Сергей Стиллавин и его друзья О культурных мероприятиях в новогодние каникулы
Персоны
СТИЛЛАВИН: Друзья мои, не первый раз приходит к нам в студию гость, которого вы уже сейчас можете видеть на сайте radiomayak.ru, где работает круглосуточная видеотрансляция. И сегодня с визитом отчетным, так скажем, отчетным и рекламным, потому что, мне кажется, гостям Москвы и тем, кто выберется из берлог своих после Нового года в центр, надо пояснить, что их будет ждать. И у нас сегодня в гостях Сергей Александрович Капков. Сергей Александрович, доброе утро.
КАПКОВ: Доброе утро.
ВАХИДОВ: Доброе утро.
СТИЛЛАВИН: Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы. Ну, никому не надо говорить о том, что Сергей Александрович тот человек, который… ну, конечно, не один, но как вдохновитель, как лидер, так сказать, коллектива…
ВАХИДОВ: Как локомотив…
СТИЛЛАВИН: Подарил Москве вновь парк Горького.
КАПКОВ: И не только парк Горького.
МИТРОФАНОВА: Вернул.
СТИЛЛАВИН: И не только парк Горького подарил, и об этом ходят разговоры не только уже в Москве, но и по всей стране, я так понимаю. И сегодня мы поговорим в том числе о проекте "Лучший город зимы", не земли, зимы пока что, да-да-да… Я помню, как на прошлой неделе, буквально на выходных, Сергей Александрович, пригласили меня журналисты "Вести-Москва" с прекрасной Мариной Ким пройтись по пешеходным зонам, где обустроены такие киоски, лари, или шале их называют на европейский манер, по продаже всяких новогодних и сладостей, и сувениров, и разливы там прекрасного безалкогольного мандаринового и апельсинового чая, а для тех, кто не за рулем, глинтвейн прекрасный варят. И все это произвело на меня очень позитивное впечатление. Потому что действительно очень часто слышны разговоры среди тех людей, которые выезжают за границу: надо съездить на Новый год, на Рождество в Европу, потому что вот эти базары на центральных площадях всех европейских столиц и более-менее европейских старых городов, всё это завораживает. И действительно как-то даже не появлялось мысли: а почему у нас этого нет? Ну, типа, не наши традиции, у нас не было. И вдруг вот эта история, я так понимаю, в этом году появилась. Сергей Александрович, расскажите как.
КАПКОВ: Ну, на самом деле 30 ярмарок появилось в этом году. Потому что, правда, все-таки рождественские ярмарки - не наша традиция, и поэтому было решение пригласить города, с которыми Москва дружит, которые умеют хорошо это делать, это и Прага, и Копенгаген, и Берлин, и Страсбург, пригласить в Москву, чтобы они сделали эти ярмарки. Также мы пригласили города, которые тоже умеют это делать, это и Тула, и Ереван, где есть кустарное производство и где есть какие-то фенечки, забавы, которые москвичам будут интересны.
СТИЛЛАВИН: Страсбург - как раз это у Большого театра, детские дела - туда уже, внутрь, пешеходная зона. И везде, я смотрю, разные вещи.
ВАХИДОВ: Ну а центральные площадки? Я каждое утро проезжаю по Тверской, слева вижу на Пушкинской площади, в сквере, там организован какой-то городок, насколько я понимаю.
СТИЛЛАВИН: Напротив мэрии начинается пешеходная зона.
КАПКОВ: Коллеги, задача - не иметь центральные площадки, в этом же и принцип новой культурной политики города, задача - децентрализация. Нету задачи сделать так, что вот парк Горького - это центральный парк, там жизнь, цивилизация, а все остальное не существует. Поэтому именно выбран одинаковый вид шале, одинаковый ассортимент, ну, может быть, здесь мандариновый чай, а там будет апельсиновый или с корицей, но принцип - главное, что он повсеместно одинаковый. То есть наша задача поднять планку культурных программ, фейерверков, всего что угодно, парков, на единый московский городской стандарт.
ВАХИДОВ: До каких чисел будут работать?
КАПКОВ: До 8 января.
СТИЛЛАВИН: То есть 30 вот таких зон в Москве?
КАПКОВ: Да.
СТИЛЛАВИН: Слушайте, а это было достаточно забавно, там действительно шале с датскими и куклами, и угощениями, мне понравился марципан в виде, знаешь, файера, как вот футболисты берут на матчи, как файер, вот такая целая колбаса марципана. И рядом же опять с аккордеоном, с балалаечкой, так сказать, поют переодетые в русские народные костюмы… Вот на выходных часа хватило, чтобы понять, что действительно это очень прикольно, правда, серьезно. И сделано, мне что больше всего понравилось, на хорошем уровне. Нет вот этого, знаешь, как у нас говорят, посконно-домотканого, дешево когда, знаешь, когда лубок такой, форма есть, а содержание не особо. А туляки что привезли?
КАПКОВ: Пряники, чай, самовар.
ВАХИДОВ: Тульские пряники.
СТИЛЛАВИН: А ереванцы что привезли?
МИТРОФАНОВА: Оружие…
КАПКОВ: Почему оружие?
СТИЛЛАВИН: А действительно, армяне что?
КАПКОВ: Армяне привезли сухофрукты, напитки и все, что кустарное производство, какое у них есть.
ВАХИДОВ: Ну, hand made.
МИТРОФАНОВА: Женихов.
СТИЛЛАВИН: Это же первый раз, Сергей Александрович, устраивается вот такая история?
КАПКОВ: В первый раз было в прошлом году, Страсбургская ярмарка приехала в Москву, за два дня отторговала всё…
ВАХИДОВ: И уехали. А, для них это не просто культурно-развлекательное мероприятие, для них это бизнес еще.
КАПКОВ: Конечно, да, это бизнес для них тоже, конечно. Но город предоставляет им шале, электричество, уборку. Но, мне кажется, это такой бизнес на атмосфере, атмосферу они создают интересную.
СТИЛЛАВИН: Вот, кстати, насчет атмосферы. Действительно, я заметил, что немножко выдрессированные продавцы в этих шале, потому что товары-то, например, из Копенгагена датские или там из Страсбурга французско-немецкие, грубо говоря, а вот люди, которые работают внутри, они реально отличаются от просто какой-нибудь бабки… не, они такие радушные, они дрессированные, это вот меня поразило.
МИТРОФАНОВА: А там видеокамеры…
СТИЛЛАВИН: С контролем, да.
КАПКОВ: Ну, мне кажется, потому что люди, которые что-то покупают на ярмарке, все равно это импульсная покупка, вы специально туда не едете закупиться, затариться. И поэтому продавец - это и аниматор, и человек, создающий эту атмосферу. Его задача - вместе с покупкой создать вам хорошее настроение, вы покупаете немного и атмосферы этой ярмарки.
СТИЛЛАВИН: Друзья мои, до 8 января, если будет у вас возможность…
ВАХИДОВ: Ну как "если"? Конечно же, будет!
СТИЛЛАВИН: Оказаться на улице, лучше без машины… Причем, что самое интересное, я был как раз на прошлых выходных, значит, вот эта грязища в Москве, слякоть, плюс 2 температура, и автомобилисты все сидят, дворники работают… А ты выходишь в пешеходную зону - чистый снег, и вот эта атмосфера совершенно другая, буквально там 50 метров от дороги, и ты уже в другой Москве абсолютно, в маленькой, уютной, новогодней, по-настоящему новогодней, правда. И я заметил, что вот в субботу было много народу, а потом проезжал в воскресенье, и уже где-то на порядок больше, то есть уже люди прочухали, почувствовали и, мне кажется, пошли.
КАПКОВ: Мне кажется, чем ближе Новый год, тем больше город затихает, ритм снижается, и люди уже начинают гулять пешком, приезжают в большие универмаги за подарками, и это дает атмосферу.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, наверное, логично будет поговорить и о других вещах, которые делаются в рамках фестиваля "Лучший город зимы", кроме шале, 30-ти вот этих зон, есть еще другие вещи. Например, на гостинице "Метрополь", на отеле "Метрополь", я заметил такие видеосветовые инсталляции, то есть типа все здание превратилось в экран, и там что-то происходит.
ВАХИДОВ: Но вы не заметили что.
СТИЛЛАВИН: Ну, как-то вот смотрел…
ВАХИДОВ: Вы быстро проехали, я понимаю.
МИТРОФАНОВА: Что-то он и там был, и тут, а мы тут такие двоечники сидим…
СТИЛЛАВИН: Да, Сергей Александрович, что планируется?
КАПКОВ: На самом деле, если после ярмарок обсуждать, то основная еще задача была благоустроить и украсить город к Новому году. В этом году 12 тысяч деревьев, вы видели, они все в новогодних световых гирляндах. Предприниматели, правда, поддержали эту идею, вы видите, не будем их рекламировать, большое количество гостиниц и ресторанов тоже украсили свои здания, и это, конечно, тоже создает вот такую рамку новогодней атмосферы. А все, что касается культурной программы, то наш летний фестиваль, который становится традиционным, "Лучший город Земли" перерос в фестиваль "Лучший город зимы", заработали катки в парках, появились различные программы, которые мы заканчиваем, ну елки, которыми мы заканчиваем год, все московские музеи на новогодние праздники будут работать бесплатно.
СТИЛЛАВИН: Все?
КАПКОВ: Ну, все наши музеи, они будут работать бесплатно, это тоже уже стало доброй традицией. Большая программа фейерверков в этом году, первый фейерверк будет в 12 ночи, когда куранты, это на Васильевском спуске.
ВАХИДОВ: Самая удобная площадка - Васильевский спуск, да?
КАПКОВ: Ну, я не думаю, что самая удобная площадка Васильевский спуск, потому что для этого надо ехать в центр города, поэтому мы приняли решение сделать в восьми округах еще фейерверки, и они начнутся именно в час ночи, чтобы люди могли после застолья одеться, выйти и полюбоваться салютом.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, а можем ли мы с вами поговорить в принципе об уходящем 2013 годе, посмотреть, что в целом изменилось? Друзья мои, вы понимаете, Москва, страна встречает новый год. Вот часто слышно такое мнение, что Новый год - это семейный праздник. Нет, можно и выйти на улицу, и не только встретить людей, которые распивают из горла шампанское или покрепче напитки, но и просто радуются атмосфере, которая, конечно же, сама по себе не может сложиться, для этого нужно усилие. Вот это усилие сделано в этом году.
ВАХИДОВ: Нет, я могу сказать, вот что я лично заметил. Я, в отличие от вас, не бывал в центре в последние недели.
СТИЛЛАВИН: Жаль. Сходите.
ВАХИДОВ: Но в районе Новых Черемушек, в районе улицы Гарибальди, по-моему, есть там тоже небольшой парк, слушайте, ну вот удивительно, там часов в 8 вечера, наверное, еду: огромные светящиеся бабочки на столбах в качестве такой иллюминации. Вот праздничное настроение, правда, и почищены дорожки, залиты катки, кстати говоря, и не только в крупных парках.
СТИЛЛАВИН: Хорошо. Друзья мои, Сергей Александрович попросил ваших вопросов по всему тому, что касается культуры, потому что Сергей Александрович возглавляет Департамент культуры города Москвы, прямо сейчас в эфире вы сможете получить ответ. Сергей Александрович, вспоминая уходящий год, у нас сегодня тема была после 8-ми утра такая, люди вспоминали, 57 процентов наших слушателей в целом оценивают этот год как более-менее позитивный для себя лично.
