Бандитская тема закрыта
Оставшиеся в живых после криминального беспредела 90-х бандиты давно уже превратились в скромных рантье, в бизнесменов, в чиновников и погружают в покой свой внутренний мир, покореженный в лихие годы. Об их "мутной" юности теперь сочиняют анекдоты. Стало быть, и в кино пришло время сбить геройский пафос с бандитской темы. Что и сделал Алексей Балабанов в своей новой картине "Жмурки" - черной комедии по-русски.
Гарик Сукачев (актер): "Не знаю, насколько это возможно - пародировать кич, потому что кич всегда граничит с гениальностью".
Сергей Маковецкий (актер): "Это жанр черной комедии. Я надеюсь, что это будет смешно, остроумно, и может, быть мы закроем бандитскую тему, которая в принципе уже чуть-чуть приелась".
Никита Михалков (актер): "Эра этого кино закончилась. Балабанов его в какой-то степени открыл, и он его в какой-то степени закрывает. Это стеб над стебом. Это взгляд сверху, со стороны, на 90-е годы, на то кино, которое так увлекательно завоевало пространство. Сегодня оно кончается".
Прощание Алексея Балабанова с бандитским кино состоялось благодаря питерскому футболисту Стасу Мохначеву, который написал историю про двух неотягощенных интеллектом парней, их рыжего босса и непременный атрибут гангстерской жизни - чемодан с героином. В результате Стас, что называется, убил сразу двух зайцев. Стал сценаристом и тренирует группу фильма "Жмурки" для участия в футбольном матче на фестивале "Кинотавр".
Сергей Сельянов (продюсер): "Был футболистом, потом получил травму колена и решил повторить путь Тарантино - пошел в видеопрокат. Тщательно изучил мировой кинематограф, решил, что он может писать не хуже и написал несколько сценариев. И один из них мне действительно очень понравился".
Андрей Панин (актер): "Черт его знает, можно ли шутить на эту тему. Тогда все подумали, что хорошо разбираются в Пушкине, и в футболе, и в бизнесе. Но на каждой странице своей записной книжки я могу вычеркивать фамилии - этих людей больше нет. Не знаю, как к этому относиться. Может быть, с юмором. Может быть, с ужасом".
Дмитрий Дюжев (актер): "Жизнь - она все время такой грани находится на грани комедии и трагедии. В любое время. Это относится не только к 90-м годам".
Алексей Серебряков (актер): "Посмотрите по сторонам на улице, и вы убедитесь, что такие люди бывают".
На своей первой картине - "Счастливые дни" по Сэмюэлю Беккету - Алексей Балабанов зарекся: никогда не снимать суперзвезд. Полтора десятка лет спустя, когда пришло время "Жмурок", может показаться, что режиссер избавился от подобного максимализма. Но это совсем не так, потому что суперзвезды приглашены в картину ради шутки.
Алексей Балабанов (режиссер): "Если бы я снял артистов неизвестных, то люди бы восприняли этот фильм как серьезный, даже при прочих равных. А когда используются эти актеры с испорченной внешностью, с капами, с тяжелыми челюстями - это уже не серьезно".
Алексей Панин (актер): "Мне не нравится свой визуальный образ, мне не нравится, что я говорю на экране не своим голосом. Но это личные проблемы Алексея Балабанова. Если он считает, что картина станет от этого только лучше, значит, она станет лучше".
Рената Литвинова (актриса): "Мне нравится такой утрированный жанр, и я считаю, что Леша стал первым у нас в русском кино делать комикс - когда он наклеивал вот эти безумные волосы на лоб".
Создатели называют свою комедию "Жмурки" то беспредельной, то скрытой, в зависимости от настроения зрителя, который уже успел ее посмотреть. Однако тем, для кого остается загадкой, зачем закрывать бандитскую тему в кино, при чем здесь Тарантино и комиксы, все равно будет любопытно оценить - кто из самых востребованных артистов российского кинематографа лучше всего смотрится в роли бандита в кожаной куртке и с золотой цепью на шее, героя анекдотов, которого в сегодняшней Москве уже и не встретишь.
По материалам программы "Синемания"