Все о "Тарасе Бульбе"
3 года кропотливой работы, 1000 актеров массовых сцен, 2000 специально созданных костюмов... Речь идет об исторической драме "Тарас Бульба"!
Действие разворачивается в тяжелый период истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой. В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрей полюбил польскую принцессу и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Владимир Бортко (автор сценария и режиссер)
О Гоголе
Мне нравится Гоголь, мне нравится это произведение, мне кажется, сейчас самое время его снимать, ибо вопросы, затронутые в этой повести, актуальны сегодня. Родина, предательство, как вести себя в такой ситуации выбора, что есть хорошо и что плохо по отношению к нашей многострадальной Родине.
Об экранизации классики
На мой взгляд, большой разницы нет, что снимать – известное произведение или фильм по оригинальному сценарию. Дело в ответственности. Просто при экранизации классиков, которых читали все, чувствуешь большую ответственность. Я не старался максимально соответствовать написанному литературному варианту. Я хотел показать то, что, мне кажется, хотел сказать автор. Что не всегда просто.
О фильме
Для меня "Тарас Бульба" – это героическая драма. В фильме много батальных сцен, где-то 60%, но не это важно. Важно, что стоит за этими боями, кто с кем дерется, кого убивает и почему. Это гораздо важнее. Самое главное здесь – это актер и его игра. На вопрос кто кого предал – сын отца или отец сына – у меня однозначный ответ, как у Гоголя, – виноват Андрий. За что отец его и убил. Все это печально, но, по-моему, он поступил правильно. Тарас плачет над убитым сыном, но есть вещи, которые делать нельзя. Можно делать все, что угодно, но нельзя предавать Родину. Это было понятно еще 6 тысяч лет тому назад, понятно и сейчас.
Об актерах
Выбор актеров всегда довольно сложный процесс. Ступка для меня в наибольшей степени соответствует образу Тараса Бульбы. С ним даже проб не было, потому что я достаточно видел то, что он делает. С Остапом проб не было. Володя Вдовиченков приехал на пробы и на этом они закончились. С Андрием было сложнее – были пробы, и в результате был выбран замечательный актер Игорь Петренко.
Богдан Ступка
О герое
Кинопроб у меня не было. Были пробы в костюме, думали над прической. Я сразу почувствовал большую ответственность, ведь у каждого свое представление – какой он, Тарас Бульба. Есть рисунки Репина, дети в школе читают книгу, изучают историю. У Гоголя, например, написано: "Тарас вскочил на коня, и конь почувствовал на себе двадцатипудовое бремя". Мы начали считать сколько это. Получилось 320 килограммов, то есть люди с таким весом не ходят. Может, это было романтическим преувеличением Гоголя? Ведь эта история – легенда. Гоголь приехал в Варшаву, и где-то в какой-то деревне возле Каменец-Подольского услышал ее и решил сотворить произведение про Тараса Бульбу. А если говорить, по сути, я бы никогда не смог сделать так, как мой герой. Какой бы ни был сын, я бы так не поступил…
О съемках
Как артист я полностью доверяюсь режиссеру, потому что как бы я ни понимал, как бы я ни знал произведение, глаз режиссера обязательно должен быть. Режиссер делает замечания, добивается того, что нам нужно обоим, и я полностью ему доверяю. У нас была хорошая творческая атмосфера. Замечательные Игорь Петренко и Владимир Вдовиченков, Ада Николаевна Роговцева, которую я очень люблю, Сердюк Лесь – компания небольшая, но очень творческая.
Владимир Вдовиченков
О пробах
Владимир Бортко пригласил меня в Питер на пробы. Я снялся, он сказал – хорошо, работаем. Пробы в любом случае нужны, для того чтобы понять, сможешь ли работать с данным режиссером, потому что так бывает, что замечательный артист, замечательная команда, но только друг другу они никаким образом не подходят. У нас на площадке была диктатура, что вполне меня устраивало. Я понимал, чего Бортко хочет и максимально старался выполнить его задачу, не забывая, что играть мне.
О подготовке к роли
Когда начинаешь работать, начинаешь акцентировать внимание на материале, с которым работаешь. Читаешь сценарий, перечитываешь книгу, если встречаются какие-то непонятные моменты – обращаешься к людям, которые в этом понимают больше. Но здесь есть одна опасность. Кино – это не некое отображение действительности, это увеличительное стекло, художественный вымысел, поэтому тупо следовать вещам, которые были актуальны в то время тоже нельзя. Потому что многие современные зрители этого просто не поймут.
О герое
Главной чертой в Остапе я отметил бы бескомпромиссность. Причем логика его поступков не всегда мотивирована. Желание быть таким как отец – главное. Все остальное отметается за ненадобностью. Он не болван, понимает, что на свете есть не только черное и белое, но для себя он ставит такие задачи. Я думаю, без этого он бы не выжил, не стал бы тем самым Остапом, то есть абсолютная бескомпромиссность по отношению к себе и близким. Плюс он еще очень молодой, ребенок такой большой. Но при этом он в своей стихии. Когда он приезжает в Запорожскую Сечь, понимает – это его и ничего другого ему не нужно. Так и говорит: "Мое – это Сечь – это сабли, батька, басурмане, которых надо рубить…" На плахе его рубят, ломают, а он молчит. Молчит и других заставляет, говорит, ни дай бог кто-то из вас слово скажет – прокляну, то есть люди, обрекающие себя на смерть, обрекают на смерть людей, находящихся рядом, может быть, не всегда заслуживших смерть.
О проблеме отцов и детей
Когда я начал сниматься, и мы снимали в Каменец-Подольском сцену казни Остапа, до этого мне все было очевидно. Но потом я подумал: действительно, кто кого предал? Отец, ни с того ни с сего сорвавшийся на детей, выдал им оружие – и вперед, на войну, или, может, просто время было такое? Если ни ты, то тебя. В этой истории слишком много составляющих. У каждого из этих персонажей своя правда. Найти и показать эту правду – самая сложная задача. Потому что если огульно судить о произведении, то есть мой герой – Остап, есть предатель Андрий, есть батя, который пострадал. Андрий влюбился в эту девчонку – полячку, а ведь они же враги, но потом понимаешь, что Андрий делает сознательный выбор, знает, чем все это закончится – смертью. И Отец совершает поступок – убивает своего родного сына из-за его предательства. Я вот просто думал, у меня сейчас два сына маленьких, что же такого может сделать ребенок, чтобы отец его убил? До какой степени сердце должно разорваться на части у этого человека?
Игорь Петренко
О фильме
Сегодня так много бытовых историй и редко, когда снимаются проекты такого масштаба. В этом проекте ценности совсем другие, команда сильная, режиссер сильный. Конечно, мне очень хотелось принять в нем участие.
О герое
Мне интересен персонаж Андрия. Андрий активный человек, романтик, он человек с искрой в душе. По мере работы его образ все время трансформируется.
Если судить с позиций социума, как надо, как принято, предатель – Андрий. Но я могу его понять, этим мне и интересна эта роль. Я не считаю его абсолютным предателем. Предательство бывает разным, но в результате название ему одно – предательство. Но человек так устроен, и ответ на этот вопрос в поступке, который он совершает. Андрий сделал шаг осознанный, не испугавшись смерти, перешел на сторону противника. Выбрал смерть ради любви. В этом и есть трагедия и драма человеческая.
О современности образа
Я могу судить только по каким-то книгам и историям, какие раньше были люди. Моя психофизика, мое нутро, моя органика не знает, как это было, – я современный человек. Конечно, есть текст, есть сцены, ситуации, в которые попадаешь, и они несут отпечаток на твоем поведении. Моя основная задача, которую я перед собой поставил – быть максимально честным по отношению к своему герою и попытаться донести его правду.
Владимир Светозаров (художник-постановщик)
Съемки проходили в Крыму, Киеве, Каменец-Подольском, Варшаве. Основным местом съемок стал остров Хортица, где жили Запорожские казаки. Там же в заповеднике мы, с помощью местных энтузиастов построили декорацию Запорожской Сечи. Работа была грандиозная – перед нами стояла задача досконально воссоздать предметы XVI века. Декорации изготавливались в Москве, Санкт-Петербурге, из Лондона привезли доспехи и оружие – точные копии реального, естественно, безопасного для жизни. В Польше рядом с городом Хотин была построена декорация крепости, в которой снимали одну из самых захватывающих боевых сцен.
С документальной точностью воссоздавался хутор Тараса Бульбы. Нам помогали консультанты, сотрудники музеев живописи.
Подготовительный срок был очень небольшой для такого масштабного проекта – всего 4 месяца, но нам удалось передать всю красоту и дух того времени.
Екатерина Шапкайц (художник по костюмам)
Специально для фильма было создано 2000 костюмов. Самой сложной была работа с военными костюмами, которые изготавливалась их металла и кожи. Это очень трудоемкая работа, которую делали несколько художников по металлу. Исторические костюмы Панночки воссоздавались с особенной точностью – кринолины, парча ручной работы, кружева. В Варшаве нам помогали консультанты по польскому костюму. В Киеве в публичной библиотеке мы нашли много книг по истории костюма, которые очень помогли нам для работы.