ВАХИДОВ: Со знаком плюс.
СТИЛЛАВИН: Чем город вспоминает этот год, какими шагами вперед?
КАПКОВ: Ну, город вспоминает своей классической работой, а классическая работа у города - это благоустраивать территорию, которая у каждого из нас есть. Если это Департамент культуры, это парки, скверы, это другие учреждения культуры. Потому что город - эти же те люди, которые живут в нем, какое у них настроение - такой и город. Если город куда-то всегда бежит, настроение у жителей плохое, то и город недружелюбный. В этом году появился совет по общественным пространствам при мэрии, то есть мы вернули в риторику горожан понятие "общественное пространство", то есть то пространство, которое не принадлежит девелоперам, инвесторам, государственным структурам, оно принадлежит москвичам. Это, конечно же, пешеходные маршруты, которые появились, это новые парки, не только парк Горького, и но парк Лианозовский, который сейчас уже называется Гончаровский, то есть парки, которые делали с нуля. Это Крымская набережная, когда в ущерб автомобилям перекрыты…
ВАХИДОВ: Ну, за это отдельное спасибо…
КАПКОВ: И сделан пешеходный большой маршрут, небольшой, но именно та составляющая часть между центром города, "Красным Октябрем", парком Горького, Нескучным садом и Воробьевыми горами, то есть появился большой такой пешеходный маршрут и для велосипедистов, роллеров, для детей. То, что для меня очень заметно - окончание конкурса международного на строительство и на проект парка на месте снесенной гостиницы "Россия", который выиграла большая, крупная международная компания.
СТИЛЛАВИН: Все-таки парк?
КАПКОВ: Да, огромный интересный парк.
СТИЛЛАВИН: Что там было до революции? Не на пустом же месте они строили гостиницу в свое время.
КАПКОВ: До революции… сейчас идет, кстати, вы можете успеть, в Музее Москвы выставка про Зарядье, до революции там был такой плотно населенный жилой район, где жили совсем небогатые ремесленники, такая а-ля Хитровка.
СТИЛЛАВИН: Слобода такая, да?
КАПКОВ: Отдельная слобода, и там…
СТИЛЛАВИН: Деревянная она была, не каменная?
КАПКОВ: Нет-нет, она была… вы знаете, как вот домик дедушки Тыквы, то есть она была похожа на такую вот старую Одессу, когда тесно, здесь пристроили, там пристроили… И задача была, конечно, уже Сталина всё это очистить, вычистить, и поэтому это всё было пущено под нож.
СТИЛЛАВИН: Примерно когда появится парк на этом месте?
ВАХИДОВ: Ну, или первые работы начнутся?
КАПКОВ: Нет, работы начнутся уже в следующем году, то есть начнет территория очищаться, разбираться, потому что там не все вывезено. И думаю, что останется года четыре, и мы увидим там замечательный чудесный парк.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, такой, может быть, больше философский вопрос, чем практический, хотя для вас это практика. Как вы думаете, в какой степени среда, ну то, в чем живут люди в городе, формирует действительно культурных людей? Вот опять же, возвращаясь к рождественским делам, не могу забыть никак годовой давности поездку в Австрию, где спустился к воде за городом…
ВАХИДОВ: А зачем вы спустились к воде?
СТИЛЛАВИН: В парке, в парке, мне сказали, что где-то там замок. И вы представляете, вот парк, который ничем не огорожен, он не платный никакой, просто какие-то предместья, деревни. Я не увидел ни одной банки, ни одного пакета от "Макдональдса", ничего. И гадить в таких условиях не хочется, не хочется. Как бы нам создать такие условия, чтобы в принципе плюнуть, например, себе под нос, сморкнуться, харкнуть было бы уже неловко, чтобы человека среда эта сама по себе воспитывала, брала под руки и говорила: не гадь…
МИТРОФАНОВА: Ну, люди из "лексусов" даже плюются, чего тут говорить…
КАПКОВ: В другие, более дешевые машины…
СТИЛЛАВИН: Нет, серьезно, как вы думаете, среда, она может воспитывать поганцев?
КАПКОВ: Это долгий разговор, но сейчас уже признают, что существует такая наука урбанистика, то есть наука о развитии городов, которая считает, что основная или первая культура, именно культура города - это архитектура. Вот когда ты задаешь рамку, то соответственно у тебя есть ощущение, как себя здесь вести. По паркам, по парку Горького это очень заметно видно, когда люди, которые привыкли в городе вести себя определенным образом, когда они переходят буквально границу парка и попадают на территорию парка, даже ход их движения замедляется, ведут они себя по-другому. Это вопрос именно системы, но урны все равно надо ставить, потому что если нет урны, а у человека есть мусор, он рано или поздно не сдержится и куда-то его выбросит. Ну фактически это такая математика: каждые 100 метров - урна, каждые 200 метров - лавочка, и так далее, и тому подобное. Потому что это модель, она задается.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, вы сказали про архитектуру. Вы, правда, из Департамента культуры, а не архитектуры, но тем не менее, я помню, у нас был такой разговор интересный в рамках нашего проекта "Чужой" про малую Америку и про малую Москву, и к нам приходила дама, которая являлась вторым лицом, по-моему, в архитектурном совете Московской области. И она на полном серьезе говорит… я ей говорю: вы знаете, я родился в Питере, и в принципе есть какое-то представление о том, как выглядят исторические зоны, когда дома одинаковой высоты, фасады примерно в одинаковой стилистике. Она на полном серьезе как чиновник говорит: а я абсолютно против того, чтобы регламентировать вид фасадов.
КЕРБИ: И народ голосовал по СМС совсем наоборот.
СТИЛЛАВИН: Да, 97 процентов сказали, что они хотят видеть в историческом центре здания с историческими фасадами. Мне плевать, что там внутри, делайте что хотите - лифты, машины, но сделайте нормальный фасад.
ВАХИДОВ: Я тебе могу сказать: первые шаги уже сделаны. Если ты обратил внимание на вывески банков, кафе, которые появились на той же самой Тверской, ушли от этих огромных…
КАПКОВ: Да, появились новые правила.
СТИЛЛАВИН: Вот, вот! Вы же задаете эти регламенты, правильно? Почему не обязать?
КАПКОВ: Мы создаем совместно с Мосархитектурой, и есть такая должность в Москве - главный художник города, который согласовывает…
СТИЛЛАВИН: Да. Сергей Александрович, от имени народа мы вам делегируем сейчас, вот мы, народ, 97 процентов слушателей "Маяка"…
ВАХИДОВ: Пять человек, да…
МИТРОФАНОВА: Шесть…
СТИЛЛАВИН: Делегируем, серьезно. Вы надавите на них, вы сделайте так, чтобы фасады, сами фасады выдерживались в той исторической эпохе.
МИТРОФАНОВА: Поздно…
СТИЛЛАВИН: Пускай это будет чуть-чуть новодел, но почему же мы видим на Тверской стекляшку и рядом 1912 года, ну почему это так?
МИТРОФАНОВА: Ну, мне кажется, это уже поздно…
КАПКОВ: Нет, во-первых, это уже построено. Но, во-вторых, добились городские власти, нескромно скажу я, что сейчас ограничена высотность, сейчас каждый район имеет свою высотность, есть определенные зоны Садового кольца, Бульварного кольца, где нельзя строить выше определенного, принятого уже исторического архитектурного ландшафта.
СТИЛЛАВИН: Осталось прижучить их к ногтю, чтобы фасады сделать.
КАПКОВ: Фасады начал город в этом году ремонтировать, и более тысячи фасадов отремонтировано. Больше того, мы убедили и частных владельцев зданий это сделать. Если смотреть на западный опыт, я уверен, что мы к нему придем, то там, даже если это ваша частная собственность, город за вас фасад ремонтирует, потом выставляет вам счет. Раз в два года вы сами обязаны как собственник ремонтировать свой фасад. Я думаю, что постепенно мы к этому придем.
СТИЛЛАВИН: Друзья мои, сегодня у нас в гостях Сергей Александрович Капков, министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы. И почему эта встреча полезна не только для москвичей, мы все-таки федеральная станция, чтобы можно было понять, как нужно обустраивать городскую среду, культурную среду, чтобы и в целом в России, не только в Москве, ситуация выправлялась, была бы интересной. Я уверен, что это возможно, и в принципе мы на примере деятельности Сергея Александровича видим, что действительно есть люди, решаются вопросы, правильно? И, Сергей Александрович, для вас вопросы аккумулируются на нашем СМС-портале. Сергей Александрович, вот такой важный вопрос, поскольку вы занимаетесь культурой. Есть в Москве, например, дома и дворцы культуры…
ВАХИДОВ: ДК.
СТИЛЛАВИН: Да, ДК так называемые. Я помню, вот я, например, в советское время, можно сказать, получил путевку в жизнь в таком ДК. Я поступил, например, в киностудию, мне было лет, наверное, 12-13, и мы занимались тем, что изучали кинооборудование, снимали фильмы какие-никакие, но я к этому прикоснулся. Сегодня я с ДК встретился пока что в первый и последний раз тогда, когда у меня забарахлил спутниковый ресивер, и офис гарантийной мастерской располагался как раз в ДК, где, видимо, находились офисы и других уважаемых коммерческих организаций. И у меня не сложилось ощущение, что там много людей, которые жаждут туда придти в кружок, петь, кино снимать и так далее. Вот это наследие Советского Союза…
КАПКОВ: Ну как же люди могут придти в ДК, если вы сами говорите, что там офисы. Поэтому наша задача, и нам это уже удалось…
СТИЛЛАВИН: Выкурили их?
КАПКОВ: Мы все договора расторгли, учреждения освободили от арендаторов.
СТИЛЛАВИН: Серьезно?
КАПКОВ: Конечно. Первый пилотный проект у нас был культурный центр "ЗиЛ", он тоже назывался раньше ДК "ЗиЛ", там сейчас есть всё - от театров до даже тира. Поэтому там огромная программа, и это видно просто по количеству посетителей. Вот когда начались эти изменения в культурном центре "ЗиЛ", туда ходило 64 тысячи человек в год в различные такие кружки.
КЕРБИ: Вот наконец-то место в Москве, которое я видел. Я был там, я выступил перед иностранцами и рассказывал про туризм в России.
ВАХИДОВ: Это в ДК "ЗиЛ"?
КЕРБИ: Да.
КАПКОВ: Вот так, мы вышли на международный уровень.
СТИЛЛАВИН: И теперь сколько туда ходит?
КАПКОВ: Сейчас ходит 210 тысяч человек, но мы думаем… ДК на самом деле очень понятно строились в советские времена, они строились по Госплану СССР. То есть изначально было понятно, какое количество жителей, посетителей за год туда должно ходить. Вот мы вышли сейчас на цифру 210 тысяч, а планируем выйти на полмиллиона человек в год.
СТИЛЛАВИН: А чем они там будут заниматься, эти люди? Вот сегодня в ДК чем можно заниматься, и на какой возраст все это рассчитано?
