛАВИН: И народ говорит, что не хватает рюмочных. Вот вы насколько можете влиять на коммерсантов?

КАПКОВ: Никак не могу влиять на коммерсантов по поводу открытия рюмочных.

СТИЛЛАВИН: История с сувениркой с той же. То есть на Западе, ваше мнение, это делает бизнес, который, наверное, получает какую-то лицензию у города, но мне кажется, что единая символика у того же Амстердама или Нью-Йорка, образ, он разрабатывается как-то сверху, а вот тиражирует его уже бизнес.

КАПКОВ: Ну, я знаю просто, что в Нью-Йорке журналист журнала, по-моему, «Нью-Йоркер» или главный художник нарисовал это и подарил городу, и дальше они стали это множить и делать майки, пакеты.

СТИЛЛАВИН: То есть в разных регионах по-разному.

КАПКОВ: У нас это делает департамент культуры.

СТИЛЛАВИН: А нашему бизнесу малому, который делает те же футболки, не знаю, какую-то сувенирку достойного уровня… Вообще что-нибудь происходит? Потому что я как нетурист, понятное дело, на это не обращаю внимания…

ВАХИДОВ: Что туристы возят из Москвы, мне просто интересно, сегодня?

СТИЛЛАВИН: …но я вижу, насколько Москва сильно отличается от тех же мировых столиц, где на каждом углу какая-то сувенирная история есть, а в Москве нет.

КАПКОВ: Сувенирка должна быть функциональна. То есть такая майка, которую вы можете надеть на себя.

СТИЛЛАВИН: Два раза.

КАПКОВ: Какая-то толстовка…

МИТРОФАНОВА: Качественная?

КАПКОВ: Да, качественная. Поэтому мы задаем тренд, а дальше, надеюсь, нас поддержат. Ну и давайте не сравнивать количество туристов, посещающих Амстердам, и количество посещающих Москву.

СТИЛЛАВИН: Может, что-нибудь эдакое сделать, чтобы они к нам приезжали?

ВАХИДОВ: Но мы не про гей-парад.

КАПКОВ: Открыть границы можно.

СТИЛЛАВИН: Нет, фишку какую-то. Вы не изучали с точки зрения людей, приезжих, не только говорю об иностранцах, но и о ребятах, которые живут в регионах. Образ Москвы ведь в стране отрицательный.

КАПКОВ: Да, я читаю ваши сообщения.

СТИЛЛАВИН: Это – «зажравшиеся уроды». Несмотря на то, что большинство этих зажравшихся тоже приехали, но они в глазах тех, кто не приехал, все равно уроды.

ВАХИДОВ: Просто они не вернулись.

СТИЛЛАВИН: Да, это предатели, да. Соответственно образ негативный. Как Москва хочет менять этот имидж? Это, конечно, задача, может быть, и федеральная, но и Москве как городу, мне кажется, это тоже важно.

КАПКОВ: Москва может менять этот имидж только тем, что люди, приехавшие в Москву учиться, работать, лечиться большое количество людей приезжает, люди, приехавшие просто как туристы, в магазины, на распродажи - такие тоже есть туристы, они должны ощущать дружелюбие города, и они должны ощущать комфорт. Дружелюбие это что? Это - быстро доехать до цели своей поездки…

СТИЛЛАВИН: Не оптоптанным.

КАПКОВ: Желательно не оптоптанным. Это - понятная навигация города, это - возможность отключиться от большого скоростного движения, которое есть в любом таком мегаполисе. Для этого мы и делаем то, что вот уже два года продолжаем реализовывать - парки, общественные пространства. Мои коллеги делают общественный транспорт и т. д. и т. п. По-другому это не будет. Поверьте мне, что американцев, приезжающих в Нью-Йорк, или немцев, приезжающих в Берлин или Мюнхен, такие большие города тоже пугают, и к жителям этих городов есть двойное отношение. Но вот почитав то, что люди пишут (к сожалению, не всё могу озвучить в эфире)…

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович лично читает ваши эсэмэски!

КАПКОВ: И даже после эфира… Коллегам, которые говорят: «что вы пригласили человека, что вы всё про Москву, вас же вся Россия слушает?» - ответ у меня есть в отличие от вас. Москва изначально, как любой столичный город, задает вектор развития архитектуры, вектор развития общественного договора в широком понимании и вектор взаимоотношений власти и бизнеса, давайте вот так. И то, что сейчас за последние три года происходит в Москве с общественными пространствами, с парками, с пешеходными улицами, с платной парковкой (Москва - первый город, который это ввел)…

СТИЛЛАВИН: Это ваши перспективы.

КАПКОВ: …дорогие коллеги, это ваши перспективы в ближайшие несколько лет.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, вы очень правильно сказали об архитектуре, и я надеюсь…

КАПКОВ: Была сталинская Москва, хрущевская, лужковская Москва.

СТИЛЛАВИН: Вы, надеюсь, можете влиять на это. Опять же приведу в пример некоторые города. В частности, например, очень понравилось в Казани, как для новых зданий, которые вставляются в уже законченные ландшафты дореволюционные, например, обязывают делать фасады, стилизованные под эти районы.

КАПКОВ: На 52 улицах в этом году будут отремонтированы фасады. Ведь когда мы говорим даже про те же пешеходные маршруты, там же полный ремонт фасадов, всё Садовое кольцо будет освещено в самое ближайшее время.

СТИЛЛАВИН: Очень хотелось бы, чтобы новая застройка производилась бы не по принципу жуткой эклектики. Вот я, человек, родившийся в Питере, до сих пор в шоке, потому что дома семнадцатого, восемнадцатого века, сталинские, Хрущева - всё это может быть на одной улице, и новая какая-нибудь стекляшка вставлена. Ну почему не обязать их хотя бы фасад стилизовать под время, эпоху этой улицы?

КАПКОВ: Сейчас новый главный архитектор города, персонально ответственный за фасад, за то, как выглядит город.

МИТРОФАНОВА: Он такой молодой, по-моему.

КАПКОВ: Да, он такой молодой, перспективный.

СТИЛЛАВИН: Передайте ему, пожалуйста, от народа. Скажите, пусть стилизует. Мне плевать, чего внутри, вы снаружи сделайте картинку, понимаешь. Ведь это же тоже воспитывает, правда? Город, который, например, весь дымит, грязный и в стиле хрущоб, это одно воспитание, а когда выходишь на улицу, там всё прибрано и плюнуть не хочется, в этом же фишка, правда? И в парке Горького почему чисто.

КАПКОВ: Потому что убирают и не мусорят. Тут много вопросов.

СТИЛЛАВИН: Да, пожалуйста.

КАПКОВ: Я их читаю просто.

ВАХИДОВ: У нас с Ритой общий вопрос про зоопарк. Потому что тоже все-таки объект культуры.

СТИЛЛАВИН: Рустам хотел бы поработать в зоопарке.

КАПКОВ: Зоопарк - большая сложная территория. Чтобы быть совсем с вами откровенным, он по бумагам вообще считается музеем, потому что у него есть основные фонды – звери, и является еще парком. Больше того, зоопарку 150 лет через два года, он исторически находится в центре города, в достаточно неудобном месте, и, конечно, там надо полностью ремонтировать его, менять, всё - от вольеров начиная, от дорожек, увеличивать количество входов. Это большая работа, вот мы ее только-только начали. Вот еще есть вопрос из Сургута, я прочитал: «У нас День нефтяника 1 сентября, на ваш День города нам - тьфу». А у нас мэр из Тюмени, отвечу я жителям из Сургута.

ВАХИДОВ: Прекрасная точка в нашем сегодняшнем разговоре.

СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович Капков приглашает всех, кто будет в Москве, имеется в виду не уедет на дачу. 7 сентября в 21.45 - салют в десяти точках.

ВАХИДОВ: На следующий день - пиротехническое шоу огромное.

СТИЛЛАВИН: Культурная программа, видел программу, почитал ее - и джаз, и для детей, и для взрослых.

КАПКОВ: Просто выходите на улицы города 7-го числа, будет интересно.

СТИЛЛАВИН: Спасибо, Сергей Александрович.

Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 50 оттенков стильного
  • 8 марта
  • А вот это попробуйте
  • Агентство Недвижимости
  • Азбука автохимии
  • Битва за Сталинград
  • Большой тест-драйв
  • Брендятина
  • В ролях
  • В центре внимания
  • Внешний фактор
  • Война
  • Врач народов
  • Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
  • Всё для победы
  • Голубая лента
  • Госстрой
  • Гости съезжались на дачу
  • Гость из будущего
  • Гражданская война
  • Дамасская сталь
  • Дело княжны Таракановой
  • Династия М
  • Дневник его жены
  • Докопались
  • Достоевский. 200 ФМ
  • Еда как лекарство
  • Женщина. Руководство по эксплуатации
  • Жизнь глазами
  • Жизнь глазами химика
  • За веру за Христа
  • Забытые вожди Страны Советов
  • Зарядка
  • Золото "Чёрного принца"
  • И пусть весь хайп подождёт
  • Именем революции!
  • Имя географическое
  • Иностранный отдел
  • История и болезни
  • История машин
  • История тайных обществ
  • Итоги года
  • Как всё началось
  • Как заработать миллион?
  • Как русская хозяйка в доме мир наводила
  • Как стать русским?
  • Кинолюбы
  • Конфетки-бараночки
  • Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции
  • Кулинарная экспедиция

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация