Круг – первый, попытка – третья
Местом проведения пресс-конференции, посвященной премьере телефильма "В круге первом", стал Культурный центр "Русское зарубежье", созданный Русским общественным фондом Александра Солженицына (при участии издательства YMCA-Press и правительства Москвы). У входа в конференц-зал – стенды с многочисленными изданиями романа "В круге первом" на разных языках – от английского до японского. Сам Александр Исаевич на пресс-конференции не присутствовал – его представляла супруга Наталья Дмитриевна.
Она, в частности, рассказала, что фильм Глеба Панфилова – не единственная попытка экранизировать роман. В 1973 году полуторачасовую картину по мотивам произведения снял режиссер Александр Форд. А в начале 80-х вышла двухсерийная франко-канадская лента, которую впоследствии показали и в России. Обе киноверсии оказались провальными.
Многосерийная лента Панфилова, черновой вариант которой уже частично просмотрел автор романа, удостоилась самых лестных его отзывов. Как свидетельствует супруга мэтра, фильм вызвал у него "радостные чувства", поскольку увиденное не только не противоречит его замыслу, но во многом даже развивает исходные образы.
Наталья Солженицына: "Удивительно, но актеры даже внешне походят на прототипов своих героев, и внутренне все образы воссозданы верно… Поражает и тщательность выбранных и показанных деталей. Получился несомненный художественный документ, который через годы станет учебным пособием... Можно поздравить Глеба Панфилова".
Глеб Анатольевич Панфилов также очень трепетно относится к своему детищу: "Это очень важное событие в моей жизни, к этому я шел не год и не два, а 30 лет, с того момента когда мне довелось прочитать роман "В круге первом"… Я не без волнения в 2000-м году перечитал роман и, к великой радости, обнаружил, что он жив, также содержателен и, увы, актуален. Это живая книга о живых людях, о времени, о нашей стране, о том, что было, что происходило", – заметил режиссер.
Сам роман ожидал своей российской экранизации еще дольше – ровно полвека. Первая редакция была создана еще в 1955 году. Тогда автор даже не надеялся, что его книгу когда-либо прочтет широкий круг людей, писал, что называется, в стол. В тот момент с текстом ознакомились только его друзья по "шарашке". А уезжая из дома, писатель прятал рукопись в бутылки из-под шампанского, свернув плотно исписанные убористым почерком листы в скрутки.
Глеб Панфилов не считает свою ленту коммерческим проектом. Участие в съемках, по его утверждению, не сулило больших денег актерам, однако они справились блестяще, а деньги, по словам режиссера, многих из них и "не интересовали".
Пожалуй, самая трудная задача стояла перед Евгением Мироновым. Мало того, что он сыграл абсолютно положительного героя – прототипом Глеба Нержина является сам автор романа, а это безмерно усложнило задачу актера.
Евгений Миронов (актер): "Я не знаю, играл ли я роли сложнее. Тяготила сама задача – сыграть сугубо положительного героя... Перечитав роман, я с одной стороны, испытал безумное счастье: съемки в фильме обещали стать одним из самых интересных событий в жизни. С другой стороны, я испытал разочарование – не нашел в герое ни одной отрицательной детали, говорящей о Нержине как о противоречивом человеке".
Интересно, что, играя человека строгих моральных правил, стоика, добровольно обрекшего себя на мучения в гулаговском аду, Евгений Миронов одновременно пытался репетировать роль Иудушки в спектакле "Господа Головлевы", но в итоге вживаться в два взаимоисключающих образа оказалось невозможно, и актер отодвинул репетиции в театре на месяц.
Глеб Панфилов, говоря об образе Нержина в картине, подчеркнул, что его всегда интересовали судьбы одаренных людей в критической ситуации, в конкретных исторических обстоятельствах. Но в данном случае не меньшее внимание режиссера привлекла и проблема выбора:
"Судьба художника сложна, она всегда – сопротивление несправедливости… Нержин выбирает лагерь вместо "шарашки" – это ключевая сцена для понимания этого героя, а для меня – и Александра Исаевича тоже".
Закадровый текст в фильме будет читать сам Солженицын, который в 15-летнем возрасте пытался стать актером – но слабые голосовые связки помешали воплотить эту мечту в жизнь. Создатели ленты очень довольны, что им, хоть и с трудом, удалось уговорить писателя прочесть наиболее важные отрывки романа.
Инне Михайловне Чуриковой досталась небольшая, но очень важная и существенная роль – она играет жену одного из заключенных. Играет настолько пронзительно, что кажется, будто ее "глазами плачет вся Россия" – именно так о ее роли отозвался Александр Исаевич.
Инна Чурикова (актриса): "Я упала в эту роль, написанную мощно и талантливо... У моей мамы такого не было, но это судьба многих русских женщин, испытавших невыносимое одиночество, помноженное на любовь – это помогало выжить".
Дмитрий Певцов, играющий дипломата Володина, считает свою роль большой удачей. Актер последнее время почти не снимается в кино, но от этой роли просто не смог отказаться. На вопрос, герой или предатель Володин, выдавший государственную тайну, Певцов ответил:
"Я всегда адвокат своих героев. По-моему, понятие "подвиг" очень размытое. Человек не смог поступить никак иначе – а уже потом это называют подвигом или предательством. Володин оказывается в критической ситуации, пытается восстановить гармонию – и совершает странный необдуманный поступок, а уж предательство это или подвиг, меня мало волнует".
Во время съемок использовались подлинные предметы сталинской эпохи. К примеру, дача Сталина на Валдае, где он побывал всего один раз, – точная копия его кунцевской резиденции. Попали в кадр несколько предметов, которых непосредственно касались руки вождя: чайник, чашка с блюдцем, сахарница – белый фарфор Ломоносовского завода, с нарисованным вручную гербом Советского Союза, а также юбилейная монета (50 чешских крон), выпущенная к 70-летию отца народов. Сталин хранил ее как реликвию – так же он берег и рассматривал свою краткую биографию, изданную к юбилею. Появится в кадре и стенографический отчет XV съезда ВКП(б), дополнение к письму Ленина о недостатках Сталина, которое в фильме генсек читает вслух, а затем убирает в сейф.
Присутствовавший на пресс-конференции генеральный продюсер канала "Россия" А.А. Златопольский назвал "В круге первом" главным телепроектом года, "который должны посмотреть все жители Российской Федерации". При этом он пообещал, что рекламы будет не больше, чем в "Мастере и Маргарите".
Хлобыстова Людмила, RUTV