КАПКОВ: Это рассчитано на все возраста, во-первых. Потому что в городе люди живут разными временными циклами. Мы с вами сейчас работаем, вернее я работаю…
ВАХИДОВ: А кто-то отдыхает, да…
КАПКОВ: Люди старшего поколения, у них есть возможность ходить к нам в ДК. Потом пойдут школьники, вечером будут студенты. Поэтому здесь возможность для всех работы, и работы, и развлечения.
СТИЛЛАВИН: Кто оплачивает вот эти кружки и секции?
КАПКОВ: Это оплачивает бюджет города.
ВАХИДОВ: А, то есть это еще и бесплатно.
КАПКОВ: Есть платные, есть бесплатные. Либо есть 10 мест бесплатных, если вы записались, есть еще пять мест платных, вы можете доплатить. Есть четыре направления развития ДК. Это в широком понимании наука, ну на самом деле техника, наука. В том же культурном центре "ЗиЛ" есть лекции про дизайн автомобилей, про научную составляющую автомобилей, потому что этот район, конечно, где исторически живут дети, внуки работников завода имени Лихачева. Есть творческая составляющая, которая включает в себя и современный или классический танец, различные навыки, которые ты можешь получить, игра на гитаре, то есть ты можешь себя развивать. Есть отдельно программа лекционная, это лекции, которые читают профессора, просто молодые люди, ваши коллеги.
ВАХИДОВ: Тим, молодец!
КЕРБИ: Спасибо.
МИТРОФАНОВА: Я могу прочесть, если что.
ВАХИДОВ: Да-да, Маргарита Михайловна может бесплатно прочесть.
КАПКОВ: Вот. И есть отдельная программа, это формат некого социального общения. И социальное общение - это та тема, которая пронизывает все остальные направления. Поэтому, так как в ДК "ЗиЛ" есть большой 600-местный зал, там театральные постановки, концертные программы, и это такой большой центр культуры.
СТИЛЛАВИН: Я скажу вам, Сергей Александрович, вот опять же помогу вам перед Новым годом, вы сказали, что работаете сейчас только вы, но я, можно сказать, попытаюсь вырвать этот трудовой стул сейчас из-под вас, кресло, и скажу вам следующим образом: мы много с народом…
КАПКОВ: Я не этим местом работаю…
МИТРОФАНОВА: Да, Сергей Валерьевич…
СТИЛЛАВИН: Прекрасно, прекрасно. Так вот, многие люди, когда мы с ними разговариваем, называют в качестве своих жизненных достижений и жизненных проблем сферу личных отношений. И я вспоминаю конец 80-х, когда, например, моя мама ходила…
ВАХИДОВ: Клубы "За 30".
СТИЛЛАВИН: Да, они с отцом развелись, когда мне было шесть лет, она ходила с подругами на танцы для знакомства "Кому за 30". Сегодня вся эта сфера отдана на откуп Интернету, коммерческому, не коммерческому - неважно.
ВАХИДОВ: Вы хотите "Мамба.ру" вывести в офлайн?
СТИЛЛАВИН: Нет, я тебе серьезно говорю, я это чувствую по звонкам, по разговорам на эти темы, люди заинтересованы в том, чтобы в городе были созданы условия для того, чтобы в нормальной обстановке, не в обстановке своднической какой-то конторы, а вот в нормальной, в человеческой, в живой атмосфере люди узнавали друг друга.
МИТРОФАНОВА: "Давай поженимся".
СТИЛЛАВИН: Иди туда, найди там хоть нормального одного, не подставного человека… Вот серьезно, найти друг друга, встретить. Из города исчезли эти площадки. Потому что люди сегодня говорят: куда я пойду знакомиться? В ресторан? Не пойду. В ночной клуб? Не пойду. Куда? В музей? Не пойду.
КАПКОВ: Почему?
ВАХИДОВ: В музей я бы сходил.
СТИЛЛАВИН: Вы бы сходили, но вы женаты. Вот такие там и ходят, женатики. А куда податься нормальному человеку, кому за 40? Серьезно, почему…
КАПКОВ: Я расскажу, как это происходит.
ВАХИДОВ: А как это происходит?
СТИЛЛАВИН: Итак, происходит это так…
МИТРОФАНОВА: У министров…
КАПКОВ: Есть различные городские акции, да, которые пользуются огромной популярностью, и мы делаем по итогам таких акций опросы, и там как раз люди честно отвечают, так как анонимные опросы, зачем они участвуют в этих акциях. Предположим, акция "Ночь в музее". На "Ночь в музее" ходят 1 миллион 300 тысяч человек. Меня самого удивляло, что это москвичи, люди, которые ходят, - вот мы объявили ночь, конечно, сделали большую выставку, интересную, каждый музей что-то подготовил, - и такое количество людей приходит, стоит в очереди. Я все время переживал, что вот очередь, надо как-то ускорить, еще открыть дополнительные входы, регистрацию по Интернету, отдельные какие-то входы, если у вас есть флайер. Людей как раз очередь не пугает совсем, потому что они говорят: мы идем пообщаться, увидеть своих. В Москве очень же сложно увидеть своих.
СТИЛЛАВИН: Кругом чужие.
ВАХИДОВ: А чего вы на меня смотрите…
КАПКОВ: Мы живем по маршруту Москва-дом и какие-то пять точек, в которые мы привыкли ходить, даже магазин за продуктами, мы ходим в определенный магазин, неважно - это богатые, бедные, это всегда так. И эти акции, конечно, дают большую возможность коммуникации общества. Парки - это, конечно, тоже такая же площадка, где люди знакомятся, видят своих. Потому что я вижу, как отличаются люди, которые ходят в Нескучный сад и в парк Горького или в парк "Музеон", которые фактически 200 метров друг от друга.
СТИЛЛАВИН: И все разные люди.
