Выберите регион

Смотрим на

Театр одного гения. Майя Плисецкая

Перед ее талантом меркнут любые эпитеты. Справедливы, пожалуй, только два: незабываемая и неповторимая. С уходом Майи Плисецкой действительно ушла целая эпоха отечественного балета, и то, что в этой "области" мы были "впереди планеты всей", во многом ее заслуга. Она создала собственный стиль – о, эта знаменитая "точка" в конце каждого жеста и позы! Присущая лишь ей отточенная, графичная пластика сочеталась с внутренним драматизмом. Внешний лирический рисунок партии – и сила характера в каждом персонаже. Сложнейшие па – не самоцель, а способ воплощения образа. В ее танце – опыт века: трагизм, гротеск, абсурд…

Плисецкая обладала острым чувством гармонии – и была соткана из противоречий так же, как и ее непростая судьба. Она хотела стать драматической актрисой, как ее дядя и тетя, привившие ей любовь к театру, но ее "отдали в балет". Она танцевала на приемах у Сталина и ненавидела тоталитаризм. Врожденная интеллигентность сочеталась в ней с острым языком и бесстрашием, а безупречное исполнение классики – с неуемным интересом к новым веяниям и экспериментам в профессии. Она считала сцену Большого театра лучшей в мире – и была изгнана из него…

В передаче Плисецкая рассказывает о том, за что однажды чуть не убили ее маму, актрису немого кино, о своих "балетных" родственниках и собственных первых опытах у станка, о том, как в 13 лет осталась без родителей (отца расстреляли, мать посадили), о войне, погибших там родных и тяготах эвакуации. Как сбежала из Свердловска в Москву – одна, без пропуска, чтобы вернуться в балетную школу, и как попала в труппу Большого. О "рабстве и хамстве" коммуналок, об унизительных процедурах при выезде за рубеж, о слежке и репрессиях в СССР.

О том, почему ее не выпустили на первые гастроли Большого в Лондоне (труппа давала там "Лебединое озеро", а Плисецкая танцевала Одетту/Одиллию в Москве, успех был оглушительный, и люди из "органов" хватали зрителей за руки, мешая аплодировать "невыездной" балерине; "Большой балет" ездил за рубеж без своей примы шесть лет!). Как разрешили сделать "Кармен-сюиту", за что чуть не запретили и сильно "порезали". О муже, композиторе Родионе Щедрине, которого она боготворила и который продлил ее творческую жизнь не на один десяток лет, написав специально для жены пять балетов. Как им жилось за границей и почему именно в Мюнхене…

В документальной ленте о Плисецкой говорят художник Борис Мессерер, писатель Генрих Боровик, профессор Сергей Капица и искусствовед Михаил Швыдкой, а лучше всего – бесценные отрывки записей ее спектаклей. "Сколько проживем, столько проживем, как уж бог даст. Но было много интересного, очень много. И ужасного, и интересного". Сколько времени она потратила, чтобы стать звездой? "Всю жизнь", – не задумываясь, отвечает Плисецкая. Смотрите фильм-мемуары "Майя Плисецкая" из цикла "Портреты эпохи" на сайте Russia.tv.

Читайте также

В Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева