Самое стойкое кино
Французское кино – самое стойкое кино в мире. Во-первых, у него сильные корни – ведь именно французам принадлежит слава изобретателей этого вида искусства. Когда братья Люмьеры устроили в Париже первый публичный киносеанс, американцы еще не знали, как снимается кино. До первой мировой войны Франция выпускала около 90 процентов мировой кинопродукции. А когда национальные экраны заполонили итальянские и американские фильмы, правительство среагировало быстро, решив проблему экономическим путем.
Жоэль Шапрон (отборщик Каннского кинофестиваля): "У нас снимается специальный налог с каждого кинобилета, все-равно с какой картины. И этот специальный налог, 10, даже 11 процентов от стоимости билета, идет назад – в производство чисто французского кино. Американцы пытались бороться с этой ситуацией, потому что 10 процентов от их вала идет к нам, но поскольку система давняя, то они так ничего и не смогли сделать".
Однако, для того, чтобы французское кино удержало свои позиции на мировом и национальном рынках, развитой системы государственной поддержки было недостаточно. Отъевшись на "казенных харчах", режиссеры ударились в излишнее авторство, эпатажность, а их произведения оказались абсолютно неудобоваримыми для массового зрителя. Стало ясно – французскому кино нужен новый герой. Крест Спасителя Кино благородно взвалил на свои плечи Люк Бессон.
Люк Бессон (режиссер, продюсер, сценарист): "Я – не доктор, способный спасти жизнь, но я бы сравнил себя с аспирином, который может избавить вас от головной боли на пару часов".
Бессон прогремел на весь мир своими фильмами "Никита", "Леон" и "Пятый элемент" и основал продюсерскую компанию, которая только за три последних года выпустила 27 фильмов. Под чутким руководством Бессона были созданы такие французские хиты, как "Такси", "Васаби", "Поцелуй дракона" и "Бланш".
Режис Варнье (режиссер): "Люк очень сильный продюсер, он - настоящий продюсер. Возможно, он сильнее именно как продюсер, а не как режиссер. Мне рассказывали актеры, что Люк, став продюсером, вдруг начал заставлять их работать так, как не заставлял раньше".
Люк Бессон некоторое время жил в Америке, но потом вернулся на родину. Возможно, кое-кто рассчитывал, что он станет своеобразным "шпионом", и будет воплощать во французском кино голливудские идеи. Но не тут то было. Бессон, конечно, позаимствовал у Голливуда масштабность и зрелищность, но при этом не потерял связи с национальными традициями. Это – хороший пример для любого из европейских кинематографов. И для нас в том числе.
По материалам программы "Синемания"