КАПКОВ: Разная совершенно публика, даже по возрасту. И уж, конечно, другая публика ходит в парк "Сокольники", потому что там большой жилой массив, люди привыкли туда ходить. Если системно этим заниматься, то это задача расширения общественного и вообще пространства для людей. У нас есть большая программа, мы ее начали делать как переформатирование московских библиотек в московские городские гостиные, то есть такую некую библиотеку, это так же и останется библиотекой, которая будет работать с 10 утра до 10 вечера, все там вот уж точно будет бесплатно, там так же будут лекции, возможность учиться работать на компьютере для людей старшего поколения, все книги в открытом доступе, то есть вы сами можете взять с полки, как в книжном магазине, посмотреть.
СТИЛЛАВИН: Плюшки…
КАПКОВ: Да, будет возможность попить кофе, чай. И вот это некая социальная жизнь, это как раз ты приходишь туда, ты можешь придти один, сесть с книгой и с кем-то познакомиться.
ВАХИДОВ: Главное - правильно выбрать книгу…
КАПКОВ: Почему пользуются большой популярностью, и мы тоже это активно поддерживаем, лекции? Потому что есть много мест, куда как-то неудобно, чувствуешь, одному придти. Ну что я в театр пойду один?
СТИЛЛАВИН: Ну да.
КАПКОВ: А когда лекция, ты пришел, сел, и дальше начинается твоя коммуникация и с лектором, и с обществом. Это проблема даже не города, а вот большого мегаполиса. Предположим, мы делали опросы людей старшего поколения, они не ходят в кинотеатры московские. Хотя качество кинопоказа разное, ну давайте честно говорить, что в течение года есть неплохие фильмы, которые понравятся нашим родителям. Они говорят: это не мое место по стилистике, прямо в опросе, я чувствую себя там самым старым.
ВАХИДОВ: Там торговый центр какой-нибудь.
КАПКОВ: Вот не нравится попкорн, не нравится кальян, и то, что там вот, правда, какая-то другая стилистика. Это не вопрос, чтобы придти, сесть в зал и посмотреть. И это, конечно…
СТИЛЛАВИН: Отпугивает.
КАПКОВ: Не то что отпугивает, это не попадает в формат людей старшего поколения.
ВАХИДОВ: Это не их, просто это не их.
КАПКОВ: То есть город изменился за 20 лет так, что…
СТИЛЛАВИН: Все чужое.
КАПКОВ: Для них это чужое.
ВАХИДОВ: Для них метро только остается…
МИТРОФАНОВА: Трамвай…
КАПКОВ: И это проблема, конечно, это проблема, поэтому люди сами ограничивают свою социальную жизнь. Почему мы так отстаиваем те кинотеатры, которые есть там у Департамента культуры. Они однозальные, они в чем-то…
СТИЛЛАВИН: Ретро…
КАПКОВ: Ретро, в чем-то такие милые, да. Но они должны быть, потому что ты видишь просто по билетам, по количеству заполняемости зала. Там, может, и звук трещит, конечно, это не новый кинотеатр, но он заполнен, я понимаю, что люди туда идут. Я понимаю, когда ты смотришь бумаги, что в библиотеку записываются, в новую, реконструированную, по 500 человек в неделю, ты осознаешь, какая нехватка у людей именно общения. Потому что культура - это же все-таки про общение, про атмосферу, с учетом нынешних технических возможностей все можно уже заказать точно по Интернету, и тебе привезут домой. Люди хотят найти альтернативу телевизору и…
МИТРОФАНОВА: И шопинг-центру.
КАПКОВ: Шопинг-центру. Мы же конкурируем за москвича, за горожанина, мы конкурируем за его свободное время. И уж тем более у активной молодежи, к которой я и вас, и себя отношу, у нас есть тысяча вариантов - поехать на шашлыки, пойти на футбол…
СТИЛЛАВИН: Ну, это комплимент….
ВАХИДОВ: Нет, тысячи вариантов нет у нас, правда, у Сергея точно.
МИТРОФАНОВА: Только баня…
КАПКОВ: Ну, наверное. Но потенциально, в Интернете можно посмотреть, есть тысяча вариантов, я знаю.
СТИЛЛАВИН: Да, Сергей Александрович, а вот, кстати говоря, понимаю, опять же не ваша сфера, но поскольку люди очень много времени проводят в этих шопинг-центрах, Москва наконец наелась этими мегацентрами с кинозалами и так далее?
МИТРОФАНОВА: Нет.
СТИЛЛАВИН: Потому что, я смотрю, они продолжают возникать, так сказать, открытие за открытием.
КАПКОВ: Да они и будут продолжать возникать.
СТИЛЛАВИН: Но коммерчески наелись уже?
КАПКОВ: Да как же они наедятся, если это вопрос просто экономики? Люди хотят тратить, люди любят тратить, сюда приезжают.
СТИЛЛАВИН: Нет, ну есть же вопрос, сколько центров нужно на…
КАПКОВ: Москва - богатейший город, и даже вот из сообщений ваших… конечно, неудобно на всю Россию рассказывать, как вы пряники датские едите, а у людей вот на коммунальные услуги нет денег.
СТИЛЛАВИН: Так я даже и не ел, я из солидарности с народом…
ВАХИДОВ: Просто смотрел, конечно…
СТИЛЛАВИН: Только посмотрел, принюхался…
КАПКОВ: Вот. И, конечно же, люди привыкли тратить в городе, привыкли приезжать в город. Это вообще совершенно другой город.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, такой тоже философский вопрос. Мы можем сделать ритм жизни в городе более размеренный? Потому что лучшим городом мира, грубо говоря, по-моему, в этом году опять стала Вена, по-моему, или что-то в этом роде. Я просто был там несколько дней осенью в отпуск свой, и я заметил, что вот ритм жизни просто на много, на много порядков тише, просто тише. Или Москва обречена, грубо говоря, на постоянный вот этот супердрайв?
ВАХИДОВ: Быть мегаполисом.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, так все-таки Москва обречена быть таким бешеным городом? И вот эти островки рождественские, 30 островков, которые сейчас уже работают, до 8 января эти прекрасные ярмарки…
ВАХИДОВ: Катки, парки…
СТИЛЛАВИН: Да, катки, парки, библиотеки в новом формате.
ВАХИДОВ: ДК.
СТИЛЛАВИН: ДК в новом формате. Это все-таки будут островки, а общая атмосфера будет вот эта вот: сидят в тачках такие рожи и едут…
КАПКОВ: Ну, это вопрос времени, конечно. Постепенно, я думаю, что Москва будет успокаиваться. Но это вопрос только жителей. Потому что Москва… с такой площадью и с таким количеством жителей всего в мире 20 городов. Конечно, у нас всегда будет такой безумный ритм. Но наша задача, наша задача как местных властей и задача жителей, если они хотят все-таки упорядочить свою жизнь, ответственно подходить к своей жизни. Я попытаюсь объяснить, что я имею в виду. То есть, если ты понимаешь, где ты работаешь, то, наверное, надо пытаться или снять, или купить квартиру ближе к работе. То есть ты уже сам должен сейчас будешь планировать свою жизнь. Либо ты должен стоять час в пробке, чтобы доехать до работы, или полтора часа, или час в метро ехать.
МИТРОФАНОВА: Вот мы сняли к школе ближе, у нас ребенок через год идет в школу.
КАПКОВ: Ну, наверное, это просто уже и личная ответственность. Задача города - запретить строить, и город это сделал уже два года назад, офисы и рабочие места в центре города, строить их в периферийных районах, чтобы люди могли работать там. Потому что когда в городе, в центре, если мы про пробки, живет 800 тысяч человек, а въезжает на работу в ежедневном режиме 2 миллиона человек, то, конечно, эти пробки будут всегда.
СТИЛЛАВИН: Причем проблема-то не только 90-х, грубо говоря, годов. Я помню еще публикации в 80-е годы. Помню какой-то репортаж такой пронзительный именно про Москву, что центр Москвы, окутанный тогда еще не офисами, а просто чиновничьими конторами, какими-то организациями, вымирал, то есть ночью все огни гасли в центре, а с утра все ехали. И эта традиция вот уже лет 30, наверное, насчитывает, к сожалению.
МИТРОФАНОВА: А я удивляюсь, когда прохожу мимо, вот есть посольства, есть консульства, а есть еще представительства: таджикское, белорусское…
КАПКОВ: Ну, это как? Это международные отношения.
МИТРОФАНОВА: Ну, чего-то много… Нельзя их как-то…
ВАХИДОВ: Им надо где-то жить.
КАПКОВ: Нет, ну это столичный город, это функции столичного города.
МИТРОФАНОВА: Да?
КАПКОВ: Конечно, все посольства, военные атташе находятся и живут в Москве.
МИТРОФАНОВА: Ну ладно.
СТИЛЛАВИН: Сергей Александрович, я с культурной целью был приглашен в свое время, лет пять назад, посмотреть Литву, Вильнюс. И они, значит, сделали так. Они центральные все свои здания в старом фонде продали кому-то и построили на эти деньги, грубо говоря, на окраине центра, на границе центра исторического и новых районов, вот такое типа Сити, по литовским масштабам Сити, ну, наверное, парочку-тройку этих небоскребов, в полвершка, но все равно…
ВАХИДОВ: Десятиэтажные…
СТИЛЛАВИН: И все власти переехали, грубо говоря, туда из центра, соответственно потоки немножко оттянули. Интересный был опыт, в принципе, посмотреть на это.
КАПКОВ: Ну, по идее проект "Сити" планировался же тоже в этой логике.
ВАХИДОВ: И вылетные магистрали эти все…
КАПКОВ: Вопрос в том, что место было выбрано все равно, считайте, в центре, и это будет большой проблемой, когда он заработает в полную силу. Конечно, лучше выносить административный центр. Но административный центр какой мы можем вынести? Только же даже свой московский, а федеральный, ты его не вынесешь.
ВАХИДОВ: Кремль не вынести никуда, да.
СТИЛЛАВИН: Ну, сейчас как раз Москва сместилась немножко, Кремль, уже он оказался на отшибе, так если посмотреть карту Новой Москвы, правильно? То есть вынесли Москву, центр из Москвы вынесли.
КАПКОВ: Это с какой точки считать.
СТИЛЛАВИН: Вопросы есть…
ВАХИДОВ: Планы на следующий год?
МИТРОФАНОВА: Год культуры.
КАПКОВ: Следующий год - Год культуры по всей России объявлен. И, конечно, это будет заметным для Москвы годом, потому что там прописано все: начиная от ремонта театров, открытия новых театров, заканчивая повышением зарплаты работникам культуры, проведением различных фестивалей, мероприятий. И я думаю, что просто у нас с каждым годом увеличивается объем, что мы можем сделать. То есть если в этом году мы сделали полностью заново две библиотеки, которые стали такими культурными центрами московской городской гостиной, то в следующем году еще плюс девять. Если мы начинали с одного парка Горького, то сейчас я могу смело сказать, что все 14 парков, которые были в Департаменте культуры, мы отремонтировали. Со следующего года нам присоединяют еще 70 территорий, которые мы тоже будем делать.
СТИЛЛАВИН: 70?
КАПКОВ: Это поступательное движение. Невозможно перекопать весь город или закрыть все парки на год, отремонтировать их, а потом открыть и сказать: вот, пожалуйста…
МИТРОФАНОВА: Но зоопарк намечено…
СТИЛЛАВИН: Вот интересно, а что касается уличной культуры. Есть культура, когда надо куда-то специально приезжать, чтобы встречать единомышленников, эту среду особенную, а что будет происходить на улицах? Может быть, вот в этой сфере общественного пространства общего будут какие-то нововведения? Все-таки чтобы гоп-быдло было облагорожено потихоньку…
ВАХИДОВ: Да что ж такое-то…
КАПКОВ: Нет, у нас каждые выходные будет продолжаться фестиваль "Лучший город зимы" зимой, а летом "Лучший город Земли", когда в каждом районе города, не в центральных, будет событие, некий фестиваль, некая культура программа. Но это сейчас возможно сделать только потому, что парки отремонтировали, то есть, есть куда людей пригласить, есть площадка. Так же невозможно: приходите, вот мы здесь будем…
ВАХИДОВ: На улице…
СТИЛЛАВИН: Разливать…
КАПКОВ: В грязи стоять и радоваться, не забудьте резиновые сапоги… Поэтому первое - это всегда, конечно, благоустройство, в любом городе. Сначала должна быть площадка, а когда она появится, тогда и возможно. Так же, как мы развиваем проект с молодыми художниками, так называемые граффити, которые рисуют на стенах. Надо сначала эти стены найти, заштукатурить, чтобы они могли нарисовать.
СТИЛЛАВИН: Нет, на Третьем кольце шикарный висит, на Беговой: на рыбе едет человек в шапке-ушанке. Это же круто!
ВАХИДОВ: Да, браво, браво!
КАПКОВ: Да, это вот таких 150 мест мы выбрали. Художники провели конкурс, что нарисовать, главный художник города это утвердил, чтобы это не портило и не вызывало впечатления, что это хулиганство. Мы это показали, и сейчас мы постепенно это развиваем. И мне даже кажется, что в следующем году нам удастся, я так с опаской говорю, провести в Манеже выставку известного граффитчика Бэнкси, чтобы показать, что это тоже некая форма молодежного искусства.
ВАХИДОВ: Его произведения.
СТИЛЛАВИН: И поскольку все-таки вы занимаетесь культурой, а жизнь в большом городе требует культуры, некоего уровня, ваша точка зрения по наболевшей теме с парковками? Там ожидается референдум. Вот с вашей точки зрения, идеальный образ культурного использования автомобиля в городе, к какой модели мы стремимся, чтобы всем было удобно, с одной стороны, не возникало проблем?
МИТРОФАНОВА: К Нью-Йорку или к Лондону?
КАПКОВ: У нас собственный путь.
СТИЛЛАВИН: И это же говорит о культуре и за рулем, все как бы связано, вся эта среда.
КАПКОВ: Любая культура - это все-таки правила поведения. То есть культурный человек, он просто ведет себя в каждых определенных обстоятельствах правильно или как он воспитан. Поэтому платные парковки, пешеходная зона, уважение друг к другу - это вопрос воспитания. И те же даже ограничительные меры, которые вводит город, это тоже вопрос воспитания автолюбителей, вопрос воспитания.
МИТРОФАНОВА: Ну это какие-то резкие очень шаги. Нас же воспитывали всю жизнь: все бесплатно, где хочешь, там и бросай… А потом раз - и сразу ограничили.
СТИЛЛАВИН: Маргарита, так хорошо сидели разговаривали…
КАПКОВ: А как это по-другому сделать?
МИТРОФАНОВА: Никак.
КАПКОВ: Предположим, можно было Садовое кольцо разбить на кварталы и голосовать по каждому кварталу. У тебя было бы, я не знаю, 200 скандалов. Сейчас у тебя одна тяжелая ситуация, про которую город отвечает, почему он это делает, объясняет.
МИТРОФАНОВА: Но которая решается.
КАПКОВ: И поверьте мне, что мнения совершенно разные.
МИТРОФАНОВА: Ну, понятно…
КАПКОВ: 85 процентов жителей города пользуются общественным транспортом. В центре владельцы-автолюбители, они получат возможность парковаться. Все остальные, кто приезжают, либо по работе, либо бомбить… имеется в виду таксовать нелегально, то они будут за это платить, иначе это просто не работает.
СТИЛЛАВИН: Да. Сергей Александрович, мы в вас продолжаем верить как в идейного вдохновителя культурных процессов.
ВАХИДОВ: Поздравляем с наступающим Новым годом!
СТИЛЛАВИН: Мы и сами под вашим руководством готовы окультуриться. Сергей Александрович Капков у нас был сегодня в гостях - руководитель Департамента культуры Москвы. Спасибо огромное, спасибо!
Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски
- Все аудио
- 50 оттенков стильного
- 8 марта
- А вот это попробуйте
- Агентство Недвижимости
- Азбука автохимии
- Битва за Сталинград
- Большой тест-драйв
- Брендятина
- В ролях
- В центре внимания
- Внешний фактор
- Война
- Врач народов
- Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
- Всё для победы
- Голубая лента
- Госстрой
- Гости съезжались на дачу
- Гость из будущего
- Гражданская война
- Дамасская сталь
- Дело княжны Таракановой
- Династия М
- Дневник его жены
- Докопались
- Достоевский. 200 ФМ
- Еда как лекарство
- Женщина. Руководство по эксплуатации
- Жизнь глазами
- Жизнь глазами химика
- За веру за Христа
- Забытые вожди Страны Советов
- Зарядка
- Золото "Чёрного принца"
- И пусть весь хайп подождёт
- Именем революции!
- Имя географическое
- Иностранный отдел
- История и болезни
- История машин
- История тайных обществ
- Итоги года
- Как всё началось
- Как заработать миллион?
- Как русская хозяйка в доме мир наводила
- Как сказки в гости ходили
- Как стать русским?
- Кинолюбы
- Конфетки-бараночки
- Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции